Договоры коллективного управления авторского права

Коллективное управление правами

Договоры коллективного управления авторского права

К заинтересованным  лицам в управлении правами относятся, прежде всего авторы (или их еще называют «создатели») оригинальных  произведений: художественных и литературных, музыкальных и научных. Авторы обладают правом на созданные ими произведения, могут  контролировать и решать их дальнейшую судьбу.

Входящие в авторское право группы прав — имущественные (исключительное право ) и личные неимущественные — автор может осуществлять самостоятельно: указавать свое имя, использовать свое произведение, передавать право на использование его произведения кому-либо другому, запрещать использовать произведение.

В охране другой группы прав под названием смежные права заинтересованы иные лица: исполнители произведений и производители фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и публикаторы произведений. Это лица, фактически являются посредниками между авторами и обществом, в котором произведения распространяются тем или иным способом.

Однако защитить свое произведение и свое право на него авторы и обладатели смежных прав не всегда могут самостоятельно. Не могут эти лица иногда использовать свои права в полном объеме в силу отсутствия материальных, организационных или иных возможностей, а также не могут отследить все виды и случаи использования своих произведений.

Нереально, например,  представить себе контакты автора музыкального произведения с каждой радиостанцией или телевизионным каналом по поводу разрешения или запрета на использование своего произведения и по поводу  оплаты вознаграждения автору за это использование.

На основании Гражданского кодекса РФ предусмотрены случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

В таких случаях перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий, а перед правообладателями о создании специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах в интересах. 

Организации коллективного управления, их часто называют авторские общества, создаются только по инициативе самих  обладателей определенных прав и становятся звеном, связывающим авторов, издателей, исполнителей и владельцев фонограмм с пользователями создаваемых ими произведений, и действуют в первую очередь в интересах правообладателей, обеспечивая им вознаграждение за использование их прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами создаются в форме некоммерческих организаций, их деятельность регламентируется  гражданским законодательством РФ (статья 1242 ГК РФ), Положением о государственной аккредитации, вступившим в силу 01.01.2008г., другими нормативными актами.

Исключительные права на объекты авторских смежных прав передаются этим организациям в управление, и они не имеют права использовать их в своих интересах.

Членство в организации коллективного управления

Членом организации коллективного управления может стать любой обладатель авторских и смежных прав: авторы, писатели, композиторы, художники, фотографы, издатели, музыканты и исполнители.

Для вступления в организацию коллективного управления вступающий автор должен сообщить о себе личные данные и указать произведение, автором которого он является.

Эти данные позволят организации коллективного управления в дальнейшем проводить связь между автором и произведением и обеспечивать плату за использование этого произведения.

Организация коллективного управления (в зависимости от наличия такого положения в ее уставе) может представлять интересы лиц, не являющихся членами организации.

И с теми и с другими, как с  правообладателями, она должна заключить в письменной форме договоро передаче полномочий на управление правами (за исключением случая, указанного в абзаце первом п. 3 статьи 1244 ГК РФ).

Этот договор и будет являться основанием полномочий организации коллективного управления, на основании которых такая организация должна осуществлять сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателю.

Спектр услуг организаций коллективного управления правами

К правам, которые должны обеспечивать организации коллективного управления в случаях массового использования, целесообразно отнести, например, следующие:

— право на исполнение или воспроизведение музыкального произведения и фонограммы в общественных местах;

— право на вещание в эфире, в кабельных сетях и через спутник (радио и телевидение), а также при ретрасляции;

— право на фотокопирование произведений науки, литературы, искусства и музыки (репрографическое воспроизведение);

— право на воспроизведение музыкальных произведений и фонограмм механическими способами (на кассетах, компакт-дисках, пластинках, цифровых носителях и т.п.);

— право на использование в цифровых сетях, включая Интернет (право на доведение до всеобщего сведения)

— право на сбор вознаграждения с материальных носителей и оборудования для записи за использование авторских произведений и объектов смежных прав в личных целях.

Осуществляя управление правами, организация по коллективному управлению проводит работу по организации переговоров с пользователями, дает разрешение на использование того или иного охраняемого авторским и (или) смежным правом объекта, оговаривает условия такого использования и обязательную выплату вознаграждения. После чего, опираясь на свою документацию о членах организации и их произведениях,  организация распределяет авторское вознаграждение между своими членами в соответствии с установленными правилами распределения.

В зависимости от того, к какой категории относятся произведения (музыкальные, драматические, художественные и т.п.), организации по управлению правами на коллективной основе имеют свои разновидности.

Так называемые «традиционные» организации коллективного управления, действуя от имени правообладателей, наделены функциями согласования  с пользователями ставок вознаграждения и условий использования произведений, предоставляют лицензии, согласно которым можно использовать, собирать или распределять вознаграждение.

В области произведений любых музыкальных направлений такие организации отвечают за оформление документации, лицензирование и распределение. Чаще всего они действуют в сфере публичного исполнения и эфирном вещании.

В «Полном спектре услуг», объединяющем, как правило, несколько организаций коллективного управления, пользователи могут в централизованном порядке получить разрешение на большой спектр наименований объектов авторских и смежных прав.  Примером может служить «мультимедийная продукция», созданная из нескольких произведений и требующая большого количества разрешений (лицензий) одновременно.

Кроме того, организации коллективного управления, занимающиеся драматическими произведениями, могут выступать в качестве агентов, представляющих интересы авторов сценариев, балетов, пьес и т.п.

, и, в таком случае, заключают с театрами контракты на постановку произведения. После чего оформляется индивидуальный договор с автором, где оговариваются конкретные условия автора.

Затем организация коллективного управления сообщает исполнителю о согласии автора и получает вознаграждение.

Осуществляя защиту переданных им в управление прав, организация по управлению правами на коллективной основе вправе обращаться в суды от своего имени или от имени правообладателей, а также осуществлять иные действия по охране авторских и смежных прав.  Аккредитованная государством организация также вправе представлять в суде интересы неопределенного круга правообладателей (статья 1244 ГК РФ).

 Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Российские организации коллективного управлени правами

Статьи и новости по теме:

Казахстанская пресса сообщила, что Нижняя палата парламента Казахстана провела очередную встречу, где участники обсудили актуальные проблемы законодательного регулирования и защиты авторских прав >>

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

Коллективное управление авторскими правами

Договоры коллективного управления авторского права

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав.

Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В этой статье разберемся с вами в сущности коллективного управления, особенностях работы этой системы в России, ее преимуществах и недостатках, а также причинах критики организаций коллективного управления авторскими и смежными правами.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание их законных интересов, а не только в целях творческого общения.

Из истории известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в.

имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Коллективное управление авторскими и смежными правами в современном понимании появляется только тогда, когда между разными лицами происходит разделение функций по созданию произведений и по осуществлению и защите прав на них.

Первое – задача авторов и исполнителей, второе – задача специально создаваемых организаций, которые, по существу, выступают в качестве профессиональных посредников между авторами и пользователями (организаторами концертов, владельцами кафе, ресторанов, клубов, торговых центров и т.д.). Можно дать следующее определение:

Коллективное управление авторскими правами – это осуществление и защита авторских и смежных прав специально созданными организациями, уполномоченными выступать в интересах авторов и правообладателей в отношениях с третьими лицами – пользователями. Главные функции этого института интеллектуальной собственности:

  • преодоление трудностей индивидуальной защиты интеллектуальных прав за счет наделения соответствующими полномочиями профессиональной организации;
  • облегчение возможности правомерного использования объектов смежных прав и авторских прав за счет их сосредоточения в руках крупных организаций, что облегчает пользователям поиск лица, уполномоченного предоставить лицензию на использование таких объектов;
  • возможность допустить в законодательстве использование произведений, исполнений и фонограмм без разрешения правообладателей, но с выплатой им вознаграждения и эффективно организовать сбор такого вознаграждения.

Ниже представлена общая схема того, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами.

Таким образом, основная цель коллективного управления – оптимальным образом соединить правообладателей и пользователей и сократить их правовые и административные издержки в процессе использования интеллектуальной собственности.

В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица.

Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства.

При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить 3 главных стадии:

А) Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами. Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации.

При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель её членом.

Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой Суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом.

Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из 6 сфер, перечисленных в п.1 ст.1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.

Б) Осуществление и защита авторских и смежных прав. Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения.

В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо лицензионные договоры о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в Гражданском кодексе договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п.1 ст.1326 ГК позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).

Защита авторских прав в тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.

В) Выплата вознаграждения авторам и правообладателям. Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии).

Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями.

Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике.

3. Международно-правовое регулирование коллективного управления.

На сегодняшний день отсутствуют универсальные международные договоры, регулирующие коллективное управление авторскими правами и смежными правами. Международное авторское право затрагивает более общие вопросы защиты интеллектуальной собственности и главным образом устанавливает минимальные требования к сроку действия авторских и смежных прав и перечню охраняемых объектов.

Однако для России важное положение закреплено в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.

Одним из условий присоединения России к ВТО являлась отмена бездоговорного коллективного управления, то есть управления на основании государственной аккредитации без получения полномочий непосредственно от правообладателя.

Требование об отмене должно было быть выполнено до 1 января 2013 года, однако по настоящий момент бездоговорное управление авторскими правами действует.

4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, часто подвергается критике. Каковы основные претензии?

Во-первых, порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. П.5 ст.1244 Гражданского кодекса возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение.

Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением можем составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления.

Кстати, отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.

Во-вторых, неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями.

В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи – на ставки вознаграждения за использование объектов авторских прав.

Получается интересная ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.

В-третьих, государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, т.к. в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация.

Конечно, другие организации можно создавать, но составить серьезную конкуренцию аккредитованным они не могут, т.к.

вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.

В-четвертых, деятельность ведущий активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами.

Достаточно вспомнить законопроект о глобальных лицензиях, главной целью которого было создание новой сферы государственной аккредитации, но противоречие которого основным положениям авторского права, в т.ч. международного авторского права, было очевидно.

На мой взгляд, коллективное управление авторскими правами в России нуждается в реформировании путем полного исключения государственной аккредитации и бездоговорного управления.

Исторически бездоговорное управление сыграло положительную роль в защите авторских и смежных прав, но сейчас его недостатки создают плодородную почву для злоупотреблений и неосновательного обогащения.

Коллективное управление авторским правом и смежными правами

Договоры коллективного управления авторского права

Коллективное управление является одним из механизмов системы авторского права, который требует или допускает управление правообладателями своими правами через организацию коллективного управления (ОКУ).

Управление авторским правом и смежными правами в индивидуальном порядке далеко не всегда выполнимо. Например, сложно представить себе ситуацию, при которой автор, исполнитель или продюсер устанавливает связь с каждой отдельной радиостанцией для согласования условий лицензирования и вознаграждения за использование их песен.

С другой стороны, радиостанциям тоже нецелесообразно обращаться к каждому автору, исполнителю и продюсеру за отдельным разрешением для использования той или иной песни. ОКУ упрощают получение разрешений на использование прав, что отвечает интересам обеих сторон и обеспечивает материальное вознаграждение для владельцев прав.

Авторы, исполнители, продюсеры и другие правообладатели могут упростить для себя процесс управления правами, дав соответствующее разрешение или поручение профессиональным организациям коллективного управления (ОКУ).

В качестве альтернативы коллективному управлению могут использоваться исключительные права или коллективное ведение переговоров

В большинстве случаев организации коллективного управления (ОКУ) представляют собой некоммерческие структуры; в правовом отношении они могут иметь частный или государственный характер.

В зависимости от характера представляемых произведений ОКУ также могут называться обществами лицензирования прав на использование музыкальных произведений (ОЛПМП), организациями управления правами на механическое воспроизведение (ОУПМВ), организациями коллективного управления правами исполнителей (ОКУИ) или организациями по охране прав на репрографическое воспроизведение (ОПРВ).

Существуют различные подходы к коллективному управлению, включая уставное/ обязательное коллективное управление и коллективное управление на договорной/ добровольной основе.

Как правило, ОКУ выполняет следующие функции:

  • осуществляет мониторинг использования произведений, а также следит за тем, где и когда они используются;
  • ведет переговоры с пользователями по тарифам и другим условиям;
  • выдает лицензии на использование охраняемых произведений от имени своих членов и других правообладателей, которые она представляет;
  • взимает пошлины и сборы с пользователей и распределяет их среди владельцев прав.

(Фoto: istock.com/Forgiss)

ВОИС оказывает помощь в различных форматах по запросу государств-членов. Такая помощь обычно основана на специальных знаниях и позволяет директивным органам и заинтересованным сторонам максимально эффективно использовать авторское право и смежные права в их национальном контексте.

(Фoto: ВОИС/Berrod)

Академия ВОИС предлагает несколько курсов дистанционного обучения (в режиме онлайн) в области коллективного управления. Существуют курсы, разработанные специально для практикующих юристов (DL 501), правообладателей (DL 502), ОКУ (DL 503) и сотрудников директивных органов (DL 506).

(Фoto: ВОИС)

WIPO Connect – это взаимосвязанная система управления авторским правом и смежными правами. Она позволяет ОКУ управлять своими операциями на местном уровне, а также подключаться к региональным и международным сетям для обмена сведениями о произведениях и правообладателях.

(Фoto: Getty Images/akindo) В случае возникновения спора по вопросам коллективного управления стороны могут обратиться в Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству, который окажет процедурную помощь в урегулировании этого спора во внесудебном порядке.

Полный перечень ресурсов ВОИС по вопросам коллективного управления.

Об ИС

  • Авторское право
  • Другие типы интеллектуальной собственности

Знания

  • Законы в области авторского права (WIPO Lex)
  • Каталог ведомств ИС

Внешние ссылки

  • CISAC — Международная конфедерация обществ авторов и композиторов
  • IFRRO — Международная федерация организаций по праву на воспроизведение
  • IFPI — Международная федерация производителей фонограмм
  • SCAPR — Совет обществ коллективного управления правами исполнителей
  • AGICOA — Ассоциация по международному коллективному управлению аудиовизуальными произведениями

Что такое коллективное управление авторскими и смежными правами? Какие нюансы могут возникнуть?

Договоры коллективного управления авторского права

Создатели какой-либо интеллектуальной собственности зачастую отстаивают свои интересы самостоятельно.

На практике также очень часто возникает потребность в коллективном управлении авторскими и смежными правами.

В данной статье подробно изложены права обладателей авторства, особенности данного вида творческой и интеллектуальной деятельности, описаны основные этапы работы в данном направлении и модели взаимодействия с участниками.

Для чего и кому необходимо?

В целях увеличения действенности охраны прав используется коллективное управление. Создаются объединения, которые дают лицензии, собирают вознаграждение и выдвигают иски в интересах авторов. Участники организации коллективного управления (ОКУ) — обладатели авторства:

  • создатели музыки, песен, литературных произведений;
  • исполнители.

Владелец произведения защищает собственность самостоятельно, с помощью таких способов, как:

  • указание имени;
  • использования или передачи полномочий на использование;
  • запрещение использования.

Смежные права нужны исполнителям или производителям фонограмм, организаторам вещания и публикации. Коллективное управление используется в случаях, когда затруднительной оказывается индивидуальная реализация прав.

ОКУ осуществляют посредничество между создателями и потребителями интеллектуального продукта.

Рассмотрим ситуацию: в эфире радиостанции за час звучит около 15 песен. У каждой есть автор и композитор. Для обеспечения законности вещания получается, необходимо заключить не менее 30 соглашений. А ведь помимо автора и композитора к процессу причастны:

  • певцы;
  • аранжировщики;
  • переводчики;
  • дирижеры и т. д.

Даже популярное радио не справится с возникшей юридической нагрузкой. Для таких случаев и нужны ОКУ.

На момент написания статьи, общепризнанного списка отраслей применения управления на коллективной основе нет.

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • на песню и музыку;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Организации

Деятельность ОКУ регламентируется статьей 1242 ГК РФ. Основные организации осуществляющие управление, которые существуют в РФ:

  1. Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) – появилась с принятием в 1993 г. Закона об авторском праве . Управление на коллективной основе:
    • публичное воспроизведение музыки, сборы гонораров за воспроизведение в теле- и радиоэфире;
    • в театральной среде;
    • предпринимает попытки ввести плату для кинотеатров, кафе и ряда других пользователей.
  2. Российское авторское общество по коллективному управлению правами авторов, издателей и иных правообладателей (КОПИРУС) – управляет в сфере размножения документов неполиграфическим способом (репрография), и другом копировании произведений с применением копировально-множительной техники. Участник Международной федерации авторских обществ по правам на воспроизведение произведений (IFRRO), которая координирует подобные организации в развитых странах.

Модели

Модель ОКУ состоит из 3 стадий:

  1. ОКУ берет на себя функции защиты интересов авторов.Полномочия приобретаются по договору с обладателем прав и на основании государственной аккредитации.Договор заключается организацией, вне зависимости от того, является ли правообладатель ее участником. Согласно с практикой Суда по интеллектуальным правам, такой договор не является разновидностью договора доверительного управления имуществом.Аккредитацией разрешено проводить управление даже объектами, не переданными правообладателями. Аккредитацию получает только одна ОКУ в каждой из 6 областей, указанных в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ.
  2. Осуществление и защита интересов.Передача прав в управление, подразумевает заключение соглашений с организациями, пользующимися объектами собственности и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта прав и способа применения, ОКУ заключают:
    • Лицензионные договоры о предоставлении простой (неисключительной) лицензии.Охрана авторства в случаях использования произведение без заключения лицензионного договора, возможна путем предъявления ОКУ в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. Правообладатель при желании может участвовать в процессе.
    • Непредусмотренные законом договоры о выплате гонораров. Используются, когда применение интеллектуального объекта допускается без позволения владельца, но с оплатой (например, пункт 1 статьи 1326 ГК разрешает публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).
  3. Выплата гонораров.Полученные в результате предоставления услуг средства перечисляют авторам и правообладателям. За свою деятельность ОКУ берет комиссию, сумма которой определяется уставными документами. На практике организации не всегда возможно установить правообладателя для выплаты ему вознаграждения. Из-за этого управление на коллективной основе подвергается критике.

Подробно о том, как защитить авторские и смежные права, узнайте в статье по ссылке.

Об особенностях в образовании

Авторство в образовательной сфере затрагивает преподавателей и студентов. В качестве объектов рассматриваются:

  • пособия;
  • лекции;
  • курсовые и дипломные работы;
  • доклады;
  • эссе.

Появление интернета, легкий доступ к любой информации привели образовательный процесс к обесцениваю, а все материалы стали восприниматься как общественные. Но на самом деле каждое интеллектуальное произведение имеет автора, без разрешения которого научный труд не может быть использован.

Имущественные права передаются только на основании договора. Издателю обычно не требуется исключительное право, нужна только лицензия, дающая публикации ограниченную исключительность. Заключается издательский лицензионный договор.

В учебных заведениях распространена практика ксерокопирования материалов.

Между тем, образовательные заведения вправе делать копии документов без разрешения автора для занятий в аудитории с соблюдением условий, прописанных в статье 1275 ГК РФ:

  • создание копии в единственном экземпляре;
  • использования копии исключительно в аудитории на занятие;
  • отсутствие действий, направленных на извлечение прибыли;
  • копировать только небольшие отрывки;
  • указать автора или источник;
  • ксерокопирование осуществляется образовательным учреждением с использованием собственной техники.

Не допускается без заключения лицензионного соглашения:

  • распечатка на принтере произведении и их частей;
  • запись файлов на электронные носители;
  • передача файлов через локальные сети или интернет;
  • размещение в сети;
  • показ произведения на экранах устройств;
  • сканирование;
  • выпуск материалов с использованием произведений;
  • любое иное использование.

Предлагаем посмотреть видео об организации коллективного управления авторскими и смежными правами:

Значение ОКУ заключается в защите имущественных прав авторов в случаях, когда в индивидуальном порядке их обеспечение проблематично. Заключение соглашения с организацией, представляющей интересы на коллективной основе, позволяет создателям произведений больше времени уделять творчеству.

Коллективное управление авторскими правами: права автора, особенности коллективного управления и составление договора

Договоры коллективного управления авторского права

Особенности коллективного управления

Как действует управление правами на коллективной основе

Организации, занимающиеся коллективным управлением

Творец любого произведения является его создателем и имеет на него неделимые и неоспоримые права.

Продукт его интеллектуальной деятельности охраняется законом, регламентирующим авторское право и его сохранность непосредственно за создателем.

В этой статье мы разберемся, что же такое коллективное управление авторскими правами, особенности юридической защиты авторства, основные особенности данного процесса и узнаем, какие организации этим занимаются.

Особенности коллективного управления

Автор, создавший творческое произведение, заинтересован в сохранности прав на него. Ему приходится их отстаивать самостоятельно.

В коллективном управлении авторскими правами обязанность по защите интеллектуальной собственности владельца ложится на плечи организаций, занимающихся данным видом деятельности.

Таким образом, защищают авторство третьи лица, с которыми создатель заключил соответствующий договор.

Коллективное управление авторскими правами наиболее необходимо для:

  • песен и других музыкальных композиций;
  • цирковых или эстрадных номеров;
  • фонограмм и т.д.

Иными словами, оно актуально для тех произведений, широкое распространение или использование которых невозможно отследить самому автору в масштабах всей страны. Это касается любой формы использования объекта интеллектуальной собственности, например, публичного исполнения, трансляции на телеканалах или радио, записи или дублирования.

В ряде случаев использование авторских прав предусматривается только при коллективном управлении. Например, авторы, которые лишены права использовать произведение в личных целях, могут рассчитывать на денежное вознаграждение.

Важно! Данное вознаграждение можно получить только через систему, направленную на коллективное управление авторскими правами.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Как действует управление правами на коллективной основе

В России существуют два основных метода реализации работы по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Рассмотрим каждый из них подробно.

Гражданский кодекс нашей страны гласит, что агентская деятельность по коллективному управлению правами может осуществляться на основании полномочий, преданных автором для данной организации. В этом случае заключается соглашение на использование объектов интеллектуальной собственности, в том числе и произведений.

  1. Управление авторскими правами на коллективной основе с расширенными полномочиями и обязанностями.

Действуют на основании полномочий, прописанных  в законах, регламентирующих защиту авторских прав на территории нашей страны. Осуществляются по отношению ко всем правообладателям (как российских, так и зарубежных). Не имеет значение, есть ли у данной организации договор с автором на оказание данного рода услуг.

Пользователям выдаются специальные лицензионные соглашения, дающие право использовать произведения теми способами, которые в нем указаны. Действия данных лицензий не активно для правообладателей, которые намеренно исключили свои права из организации, занимающейся коллективным управлением авторскими правами.

В законе прописано обязательное использование расширенной лицензии. Она подразумевает защиту авторства. Это дает возможность всем им получать денежные отчисления за трансляцию или копирование продуктов своей интеллектуальной деятельности.

Отличия коллективного управления авторскими правами

Организации коллективного управления авторскими правами, их еще принято называть авторские сообщества, создаются по инициативе самих правообладателей.

Они становятся неким звеном, которое связывает всех: авторов, издателей и исполнителей творческих произведений.

Данные организации действуют исключительно в интересах правообладателей и направлены на получение ими прибыли за использование объектов их интеллектуальной собственности.

Главным отличием коллективного управления от других форм управления авторскими правами, является тот факт, что организации получают все права на произведения, но не могут их использовать в личных и коммерческих целях. Все имущественные права на данные объекты остаются за автором.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Организации, занимающиеся коллективным управлением

Фирмы, по коллективному управлению, могут представлять интересы сторонних лиц, которые не являются членами данной организации. Отметим, что это право должно быть прописано в уставе компании.

С любым партнером должен быть заключен договор о передаче прав на контроль и управления объектами интеллектуальной собственности автора.

Письменное соглашение главное основание для передачи прав на произведение представителю компании.

Организации, занимающиеся коллективное управление авторскими правами в интернете и вне его, должны контролировать, как и кем используется авторское произведение и заниматься сбором и выплатами вознаграждения автору.

Деятельность организации, занимающиеся коллективным управлением авторскими правами распространяется на такие случаи:

  1. При исполнении музыкальных композиций в общественных местах.
  2. При вещании по телевизору или в радиоэфире.
  3. При копировании фото, видео или аудио материалов.
  4. При воспроизведении авторских произведений на кассетах, дисках и других носителях.

Организации по управлению авторскими правами, проводят переговоры, дают разрешения на использование или копирование произведений, обсуждают условия данного использования и размер материального вознаграждения.

Коллективное управление интеллектуальными правами

Договоры коллективного управления авторского права

Защищать интеллектуальные права достаточно трудно, особенно если брать во внимание уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель физически неспособен уследить за всеми нарушениями. Именно поэтому был создан институт коллективного управления авторскими и смежными правами.

Понятие и юридическая характеристика

Коллективное управление интеллектуальными правами – это деятельность специальных организаций, направленная на защиту интересов правообладателей. В п. 1 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ содержится пояснение, что данный правовой механизм необходим в тех случаях, когда управление авторскими и смежными правами в индивидуальном порядке затруднено. Разберем, как это выглядит на практике.

Автор написал гениальную песню, которая приносит ему коммерческий успех: песня продается широким тиражом, за ротацию на радио автор получает дивиденды и т.д.

Однако недобросовестные граждане выкладывают песню в Интернет, тем самым нарушив исключительное право автора.

Он пытается бороться с пиратами, но это очень трудно, поскольку, даже если ему удастся устранить одно нарушение, взамен ему появятся еще десять. Именно здесь и целесообразен механизм коллективного управления.

С реализацией данного механизма у автора уже не «болит голова» за борьбу с пиратами. Представим, что он передает набор прав на музыкальное произведение соответствующей организации.

В частности, наделает ее правами заключать от его имени лицензионные договоры, если кто-то захочет использовать его песню; также он, что наиболее важно, управомачивает организацию представлять его интересы в суде.

Таким образом, организация по коллективному управлению становится неким посредником между правообладателем и пользователями.

Теперь организация может вести переговоры по поводу использования песни, и, если будет достигнут консенсус, она вправе заключить лицензионный договор. И конечно, теперь именно на организацию будет возложена обязанность по предъявлению исков на нарушителей и пресечению нарушений авторских прав.

Правовое основание в данном случае – договор о передаче полномочий на соответствующий объект авторских (смежных) прав.

Форма – письменная, существенные условия – предмет (необходимо конкретно охарактеризовать объект интеллектуальной собственности, указав его индивидуализирующие признаки); пределы полномочий, которые передаются правообладателем организации: по закону можно указать любые юридические действия, которые могут помочь правообладателю для защиты его интересов.

Следовательно, правообладатель сам решает, что он бы хотел получить от сотрудничества с организацией: ограничиться только передачей ей прав на предъявление исков или разрешить представлять его интересы в обычных гражданских правоотношениях (то есть заключать договоры от его имени).

Правовой статус организаций, осуществляющих коллективное управление интеллектуальными правам

В силу закона (п.1 ст. 1242 ГК РФ) только некоммерческая организация, основанная на членстве, может осуществлять такой вид деятельности. Фактическим монополистом в данной сфере является Российское авторское общество (РАО), о нем см. отдельную статью. Другие организации: УПРАВИС, Российский союз правообладателей (РСП).

Эти организации не могут сами использовать объекты интеллектуальной собственности, их функции по сути сводятся к посредничеству.

Очень важное значение имеет разделение организаций, коллективно управляющих авторскими (смежными) правами, на аккредитованные и неаккредитованные. Так, аккредитованные организации могут представлять интересы любых правообладателей, и им не требуется для этого заключать с ними договоры.

То есть если, к примеру, РАО (является аккредитованной) зафиксировало нарушение, оно может обратиться к правообладателю и фактически вынудить его вступить с ним правоотношение., чтобы, например, разделить вознаграждение. Это нарушает общие принципы гражданского права, так как у правообладателя в данном случае не было воли на вступление в правовые отношения с РАО.

И соответственно, если аккредитация не пройдена, то организация уже не может представлять всех правообладателей.

Распределение денежных сумм

Кратко коснемся финансовой стороны вопроса.

Представим, что организация по управлению выявила возможность незаконного использования произведения, и договорилась с потенциальным нарушителем, что он может использовать песню, однако только на возмездных условиях (то есть за плату). Гражданин уплачивает деньги в эту организацию, и организация затем уже перечисляет эти денежные средства правообладателю.

Однако вместе с тем закон устанавливает, что фирмы, управляющие интеллектуальными правами, удерживают из этой суммы расходы на сбор, распределение и выплату этих сумм. Каких-либо конкретных цифр, пределов этих расходов на сегодняшний день не установлено: следовательно, конкретная сумма устанавливается самой организацией без опоры на какие-либо нормативно-правовые акты.

Итоги

Таким образом, данный правовой механизм очень целесообразен, учитывая особую уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Однако подходить к его применению надо осторожно, поскольку, как мы выяснили, в ряде случаев со стороны организаций имеется благоприятная почва для злоупотребления правом.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.