Где находится еспч

На какие страны распространяется юрисдикция Европейского суда по правам человека и к чему это обязывает обе стороны? | Адвокат в ЕСПЧ

Где находится еспч
Европейская Конвенция о Правах Человека (ЕКПЧ) – международное соглашение, которым был утвержден ряд политических и гражданских прав для всех, подписавшихся под договором стран-участниц Совета Европы.

Специальным механизмом их защиты стал единственный орган Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Местом его дислокации стал Страсбург (Франция), а именно Дворец прав человека.

Под юрисдикцию Суда подпадают все страны, что подписали Европейскую Конвенцию.

Исторический момент

Европейский Суд учредили в 1959 году, этот орган с 1998 года поглотил все полномочия, что были разделены ранее между Судом, Комиссией и Комитетом министров СЕ (Совета Европы).

Этот международный орган рассматривает в установленном международным правом порядке обращения и жалобы граждан, права и свободы которых были ущемлены в государствах-участниках СЕ.

За несоблюдение регулируемых конвенцией норм может наступить должная правовая реакция – индивидуальная жалоба.

Весь период существования Суда международного значения позволил мировому сообществу утвердиться во мнении что ЕКПЧ – уважаемый и влиятельный, а еще эффективный инструмент защиты человеческих прав на международном уровне.

Этот регулирующий механизм действенен не только на территории Европы, а и по всему миру.

На данном этапе развития всего 47 государств, являющиеся участниками СЕ, автоматически становятся членами Европейского суда, регулирующего права человека.

Государства-участники Совета Европы, находящиеся под юрисдикцией ЕСПЧ:

Австрия, Азербайджан, Андорра, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Македония, Польша, Россия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Турция, Словения, Финляндия, Украина, Франция, Черногория, Чехия, Хорватия, Эстония, Швейцария, Швеция.

Дела, попадающие под влияние Европейского Суда

ЕСПЧ не имеет полномочий в рассмотрении уголовных дел и вынесении приговоров по ним. Основоположное предназначение этого органа – проверка достоверности соблюдения обязанностей теми государствами, что являются подписантами ЕКПЧ. В вынесенном Судом решении должен фигуририровать факт наличия или отсутствия нарушений по выполнению обязательств, предусмотренных международным договором.

Предусмотрено три уровня нарушений, что подлежат рассмотрению ЕСПЧ:

1. Случаи, где нарушение норм по ЕКПЧ наблюдаются со стороны государственной власти. В качестве примера: сотрудник правоохранительных органов ведет себя по отношению к заключенному жестоко и неуважительно, тем самым унижает человеческое достоинство, а, значит, нарушая права гражданина. В этой ситуации нарушается запрет на пытки, что оговаривается в ЕКПЧ.2.

Ненадлежащее выполнение своих обязательств государством. В частности, когда нет полномерного расследования дела, ущемляются права потерпевшей стороны, а, значит, не наступает восстановление тех правах что были нарушены.

3. Невыполнение государством норм конвенции международного значения.

На этом уровне находятся дела, в течение которых права гражданина не были защищены государством.

Практически в каждом государстве-участнике СЕ имели место нарушения на каждом из уровней.

1959-1998 годы – тот период, за который ЕСПЧ сумел рассмотреть тысячи дел, основная часть которых включала в себя индивидуальные жалобы граждан.

Как показывает современная практика нормы, включенные в I раздел Конвенции и еще в протоколы дополнений к этому разделу, приобретают ту трактовку, что дает им Европейский Суд.

Для выполнения своей основной функции, а именно выполнения обязательств странами-подписантами ЕКПЧ, Европейский Суд берет на себя обязательство рассмотрения конкретного случая, а также вынесения вердикта по нему. К производству принимаются те индивидуальные жалобы, что были поданы одним из участников. Заявителем может выступать:

• Физическое лицо;• Группа граждан;• Неправительственная организация;

• Государство – член СЕ.

Таким образом, все граждане, их объединения, неполитические организации, что попадают под юрисдикцию государства-подписанта ЕКПЧ, могут напрямую обращаться в ЕСПЧ за восстановлением справедливости, если имеет место факт нарушения свобод, прав, регулируемых Конвенцией. Страна-подписант международного договора имеет право обратиться с жалобой на нарушение конвенционных норм другим членом СЕ. Но обращение может иметь место, когда соблюдены некоторые условия.

Условия, соблюдение которых, позволяет обращаться в Европейский Суд

• Предмет. Стать предметом жалобы могут исключительно права, прописанные в тексте ЕКПЧ и в ее Протоколах. Несмотря на то, что перечень регулируемых норм очень широк, он не охватывает всех современных прав, встречающихся в новейшем конституционном законодательстве современных стран.

Например, право на социальное обеспечение, на труд-нормы, что регулируются другим международным документом, а именно Европейской Социальной Хартией. Следовательно, такие положения не могут попасть под юрисдикцию ЕСПЧ.• Субъект. Участником процесса, истцом может быть исключительно потерпевший.

И в тех случаях, когда с обращением выступает группа лиц, каждый из них будет являться отдельным участником процесса и отстаивать собственные интересы.• Сроки. Подавать жалобу следует не позднее как через 6 месяцев после вынесения решения государственным судебным органом.• Ратификация.

В ЕСПЧ могут рассматриваться исключительно те нарушения, что имели место после даты ратификации ЕКПЧ государством, под юрисдикцией которого находится потерпевший.

• Соблюдение всех судебных ступеней. Жалоба может быть принята к рассмотрению лишь после прохождения иска по всем внутригосударственным судебным инстанциям.

Страсбургский суд | Международный суд по правам человека

Где находится еспч

Страсбургский суд (Международный суд по правам человека в Страсбурге) расположен во Франции и является судом, в юрисдикцию которого входит рассмотрение жалоб поступивших от различных лиц, заявляющих о нарушениях прав человека, предусмотренных Конвенцией (официальный сайт).

К сожалению, для России нарушение прав человека не является редкостью, поскольку в стране сложилась негативная тенденция, затрудняющая поиск справедливости и защиту нарушенных прав с помощью внутренней судебной системы.

На фоне обострившейся внешнеполитической обстановки, во многом сошли на нет все позитивные начинания рубежа первых 2 десятилетий XXI века по реформированию российской судебной системы, направленному на беспристрастность и независимость российских судов.

Эта проблема касается всех отраслей процессуального права: уголовного, гражданского, административного и даже арбитражного.

При наличии внешнего давления смещаются фокусы взглядов государства   и общества от внутренних проблем на внешнюю политику. Что в свою очередь ведет к умалению необходимости защиты прав и свобод отдельного человека.

В таких условиях суды как бы перестают ощущать давление общества и начинают работать по старинке, то есть, выполняя формальный подход к решению и рассмотрению дел. Особенно это ощутимо сказывается в делах по спорам отдельных граждан с органами государственной власти.

В подавляющем большинстве таких случаев суды априори встают на сторону властных структур.

Например, по уголовным делам с одной стороны оправдательные приговоры за последние два года сошли с 0,54% на 0,36%, но в тоже время добиться возбуждения уголовного дела в некоторых ситуациях, когда требуется привлечь к уголовной ответственности обидчика, не говоря уже о должностном лице органа государственной власти, пострадавшему гражданину становится очень непросто.

В административном судопроизводстве, как и при производстве по делам об административных правонарушениях складывается похожая ситуация.

В подавляющем большинстве случаев суды также априори встают на сторону властных структур.

При таком положении вещей обычному гражданину в большинстве случаев приходится бороться с государством с помощью внешних институтов. На помощь им приходит Страсбургский суд (Европейский суд по правам человека).

Есть ли какая-то специфика при обращении в Страсбургский суд?

Однако Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не является еще одной (последней) инстанцией в российской судебной системе, поэтому граждане РФ должны знать, что при обращении в российские суды за защитой своих нарушенных прав им надо сразу закладывать такую возможность, даже скорее необходимость, как обращение в Европейский суд по правам человека. Попадая под незаконное уголовное или административное преследование, либо становясь жертвой преступного посягательства, а равно, получив необоснованный иск гражданский или административный, необходимо в ходе процесса собирать информацию в материалы дела о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод.

Здесь подразумевается, что на каждой стадии процесса необходимо заявлять о соответствующих нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод (при наличии таковых) при этом даже не обязательно указывать на конкретные статьи.

Конечно, по возможности желательно их указывать, а также ссылаться на прецеденты по рассмотрению жалоб на аналогичные нарушения прав человека в Европейском суде.

Это необходимо для того чтобы после того как будут исчерпаны все эффективные способы судебной защиты нарушенных прав в национальных, т.е. российских судах можно было подать жалобу в Европейский суд по правам человека.

Что необходимо сделать строго в течение шестимесячного срока. После вступления в силу протокола № 15 к Конвенции шестимесячный срок сократится до 4 месяцев.

В случае же если, например, по уголовным делам в процессе вплоть до апелляционной жалобы нигде не было указано о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека, то необходимо подать кассационную жалобу, где указать на соответствующие нарушения Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, а также привести примеры прецедентов рассмотрения аналогичных нарушений по жалобам в Европейском суде по правам человека. В такой ситуации жалобу в Страсбургский суд придется подавать сразу же после подачи кассационной жалобы, не дожидаясь рассмотрения, чтобы не пропустить шестимесячный срок. По другим видам судебных процессов производств также должно быть отражено нарушение Конвенции. Иначе жалоба может быть признана неприемлемой или при рассмотрении по существу Европейский суд сочтёт что не было использовано в полной мере право на защиту от нарушения Европейской Конвенции по правам человека в национальных судах.

Чем на более ранней стадии процесса начало заявляться о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, тем больше шансов на положительный результат рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.

Можно ли справиться самому?

При самостоятельной подаче жалобы или подготовке жалоб с помощью знакомых юристов (адвокатов) не имеющих опыта работы с ЕСПЧ, как правило, возникает очень много ошибок, о чём неумолимо свидетельствует статистика: 9 из 10 жалоб Европейский суд по правам человека признаёт неприемлемыми, так в 2016 году Европейский суд проверил около 7000 жалоб против России, из них 6300 признал неприемлемыми или отклонил. Проблемы возникают не только с соблюдением многочисленных формальностей сопровождающих процессов ЕСПЧ, но и с неправильным определением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом по большинству из рассмотренных, из 228 Решений в 222, было установлено как минимум одно нарушение Европейской Конвенции по правам человека. Это говорит о том, что если жалоба принимается к рассмотрению, то в подавляющем большинстве случаев по ней принимается решение, имеющее положительный результат для заявителя.

Также необходимо учитывать, что на самой подаче жалобы ещё участие заявителя не заканчивается.

Если жалоба не будет признана неприемлемой или отклонена, то после коммуникации к РФ, как к государству ответчику, и получения отзыва (меморандума) от уполномоченного РФ, заявителю необходимо будет предоставить отзыв (обсервацию) на официальном языке Европейского суда, то есть на английском или французском с отстаиванием своей позиции, опровергая доводы меморандума уполномоченного РФ, а также Требование о справедливой компенсации и её обоснование.

Следует добавить, что пятая часть всех Решений в 2016 году касалась Российской Федерации, из 993 решений в отношении стран членов совета Европы 228 касалось действий властей Российской Федерации, о чём было сказано выше.

На основании чего можно сделать вывод, что в целом Европейский суд по правам человека уделяет значительное время и большое внимание жалобам против Российской Федерации, что в свою очередь внушает оптимизм потенциальным заявителем жалоб против Российской Федерации.

Если подробнее разобрать жалобы, на какие нарушения Конвенции они были поданы и в большинстве удовлетворены, то получается, что на первом месте нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (153 заявления), на втором месте запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (64), на третьем право на справедливое судебное разбирательство (41).  Очевидно, что основная часть жалоб происходит из нарушений в рамках уголовного судопроизводства, но на третьем месте идут нарушения права на справедливое судебное разбирательство, что включает в себя все виды судопроизводства.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что восстанавливать свои права и требовать справедливой компенсации за нарушение Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод имеет смысл в рамках всех видов судопроизводства.

Где находится Страсбургский суд и как туда обратиться?

На этот вопрос вы найдете ответ в нашем разделе, посвященном полезной информации о Страсбургском суде по правам человека.

Если же вы все же хотите привлечь к работе специалистов, то лучшим способом связи будет отправка документов на адрес mailbox@euroclaim.ru 

Подробнее об этом вы найдет информацию на странице «Оценка перспектив«

Фото [Outlandos [ym] Council of Europe ( Candice Imbert)  from flickr]

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Европейский суд по правам человека: создание и компетенция

Где находится еспч

Создание Европейского суда по правам человека связано с обеспечением исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г.

Определение 1

ЕСПЧ – международная судебная инстанция по рассмотрению обращений, связанных с нарушением прав человека.

В 1959 году был основан Европейский суд по правам человека, компетенция суда позволяет рассматривать жалобы граждан государств, членов Совета Европы, а также государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию.

Судебный орган находится во Франции в г. Страсбурге.

В компетенцию европейского суда по правам человека входит вынесение постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции.

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Определение 2

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Определение 3

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Замечание 1

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Замечание 2

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют ведению переписки с Судом. Если подавший жалобу находится под стражей, то письма доставляются и отправляются без задержки и изменения.

Заключенный под стражу не подвергается дисциплинарному наказанию в связи с любыми сообщениями, отправленными через официальные каналы в Суд.

Данные лица могут консультироваться с адвокатом в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из него.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

Замечание 3

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Постановления Суда

Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

Определение 4

Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

Европейский суд по правам человека

Где находится еспч

В 1953 году в мировой судебной практике появился новый орган, который впоследствии стал Европейским судом. Его юрисдикция базировалась на Европейской Конвенции по правам человека. Она провозгласила основные права и свободы человека. Каким был Европейский суд по правам человека раньше, и каким стал сегодня, рассмотрим в статье.

История возникновения

Изначально Конвенция находилась под защитой трёх органов, в который входили Комитет министров, Комиссия суда и сам Европейский суд по правам человека и Секретариат, как вспомогательный орган.

Конвенцию подписали 47 стран-участниц, и поэтому главной задачей вышеназванных органов было следить за тем, как соблюдаются её нормы. Эта задача решается путём рассматривания и разрешения жалоб, которые могут подавать:

  • физические лица;
  • группа лиц;
  • неправительственные организации;
  • страны-участницы.

Изначально жалобы рассматривались Комиссией, и при положительном решении дело передавалось в Европейский суд по правам человека, где принималось окончательное решение. При отрицательном исходе рассматриванием дела занимался Комитет Министров.

В 1994 году система изменилась, и жалобы с положительным исходом самостоятельно передавались заявителями в суд.

В 1998 году изменилась и структура — Европейский суд по правам человека и Комиссия были объединены в один орган.

Юрисдикция

Несмотря на то, что Конвенцию подписали 47 стран, Европейский суд по делам человека не является для них высшей судебной инстанцией. Поэтому он:

  • не отменяет судебное решение, которое уже принял национальный суд или другой орган госвласти страны-участницы;
  • не даёт указания законодательным органам;
  • не осуществляет контроль за национальным законодательством и органами, их контролирующими;
  • не даёт распоряжение о мерах с юридическими последствиями.

Европейский суд согласно своим компетенциям:

  • рассматривает жалобу на наличие факта нарушения права;
  • присуждает проигравшую сторону возместить выигравшей стороне, в форме денежной компенсации, материальный ущерб, моральный вред и расходы на судебный процесс.

Многолетняя практика суда не знает случаев неисполнения принятых им решений. Отчасти это объясняется тем, что невыполнение может привести к приостановлению членства и исключению из Европейского Совета. Исполнение решений суда контролирует Комитет Министров.

Что входит в компетенцию Европейского суда?

Так как юрисдикция Европейского суда базируется на Конвенции, то и компетенции исходят от неё. Итак, она может:

  • толковать Конвенцию, и ранее вынесенные постановления по запросу Комитета Министров, и давать консультативные заключения, не связанные с рассматриванием дел;
  • рассматривать, как индивидуальные, так и коллективные межгосударственные жалобы, направленные против стран Евросоюза и Совета Европы;
  • признавать факт нарушения права заявителя и присудить ей, в случае выигрыша, компенсацию;
  • установить факт нарушения права в стране, как массовое явление и обязать ее устранить недостаток.

В судейский состав входит 47 человек — по составу стран, подписавших документ. Каждый судья избирается на 9 лет и не может быть переизбран.

Избрание судьи — функция Парламентской ассамблеи, которая выбирает одного из трёх кандидатов из списка, представленного страной-участницей.

Штат Секретариата включает 679 человек, среди работников 62 — граждане России. Наравне с административным и техническим персоналом работает также штат юристов и переводчиков.

История России в Европейском суде

Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году 5 мая. До этой даты и по настоящее время правами человека в РФ занимался Конституционный Суд. Европейский суд имеет ряд отличий от него. Каких?

Европейский суд действует согласно Конвенции, а Конституционный согласно Конституции РФ.

Суды имею различные органы регулирования — Европейский суд межнациональный, а Конституционный — национальный.

Согласно Конституционному суду, призаные неконституционными акты, или их отдельные положения, должны быть изменены, согласно федеральному закону. Европейский суд, напротив, не может изменить решения, принятые национальным судом, это не соответствует Конвенции.

Но, несмотря на различия, ни один из этих судов не стоит выше над другим.

Первым судьей от России стал Анатолий Ковлер (1998-2012). Его заменил Дмитрий Дедов, который является судьёй по настоящее время.

По статистическим данным, Россия занимает первое место по количеству жалоб, переданных в Европейский суд.

Из рассмотренных до 2010 года 862 российских дел в 815 были обнаружены нарушения. Суд предписал принять меры общего характера, что привело к изменениям в уголовно-исполнительной структуре. В настоящее время реформированию подлежат некоторые аспекты судопроизводства.

Но это не значит, что РФ передал Европейскому суду часть суверенитета. Поэтому Россия не исполнит решения, идущие вразрез с её Конституцией.

Условия подачи жалоб

Жалоба, поданная в Европейский суд, должна соответствовать следующим условиям:

  • ее предметом могут быть только права и свободы, которые указаны в Конвенции и ее Протоколах;
  • истцами могут быть физлица, группа лиц, неправительственные организации;
  • в заявлении истец должен указать статьи Конвенции, согласно которым нарушены его права и свободы и свои личные данные: ФИО, дату рождения, место жительства и род занятий;
  • жалоба будет рассмотрена, если она направлена против страны, которая ратифицировала Конвенцию и Протоколы, и события, описываемые в заявлении, произошли после ратификации;
  • ответчиком не может быть частное лицо или организация;
  • срок подачи жалобы не должен превышать 6 месяцев после рассмотрения компетентным органом;
  • указанный срок прерывается при поступлении в Европейский суд после первого письменного обращения или заполненного формуляра со стороны заявителя;
  • жалоба считается приемлемой, если заявителем исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Дело Европейского суда рассматривается от 3 до 5 лет.

Куда направить жалобу?

Если заявление соответствует всем указанным требованиям, то его следует оформить в формуляре. Его можно скачать вместе с Инструкцией по заполнению c echr.coe.int.

Формуляр нужно распечатать, заполнить и отправить в Европейский Суд по правам по нижеуказанному адресу.

В документе должна быть следующая информация:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство и адрес истца;
  • наименование Стороны или Сторон, против которых подается жалоба;
  • лаконичное и ясное изложение фактов, предполагаемых нарушений или нарушения пунктов Конвенции и их аргументирование, а также заявление о соблюдении условий приемлемости.

Если есть представитель, то в формуляре нужно указать:

  • его Ф.И.О., адрес, номер телефона, факс и электронный адрес;
  • дату и подпись заявителя.

Правильно оформленная жалоба отправляется по нижеуказанному адресу.

Каким бы ни было решение Суда, заявитель будет уведомлен о его решении письмом.

Генератор жалоб в Европейский суд по правам человека

Где находится еспч

ОВД-Инфо при помощи юристов Правозащитного центра «Мемориал» разработал сервис для подготовки жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) для задержанных на мирных публичных мероприятиях.

Зачем нужно отправлять жалобу в ЕСПЧ?

  • Справедливость поздно — лучше, чем никогда
  • Решения ЕСПЧ обязательны к исполнению, поэтому они влияют на российскую правоприменительную практику: жалобы в ЕСПЧ — медленный, но эффективный способ влиять на изменения в стране
  • ЕСПЧ присуждает пострадавшим материальную компенсацию. По последним «митинговым» жалобам ЕСПЧ присуждал компенсацию в размере 5000-10000 евро, в зависимости от серьезности и количества нарушений. Однако размер компенсации нигде не регламентирован, более того, присуждать компенсацию или нет — решает сам ЕСПЧ. 

Как работает генератор

Этот сервис поможет самостоятельно подготовить жалобу в ЕСПЧ. Вы заполняете все поля и сервис автоматически генерирует жалобу. Далее юристы ОВД-Инфо и “Мемориала” проверяют жалобу и отправляют её в ЕСПЧ.

За вами будет закреплён конкретный юрист, который поможет вам доработать жалобу. Обязательно указывайте актуальные номер телефона и email, чтобы связь была максимально оперативная. 

Программа рассчитана на тех, кого задержали на публичном мероприятии — например, митинге или пикете. 

Эта программа не поможет вам, если:

  1. Дело не рассматривалось в апелляционном суде. Сначала ваше дело рассматривает суд первой инстанции. Для того, чтобы пойти в ЕСПЧ, надо подать жалобу на решение суда первой инстанции и получить решение апелляционного суда;

Если вы пропустили срок подачи апелляционной жалобы, но хотите пойти в ЕСПЧ, советуем его восстановить. Подробнее вы можете узнать в нашей инструкции: https://legal.ovdinfo.org/help-yourself

  1. С момента объявления решения в апелляционном суде прошло больше 6 месяцев — увы, вы опоздали с подачей жалобы в ЕСПЧ.

Что нужно сделать

  1. Если ваш случай не подпадает ни под одно из ограничений, смело регистрируйтесь на сайте. ВАЖНО:при регистрации указывайте реальное свое имя и фамилию! Это необходимо нам для отслеживания жалоб и координации заявителя с юристом. 
  2. Заполните ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ поля анкеты.

    Если вы пропустите хоть одно поле, жалоба не сгенерируется.

  3. ВАЖНО: вы можете прерваться в любой момент, просто сохранив жалобу кнопкой: “сохранить черновик”
  4. После того как заполните все поля программы, нажмите кнопку «Я все заполнил».

    После этого вам на почту придет письмо-подтверждение того, что ваша жалоба получена и в течение недели наши юристы с вами свяжутся. Если вы не получите обратной связи, напишите, пожалуйста, на почту espch@ovdinfo.org.

  5. Когда жалоба будет готова, наш юрист свяжется с вами и попросит подъехать в наш офис, чтобы подписать доверенности, согласие на обработку персональных данных и объяснения. 
  6. Если вы все сделали правильно, ваша жалоба улетит в Страсбург. А вам осталось только запастись терпением и ждать решения.

ВАЖНО, что на заполнение генератора у вас есть ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ с момента заседания в суде апелляционной инстанции. Нашим юристам требуется время, чтобы проверить жалобу, в противном случае мы можем не успеть доделать и отправить жалобу. 

Рассчитываем время

  1. Суд апелляционной инстанции вынес решение.
  2. Через месяц после этого отправляемся в канцелярию суда первой инстанции (там, где вас судили в первый раз) знакомиться с материалами дела. Не забудьте паспорт.

  3. Вам надо перефотографировать каждую страницу дела (даже если у вас уже есть какие-то материалы дела из отделения полиции или из суда первой инстанции, все равно надо отфотографировать все дело полностью после апелляции — для того, чтобы быть уверенными в том, что в деле не появилось чего-то неожиданного).
  4. В течение пары недель заполните форму для автоматической подготовки жалобы в ЕСПЧ.
  5. Приходим на подпись документов в наш офис. 
  6. Если вы ответственно подойдете к организации процесса, у вас и у нас будет достаточно времени, чтобы подготовить идеальную жалобу.

Что будет потом?

Рассмотрение жалоб в ЕСПЧ — это долгий процесс, который занимает несколько лет. Всю коммуникацию по жалобам до самого решения ОВД-Инфо и “Мемориал” полностью берут на себя, то есть вам больше ничего не придётся делать. 

Иногда письма могут приходить и на ваш почтовый адрес, поэтому стоит держать нас в курсе, если ваш адрес изменится. Если из-за этого мы вовремя не ответим ЕСПЧ на заданные вопросы — рассмотрение могут прервать. 

Срок рассмотрения зависит только от ЕСПЧ, никаких обязательств на этот счёт у них нет. В среднем жалобы по митингам могут рассматриваться около 5 лет. 

Пишите нам на электронную почту, если у вас возникают вопросы на счёт ЕСПЧ: espch@ovdinfo.org. Обязательно указывайте свои ФИО, номер телефона и суть сообщения. Например, тема письма: «Автоматическая жалоба в ЕСПЧ».

После регистрации (около полугода после отправки жалобы) ЕСПЧ присваивает жалобе уникальный номер, который сообщает заявителю или его представителям. По этому номеру можно отслеживать судьбу своей жалобы на сайте суда: http://app.echr.coe.int/SOP/index.aspx?lg=en
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.