Инспекция государственного земельного надзора
Государственный земельный надзор
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Земельный надзор » Государственный земельный надзор
Государственный земельный надзор возлагается на федеральные исполнительные органы власти.
Под государственным земельным надзором следует понимать комплекс мер со стороны уполномоченных государством органов, которые нацелены на то, чтобы предупредить, выявить, а также пресечь нарушение норм действующего земельного законодательства.
Государственный земельный надзор, его суть
Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.
В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.
Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.
Надзорные органы и поднадзорные лица
Государственный земельный надзор исполняется несколькими организациями:
- управлением Росреестра;
- Федеральной службой в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
- Федеральной службой, ответственной за природопользование.
Кроме того, исполнять функции могут их представители в конкретной местности (территориальные органы). На каждую из организаций, представляющих федеральную исполнительную власть, возложены определенные полномочия.
Применяется же государственный земельный контроль к таким участникам отношений в рамках земельного права, как:
- представители органов государственной власти;
- частные физические лица;
- представители местных органов самоуправления;
- руководители и представители любых юридических лиц;
- индивидуальные предприниматели.
Каждый из участников земельных отношений имеет право обратиться в компетентные органы в том случае, если речь идет о нарушении их прав. А те, в свою очередь, обязаны провести все соответствующие процедуры для установления факта нарушения.
Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора
Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:
- плановые проверки;
- внеплановые проверки;
- наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
- анализ за исполнением норм земельного права;
- различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.
Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.
Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.
По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования.О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.
Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.
Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Управление Росреестра и полномочия его сотрудников
Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:
- в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
- в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
- в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
- в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
- в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).
В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.
В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.
Служба по надзору природользования
Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:
- выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
- разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
- требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.
Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.
При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.
Фитосанитарный и ветеринарный надзор
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:
- требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
- требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
- требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.
Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.
Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.
Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.
Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности
Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.
О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.
Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений. Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности. На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.
За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.
Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?
Каждый владелец земли рано или поздно сталкивается с такой процедурой, как проверка соблюдения требований земельного законодательства в рамках мероприятий по государственному земельному надзору.
Что же необходимо знать, если к Вам пришел государственный инспектор отдела земельного надзора?
1. Что такое государственный земельный надзор и какие органы его осуществляют?
Государственный земельный надзор — это комплекс мероприятий, проводимых в целях соблюдения норм Земельного кодекса (ЗК РФ), условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства.
В рамках государственного земельного надзора сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей (ст. 71 ЗК РФ).
Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными надзорными органами: Росреестром, Россельхознадзором, Росприроднадзором (п. 2–5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 № 1).
Росреестр проводит проверки, касающиеся:
- соблюдения целей использования земли, пресечения самовольного занятия земельного участка и иного незаконного использования земель;
- соблюдения требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования.
Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения. При этом осуществляется надзор за соблюдением:
- требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
- правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
- обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.
Росприроднадзор проводит государственный земельный надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель за исключением поднадзорных Россельхознадзору. При этом данный орган контролирует соблюдение:
- требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
- режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
- обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
- требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.
Порядок осуществления государственного земельного надзора устанавливается в административных регламентах перечисленных выше государственных органов.
С перечнем административных регламентов осуществления государственного земельного надзора ознакомьтесь ниже во вкладке «Подробнее».
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- плановых проверок;
- внеплановых проверок;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.
Подробнее…
Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения:
- административных обследований объекта земельных отношений;
- рейдовых осмотров;
- анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации.
2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляемых Росреестром
Плановые проверки юридических лиц, предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, разработанным и утвержденным надлежащим образом.
Планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства согласовываются с региональными органами прокуратуры.
Периодичность проведения плановых проверок в отношении конкретного земельного участка — не чаще одного раза в 3 года.
С планами проверок на текущий год можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба/ Проведение поверок/ Государственный земельный надзор».Не забудьте выбрать свой регион из выпадающего списка в верхнем левом углу сайта.
С планом проверок юридических лиц и органов местного самоуправления также можно познакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (П. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415).
Внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления проводятся в случаях:
- выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;
- поступления в Росреестр обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления о нарушениях чьи-либо имущественных прав;
- поступление в Росреестр обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта предполагаемой внеплановой проверки.
Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.
Осуществление государственного земельного надзора в форме проверки включает в себя следующие административные действия:
- принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки или на основании обращений (издание распоряжения о проведении плановой или внеплановой поверки);
- уведомление лица, в отношении которого проводится проверка о времени её проведения;
- проведение проверки;
- оформление итогов проверки;
- контроль устранения выявленных нарушений.
Подробнее…В случае плановой проверки копия распоряжения о её проведении направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом не позднее, чем за 3 рабочих дня до её начала.В случае проведения внеплановой проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о времени её проведения не позднее, чем за 24 часа до её начала любым доступным способом.подготовка к проверке;
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной (без выезда) и (или) выездной проверки.
https://www.youtube.com/watch?v=tVb5L0NryNE
Общий срок проведения любой проверки — с даты начала и до даты составления акта проверки — не может превышать 20-ти рабочих дней.
2.2. Полномочия государственного земельного инспектора при осуществлении государственного земельного надзора
Плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства, а также административные обследования проводят уполномоченные сотрудники территориальных органов Росреестра – государственные земельные инспекторы.
Государственные земельные инспекторы в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий. Независимо от того, проводит ли госземинспектор плановую проверку или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий:
- запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов от государственных и муниципальных органов, организаций, предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и расположенные на них объекты; сведения о лицах, использующих земельные участки, и др.);
- при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) территориального органа Росреестра о назначении проверки беспрепятственно получать доступ на земельные участки и проводить их осмотр в целях осуществления государственного земельного надзора;
- выполнять необходимый объём работ, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений;
- обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора; в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
- привлекать экспертов и экспертные организации.
Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к госземинспектору, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
При этом как препятствование расцениваются такие действия, как:
- воспрепятствование доступу инспектора госземнадзора к земельному участку,
- неявка гражданина к месту проверки в назначенное врем;
- необеспечение присутствия руководителя юридического лица или иного уполномоченного представителя проверяемого лица при проведении проверки;
- уклонение от получения уведомлений, извещений о проведении проверки.
Подробнее…
За препятствование госземинспектору при проведении им проверок соблюдения земельного законодательства статьёй 19.4.1 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере:
- на граждан — от 500 до 1тыс. рублей;
- на должностных лиц — от 2 тыс. до 4 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Те же действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа в размере:
- на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:
- на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей
- на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
3. Оформление результатов проверок.
По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) госземинспектором составляется акт проверки в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки).
В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.
При выявлении в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства составляется протокол об административном правонарушении (после уведомления нарушителя о дате и времени его составления).
С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Постановлением о назначении наказания нарушитель признается виновным в совершении административного правонарушения, ему выносится административный штраф.
При выявлении административного правонарушения нарушителю одновременно с актом вручается предписание об устранении нарушений. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом нескольких факторов:
- вид выявленного правонарушения;
- время вступления в силу постановления по данному делу об административном правонарушении;
- время, необходимое для устранения конкретного нарушения земельного законодательства.
По общим правилам установленный срок устранения нарушения не должен превышать 6 месяцев.
Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на основании заявления лица, в отношении которого это предписание вынесено, по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа). К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие и обосновывающие необходимость продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений.
Госземинспектор, осуществляя государственный земельный надзор, контролирует исполнение нарушителем предписания об устранении нарушения. В случае выявления его неисполнения госземинспектор:
- выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства и
- принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок предписания.
В случае невыполнения в указанный срок требований, указанных в предписании, государственный инспектор применяет к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.
Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.
А что делать, если Вам признали нарушителем по статье 7.1. КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», читайте здесь.
Государственный земельный надзор в 2019 году: понятие, органы, проверка и функции осуществления, положение | Земельный эксперт
Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере земельных отношений. Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.
В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.
Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:
- Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
- Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
- Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
- Органами вышеуказанных служб территориального значения.
При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды ответственности.
Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются статьей 71 Земельного Кодекса РФ.
Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений
Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре. В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.
Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:
- самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
- оформление аренды либо приобретения надела, внесение изменений в права пользования участками;
- эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
- уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
- сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
- проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
- соблюдение требований эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
- правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
- выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.
Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию
Органы, осуществляющие государственный земельный надзор, обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК:
- Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
- Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
- Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
- Оформлять акты об административном обследовании и проводить его.
- Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
- Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
- При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
- Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.
Результаты проверки
Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится акт проверки.
Если нарушений не выявлено, он остается единственным документом. В обратном случае – при обнаружении неправомерных действий, в дополнение к акту создается предписание.
В нем описываются все нарушения и указываются сроки их устранения или ликвидации последствий халатного отношения к наделу.
Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей:- Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
- Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
- Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.
В течение пятнадцати дней с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.
В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца, инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.
Последствия игнорирования предписания
Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.
В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:
- Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
- Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.
Заключение
Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:
- Выявление нарушений.
- Недопущение повторения неправомерных действий.
- Контроль сохранности земель и их состояния.
- Наказание виновных.
Все это позволяет сохранить территориальный потенциал Федерации в надлежащем виде.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору
Вопрос:
Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.
Ответ:
Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей, и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом.
В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений.
Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Кем осуществляется государственный земельный надзор в 2020 году
Время чтения: 6 минут
В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.
Понятие надзора
Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.
Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.
К основным его задачам можно отнести:
- организацию и проведение проверок;
- принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
- анализ текущей ситуации;
- прогнозирование их исполнения в дальнейшем.
Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.
Уполномоченные органы и поднадзорные лица
Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц.
Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:
- Росреестр;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.
Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:
Методы осуществления контроля
Земельный кодекс РФ выделяет следующие виды земельного контроля:
- муниципальный,
- общественный,
- производственный.
Каждый из этих видов будет рассмотрен более подробно ниже.
Выделяют также несколько форм надзора. Так, государственный земельный контроль осуществляется в форме:
- Проведения плановых и внеплановых проверок.
- Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.
Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.
- Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.
Объекты проверок
Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:
- земельных участков,
- частей земельных наделов;
- земли как природного объекта и ресурса.
Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.
Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.
Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:
Управление Росреестра как органа государственного надзора
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции.
В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:
- контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
- надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
- контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
- контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
- установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
- исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
- устранение правонарушений в данной сфере.
Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:
Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.
Чтобы более детально ознакомиться с его функциями, узнайте, что собой представляет единый государственный реестр недвижимости.
Результаты деятельности Росреестра
По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.
В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.
Особенности муниципального контроля
Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль.
Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений.
Придерживаться этих норм обязаны все:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане;
- индивидуальные предприниматели.
Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.
Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов.
Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:
- округа, если объекты расположены в его границах;
- поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
- муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.
Права и обязанности органов муниципального надзора
Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:
- соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
- исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
- сбор достоверной информации о состоянии участков;
- предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
- совершение действий, направленных на улучшение угодий;
- расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
- контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
- приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.
Процедура осуществления контроля
Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.
Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:
- обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
- необходимости проверки выполнения предписаний;
- получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.
Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.
Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год.
План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.
По результатам проверки составляется акт.
В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.
Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.
Особенности общественного надзора
В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.
На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.
Суть и функции общественного контроля
Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.
Такой надзор выполняет следующие функции:
- информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
- предупредительную. Предотвращает правонарушения;
- карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.
Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.
Особенности процедуры
Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.
Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.
В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.
Результаты надзора
В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.
Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.
Что такое правовая охрана земель
В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают.
Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:
- Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
- Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.
Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.
Узнайте более подробно, что в себя включает правовая охрана земель.
Выводы
Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями.
В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности.
Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.