Как заполняется европротокол при обоюдной вине

Обоюдная вина при ДТП — выплата по ОСАГО: возмещение ущерба при обоюдке, выплачивается ли страховка, кто платит

Как заполняется европротокол при обоюдной вине

Ни один российский законодательный акт не дает определения данному термину. Он не зафиксирован ни в ГК РФ, ни в КоАП.

Под обоюдной виной при ДТП понимается ситуация, при которой все его участники выступили в роли нарушителей. Попавшие в аварию граждане должны нарушить ПДД, и в их отношении должно быть начато административное производство.

Данные два условия считаются основанием для установления обоюдной вины при дорожно-транспортном происшествии.

Обоюдная вина при ДТП: что это значит

Обоюдная вина граждан подразумевает оформление протоколов о совершении административного проступка в отношении нескольких лиц, участвовавших в ДТП. В таком происшествии потерпевшая сторона отсутствует. Каждый участник аварии является виновным в определенной степени из-за нарушения ПДД.

Если работник ГИБДД установит, что каждый гражданин, попавший в аварию, нарушал ПДД, то степень виновности для всех будет одинаковой. Выяснять размер вины каждого участника аварии может только суд. Водителю, который хочет установить степень виновности, следует оформить исковое требование в судебную инстанцию. Отвечающими сторонами будут страховая организация и другие участники ДТП.

На дорогах встречаются случаи, когда оба водителя нарушили ПДД. При этом инициатором аварии выступил один из них.

К примеру, перед пешеходным переходом остановился водитель, находящийся за рулем авто в состоянии алкогольного опьянения. В него врезалась другая машина.

Виновным в аварии будет признан водитель автомобиля, который въехал в авто нетрезвого гражданина. Последний не мог стать виновником столкновения в данной ситуации.

Термин «обоюдная вина» нигде не прописан, им могут обозначить случившееся только инспекторы ГИБД, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров.

Как оформляется ДТП с обоюдной виной

Первым дело необходимо вызвать инспекторов ГАИ. Они осмотрят место происшествия и составят схематичный план-схему. Затем начнутся процессуальные мероприятия.

Существует несколько вариантов фиксации:

  • заполнение бланков протоколов представителями правоохранительных органов;
  • непосредственно на стационарном посту ГАИ, или в городском, районном отделении МВД РФ;
  • оформление по европротоколу (причинен ущерб только ТС, у обоих автолюбителей есть полисы ОСАГО, размер его не превышает установленного лимита, споров между людьми нет).

Факты и доказательства субъектов пришествия должны быть немедленно оформлены и отражены в документах. К ним должны быть приложены фото и видеоматериалы, чтобы максимально воспроизвести события случившегося.

При оформлении столкновения, действия сотрудников ГИБДД должны происходить в соответствии с нормами Административного Кодекса РФ и Приказа МВД России от 23.08.2017 № 664.

Участник ДТП, считающий вину общей, имеет право настаивать на письменном отражении в документах, оформляемых полицией, доказательств, указывающих на нарушение ПДД со стороны второго водителя.

Это могут быть:

  • объяснительные;
  • схемы;
  • протоколы;
  • определения;
  • постановления.

Действующий Административный регламент, упразднил Справку о дорожном происшествии, которая была длительное время основным документальным доказательством, указывающим на обстоятельства произошедшего. С 20 октября 2017 г. эти справки уже не выдаются.

Непосредственные участники столкновения могут произвести оформление «неприятного случая» на стационарном посту ДПС или в территориальном подразделении МВД.

Перед началом процедуры фиксации, предполагающей сдвиг автомобилей с места, лица, в присутствии сотрудников МВД РФ обязаны зафиксировать посредством фото, видеосъемки все обстоятельства произошедшего, а именно:

  • конкретное положение автомобилей относительно объектов дорожной инфраструктуры;
  • следы, все предметы, возникшие при столкновении (отметины на окружающих объектах, зона разброса обломков, деталей, все следы на покрытии дороги );
  • все видимые, и возможно имеющие скрытые повреждения ТС.

По согласованию с сотрудниками ГАИ составить схему места совершения правонарушения можно самостоятельно.

При заполнении бланков документов уже сотрудниками полиции, в процессе получения объяснений, водитель может сконцентрировать внимание инспектора на нарушении ПДД со стороны другого участника. При этом желательно обосновать свое мнение доказательствами.

Федеральный закон «О страховании гражданской ответственности» (ст. 11) гласит, что на основании Извещений о дорожном происшествии это возможно сделать.

Чтобы заполнить европротокол можно руководствоваться нормативной базой МВД РФ, а именно «Методическими рекомендациями по оформлению соответствующей документации дорожно-транспортном происшествии» при условии, что нет разногласий между сторонами.

Если один из граждан отказывается подписать Извещение, оформление не допускается без присутствия сотрудников МВД РФ.

Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  • нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  • причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;
  • стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.

Когда оформляется?

Процедура оформления ДТП при обоюдной вине водителей не отличается от аварии с виновным и потерпевшим. Вызов работников ГИБДД является обязательным. Порядок действий при ДТП зафиксирован в договоре на ОСАГО. Водителям стоит сохранить самообладание и приступить к действиям, предусмотренным ПДД для таких ситуаций:

  1. Заглушить мотор автомобиля сразу после ДТП.
  2. Включить аварийные сигналы и установить знаки аварийной остановки. Если столкновение случилось в пределах населенного пункта, то знаки устанавливаются на расстоянии не ближе 15 м от машины. В случае аварии на загородной трассе знаки устанавливаются не ближе, чем 30 м от автомобилей. Установка знаков осуществляется для того, чтобы предупредить прочих участников движения о наличии неподвижной преграды на дороге. За несоблюдение порядка аварийной остановки на лиц, попавших в ДТП, будет оформлено постановление о совершении административного проступка. Нарушителю придется уплатить дополнительный штраф в размере 1 тыс. руб.
  3. Детали, отколовшиеся от авто и прочих объектов в результате ДТП, трогать руками и перемещать запрещается.
  4. При наличии пострадавших лиц им должна быть оказана первая помощь. Если урон здоровью серьезный, то надо звонить в скорую.
  5. Связаться с работниками ГИБДД и сообщить об аварии.
  6. Узнать персональную информацию о другом водителе. Необходимо выяснить его ФИО, сделать фото удостоверения водителя, бланка ОСАГО, техпаспорта.
  7. Сообщить своему страховщику о возникновении инцидента с 2-мя виновными. Сотрудник страховой попросит сообщить место аварии и ее время. Также он может дать рекомендации по дальнейшим действиям. При необходимости на место ДТП приедет работник страховой.
  8. Сделать фото- либо видеосъемку случившегося. На камеру необходимо зафиксировать:
  • местоположение автомобилей после ДТП по отношению друг к другу, дорожным знакам и разметке, окружающим объектам (номера и названия улиц, магазинные вывески и прочее);
  • госномера всех авто, участвующих в ДТП;
  • обломки, оставшиеся на дороге и прилегающем участке в результате аварии;
  • путь торможения каждого автомобиля;
  • местность, где произошло ДТП.
  1. Нарисовать схему аварии вместе с другим участником и заверить ее подписями.
  • Если обустроить объезд места столкновения проблематично, то следует расчистить дорогу. Но сделать это можно после того, как составлена схема и проведена детальная фото- и видеосъемка.
  • Найти лиц, кому пришлось стать свидетелями происшествия. Следует узнать их ФИО и номер мобильного для связи. Попросить их дождаться работников ГИБДД для дачи показаний и пригласить на суд.
  • Ждать работников ГИБДД и участвовать в формировании документации на ДТП.

При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП.

Такая последовательность действий поможет гражданам выполнить требования закона о ПДД и избежать штрафа за его нарушение.

Правовая база

Вопросы, касающиеся совместной вины участников происшествий на дорогах, разрешаются согласно следующим законодательным актам:

  1. Закон от 25.04.2002 г под номером 40-ФЗ (статьи 4, 7, 12, 22).

Признание вины в европротоколе

Как заполняется европротокол при обоюдной вине

  1. Чёткого указания на обязательность признания вины в европротоколе в законодательстве нет, но Верховный суд указал, что оно нужно.
  2. Написать «вину признаю» можно в 15 графе лицевой стороны и 2 графе оборотной стороны извещения.

  3. При обоюдной вине солидарную ответственность также следует указать.

Европротокол по ОСАГО накладывает определённые обязательства на участников ДТП. В том числе очень внимательно следует отнестись к правильному заполнению извещения.

Однако, по состоянию на 2019 год отсутствует чёткое указание законодательства на обязательность фразы «вину в ДТП полностью признаю» виновником аварии.

Как лучше: признать вину причинителю вреда письменно или обойтись без этой фразы, как быть при обоюдной вине и оформлении без сотрудников ГИБДД и где правильно всё это писать, выясним в статье.

Вину признаю – отразить в европротоколе или нет?

Итак, в 2019 году ОСАГО регулируется преимущественно двумя нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом №40-ФЗ, предписывающим основные принципы ОСАГО, обязанности водителей и действия при страховых случаях,
  • Правилами страхования (Положение Банка России №431-П), которые регулируют более подробно данные вопросы.

И оба этих правовых акта не содержат чёткого указания о необходимости написать в европротоколе «признаю вину в ДТП».

ФЗ-40 лишь указывает, что европротокол можно оформить в следующей ситуации:

  • ДТП произошло с участием двух ТС,
  • у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  • нет вреда здоровью,
  • не вызывают разногласий перечень видимых повреждений,
  • нет разногласий по обстоятельствам происшествия.

Обратите внимание на последний пункт списка. Обстоятельства ДТП вовсе не обязательно должны включать обязательность признания вины. К ним можно отнести место и время аварии, те же повреждения, траектории автомобилей, места удара, скорость и другие данные.

Поэтому однозначного ответа на необходимость записи «вину признаю» в европротоколе в 2019 году нормативное законодательство не даёт.

Есть ответ Верховного суда

Как вы заметили, выше мы указали об отсутствии ответа в нормативном законодательстве. Но ответ всё же есть в правовых актах. И он дан Верховным судом РФ в соответствующем Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 года. В частности, пункт 14 Постановления говорит следующее:

14.

Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путём совместного заполнения бланка извещения.

Все нижестоящие суды обязаны руководствоваться такими указаниями Верховного суда (однако, каждый суд принимает окончательное решение на основании исследования всех обстоятельств происшествия).

Таким образом, запись «вину признаю» в европротоколе лучше указать виновнику аварии прямым текстом.

Где писать?

Так как нет чёткого регулирования обязательности признания вины в законодательстве, то и отдельного поля в бланке извещения европротокола для этого тоже нет. Тем не менее, подходящих для этого полей в извещении целых 2, и можно в обоих них написать обсуждаемую нами фразу.

Первая находится на лицевой стороне извещения, где вы может написать «Вину в ДТП полностью признаю» в графе 15 внизу бланка:

Второе место – обратная сторона извещения, графа 2, здесь лучше указать что-то вроде «Свою виновность в дорожно-транспортном происшествии удостоверяю поставленной ниже подписью»:

В таком случае у страховой не будет повода придраться к возможному наличию разногласий в обстоятельствах ДТП с учётом пояснения Верховного суда России.

А если вина обоюдная?

В этой ситуации факт того, что оба участника виноваты в случившемся ДТП, следует также отразить в европротоколе. Только следует исключить слово «полностью» [признаю].

Можно прямо так и написать: «Вину со вторым участником признаём обоюдно, разногласия по степени виновности отсутствуют». Либо, как указано в типовых схемах ДТП из пособия Российского союза автостраховщиков: «Несу ответственность за ущерб, причинённый в результате ДТП, в равной степени со вторым участником».

Главное, чтобы и второй участник указал то же самое в своём бланке извещения на оборотной стороне.

Бланки уже сдали в страховую – что делать?

Ничего. Составление европротокола как волеизъявление обоих участников ДТП является признанием того, что разногласия отсутствуют. А, так как признания виновности официальный закон не требует, то потерпевшему достаточно ожидать выплаты, по схеме аварии страховщик оценит, кто виноват, и возместит ущерб.

Если вину никто не признаёт

В этом случае европротокол лучше вообще не оформлять, а вызвать сотрудников ГИБДД. Дело в том, что для возможности оформления извещения при наличии разногласий требуется передача данных в некорректируемом виде в РСА. Сделать это можно с помощью приложения ДТП.Европротокол (скачать в AppStore или Play Market) и только в Москве, области, Питере и области.

Также обратите внимание, что для этого ваш смартфон должен поддерживать спутниковую систему ГЛОНАСС.

Признание вины в европротоколе позволяет водителям, попавшим в ДТП, оформить происшествие без вызова ГИБДД. Это существенно упрощает бумажную волокиту и экономит время. Но не всегда граждане могут договориться друг с другом о том, кто виноват в сложившейся ситуации, из-за чьих действий произошла авария.

Важно понимать, обязательно ли признание вины в европротоколе, как оформить документ, если вина обоюдная и в иных спорных ситуациях.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП: как оплачивается страховка при обоюдке и кто производит возмещение ущерба

Как заполняется европротокол при обоюдной вине

Любая авария на дороге является следствием нарушения предписаний ПДД. Нарушитель признается виновником и на него возлагается обязанность по возмещению причиненного вреда. Обоюдная вина при ДТП усложняет порядок получения страховой выплаты по ОСАГО. Сотрудники ГИБДД, как и работники компании не всегда правильно определяют вину каждой стороны, из-за чего в дальнейшем возникают ошибки.

Судебные разбирательства по делам данной категории наиболее сложные, поэтому важно следить за действиями страховщика с самого начала.

Нормативное закрепление обоюдной вины

Ни один из законов не содержит такого понятия, как «обоюдная вина в ДТП». Однако в ФЗ № 40-ФЗ содержатся косвенные нормы, указывающие на порядок действий в аналогичных ситуациях. Поскольку происшествия с обоюдной формой вины встречаются не так редко, у сотрудников ГИБДД и работников страховых компаний выработана своя правоприменительная практика.

Обоюдная вина при ДТП – это ситуация, которая стала причиной аварии 2 и более ТС, но с обязательным условием виновности обоих водителей. Получается, что каждый участник является одновременно пострадавшим и виновным.

Важно отметить, что действия каждого участника должны быть одной из причин происшествия. Для установления истины требуется множество доказательств, которые рассматриваются в судебном порядке.

В каких случаях признается обоюдка при аварии

Положение, закрепленное в п. 22 ст.12 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает возможность аварии с виной нескольких лиц. Если в ДТП виновны все участники, возмещение должно происходить на основании установленного размера ответственности.

Под «обоюдкой» принято понимать ситуацию, при которой ДТП произошло с участием как минимум двух водителей, нарушивших ПДД. При этом наличие вины у обоих не обязательно делают вину совместной. Необходимо учитывать, что между виновным деянием и наступлением ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, при движении на перекрестке налево водитель не включил сигнал поворота – это нарушение.

Однако в этот момент в него врезался другой автомобиль, который проехал на красный сигнал светофора, а человек внутри был пьяным.

Если по результатам рассмотрения окажется, что сигнал поворота в этом случае никак не повлиял на факт возникновения аварии, то виновником ДТП будет признан пьяный водитель.

Степени вины при обоюдном ДТП

Определение формы и степени вины имеет важное значение при привлечении к ГПО. От этого зависит размер возможной компенсации. Согласно ст. 1083 ГК РФ, суд также должен учитывать вину потерпевшего.

Положениями ФЗ № 40-ФЗ предусмотрено, вина каждого участника влияет на определение размера компенсации. На этом основании суд вправе увеличить или уменьшить изначальный размер компенсации.

Если к наступлению аварии привели совместные нарушения обеих сторон, необходимо установить степень их вины. Для этого определяются конкретные пункты ПДД, которые не были соблюдены каждым водителем.

В законе не содержится четкого разграничения степени вины по категориям или процентам. Нельзя говорить, что один участник был виновен на 75%, а другой на 25%. Это субъективная категория, которая устанавливается исходя из имеющихся материалов. Ключевым элементом будет причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и наступлением аварии.

Автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому собственник всегда несет ответственность за причиненный другим лицам вред. Исключение – ситуации, в которых он не мог повлиять на ситуацию, и она произошла без его ведома.

В качестве примера можно разобрать следующую ситуацию. Один собственник припарковал автомобиль в запрещенном месте и нарушил ПДД касаемо стоянки и остановки ТС. Другой водитель ехал на высокой скорости, не смог справиться с управлением и столкнулся с автомобилем первого нарушителя. В этом случае рассматриваемая форма вины отсутствует.

Несмотря на то, что неправильная парковка является нарушением, она не была ключевой причиной возникновения аварии. Столкновение произошло из-за несоблюдения вторым участником скоростного режима. Исходя из этого, вся ответственность ложится на него.

За неправильную парковку водителю грозит только АО. На него может быть наложен штраф, а автомобиль эвакуирован на специализированную стоянку.

Выплачивается ли ОСАГО при обоюдной вине

Законом не ограничивается право на получение возмещения по ОСАГО на этот случай. Пострадавшие водители готовят документы, обращаются в СК, после чего происходит рассмотрение случая. Однако из-за высокой сложности дел данной категории зачастую разбирательство переходит в суд, где учитываются все обстоятельства произошедшего.

Первое существенное отличие заключается в отсутствии возможности прямого возмещения убытков. ПВУ означает, что пострадавший участник вправе обратиться с заявлением в свою страховую компанию, которая выдавала полис ОСАГО. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в таком порядке не применяются.

Получение компенсации происходит на общих основаниях Правом обладают все пострадавшие в аварии участники.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине могут производиться по следующим вариантам:

  • Через одну страховую компанию, если у обоих участников полиса выданы в ней.
  • Каждый пострадавший подает заявление с документами к страховщику другого виновника.
  • При отсутствии у одной из сторон страхового полиса ОСАГО, либо при его недействительности (просрочка, подделка) возмещение происходит в рамках гражданских правоотношений. Для этого необходимо подать иск с требованием о выплате определенной суммы.

Таким образом, выплата происходит по общему правилу – через страховую компанию виновника. При отсутствии полиса ОСАГО – путем подачи иска с предъявлением требований.

Как оформить автоаварию по обоюдному согласию

Действующее законодательство не предусматривает специальных правил по оформлению аналогичных происшествий. Сделать это можно в общем порядке – с помощью сотрудников ГИБДД или через европротокол.

Из-за особой сложности рассмотрения таких дел рекомендуется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Они самостоятельно зафиксируют последствия аварии и составят необходимые документы.

В общем виде инструкция выглядит следующим образом:

  • После столкновения нельзя продолжать движение, необходимо как можно быстрее остановить автомобиль. При этом следует соблюдать ПДД, чтобы предотвратить очередную аварийную ситуацию. Далее важно заглушить двигатель и покинуть ТС. Перемещать или двигать машину нельзя – это может стать причиной для отказа в предоставлении выплат по страховке.
  • Как можно быстрее вызвать на место сотрудников ГИБДД и БСМП при необходимости.
  • До приезда сотрудников лучше заняться сбором доказательств. Пригодятся фотографии, видеозаписи расположения объектов на дороге, следов движения ТС, а также места произошедшей аварии. Если были свидетели, нужно попросить их контактные данные. В дальнейшем собранная информация может быть использована в судебном разбирательстве.
  • После приезда сотрудников ГИБДД, необходимо объяснить им ситуацию и рассказать о произошедшем как можно подробнее. Садиться в автомобиль или перемещать его можно только после составления протокола.

Оформление в упрощенном порядке возможно, если в результате дорожно-транспортного происшествия не пострадали люди, а размер вреда имуществу не превышает 100 тысяч рублей (иногда это сумма до 400 тысяч рублей). Для этого используется специальный бланк, в который вносится вся информация об аварии, а также делаются фотографии и составляется схема происшествия самими участниками ДТП.

Нежелательно использовать европротокол, если между водителями имеются противоречия. Также на месте может быть сложно определить размер причиненного вреда. В этом случае лучше вызвать сотрудников ГИБДД.

Важно отметить, что нарушение порядка составления европротокола считается основанием для отказа в предоставлении выплаты по ОСАГО в 2019 году.

Как получить страховые выплаты

Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ, страховые выплаты при ДТП с обоюдной виной осуществляются на общих основаниях.

Для этого водители должны выполнить следующий порядок действий:

  • После оформления аварии как можно быстрее обратиться в страховую компанию. После недавних изменений законодательства СК не вправе отказать за пропущенный срок, но не стоит с этим затягивать.
  • Передать страховой компании все необходимые документы. При их недостаточности сотрудники могут запросить дополнительные – их также следует подготовить.
  • В течение 20 дней после принятия заявки страховая компания должна принять решение о назначении компенсации/ направлении автомобиля на ремонт, либо мотивировать свой отказ.

О своем решении страховщик должен сообщить заявителю в письменной форме.

В чью ск обращаться

рассмотрим, кто производит возмещение вреда ущерба по осаго при обоюдной вине в дтп.

если установлена вина обоих участников дтп, необходимо обращаться только к страховщику виновника (для каждого водителя она своя). исключение – у обеих сторон один страховщик.

при отсутствии полиса осаго возмещение происходит путем предъявления иска.

что нужно предоставить для компенсации убытков

при обращении к страховщику для произведения выплаты необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление с просьбой о назначении выплаты;
  • документы, связанные с дтп (составленный инспектором протокол, европротокол и другие);
  • стс, птс и оформленный полис осаго;
  • проведенные экспертизы и заключения по ним (если назначались);
  • реквизиты, по которым ск должна выплатить средства, в случае одобрения.

перечисленный перечень документов общий – страховая компания может потребовать иные бумаги, которые важно предоставить как можно быстрее.

в какой форме происходит возмещение

разберем, как оплачивается страховка, если в дтп виновны оба водителя.

после недавних изменений страхового законодательства изменился и порядок, и форма предоставлении компенсации. из-за участившихся случаев мошенничества недобросовестных водителей, страховые компании теперь самостоятельно определяют, как возместить ущерб.

существует 2 варианта: выплата денежной компенсации или ремонт автомобиля. по общему правилу автомобиль направляется на восстановление в сервис, с которым у ск заключен договор. там его обслуживают на установленную сумму и возвращают автовладельцу.

получить финансовое возмещение можно, но не во всех случаях. обычно это происходит, если автомобиль нельзя починить, либо на это не хватает средств. также страховщик может пойти на встречу и выплатить компенсацию денежными средствами.

размер возмещения определяется пропорционально вине каждого участника. для этого назначается экспертиза. в заключении указывается примерная сумма, которую необходимо потратить для восстановления тс.

возможные нюансы при получении возмещения по обоюдном дтп

В случае, если у 2й стороны отсутствовал страховой полис, получать возмещение необходимо в рамках гражданского судопроизводства. Для этого необходимо составить иск и предъявить в нем требования. В подтверждение могут использоваться квитанции, результаты экспертиз и другие материалы.

На основании судебного решения виновник будет обязан произвести выплаты. При же его отказе – процедура будет осуществляться через судебных приставов.

При невиновности одной из сторон происшествия, она получает право получения выплаты от обеих страховых компаний. Определение размера компенсации происходит на основании установленной степени вины.

Если в аварии пострадал человек, порядок и процедура выплаты денежных средств не изменяются. Увеличивается только максимальная сумма выплаты – до 500 тысяч рублей.

Что делать, если страховщик отказывается платить

СК должна рассмотреть заявление и сообщить о решение в течение 20 календарных дней. Отказ составляется в письменной форме и с обязательной обоснованной мотивировкой.

При несогласии с решением водитель вправе обжаловать его – сначала через руководство компании, а затем в суде.

Основными причинами для отказа со стороны СК являются:

  • существенное нарушение правил страхования (предоставление подложных документов, управление автомобилем другим лицом);
  • несоблюдение или неправильное оформление ДТП.

СК могут отказывать и на других основаниях. Водителю стоит добиваться законного решения и обращаться в суд.

Судебная практика

Во избежание неправильного правоприменения судами, ВС РФ дал разъяснения по рассмотрению аналогичных дел.

В ПП РФ от 29.01.2015 № 2 закреплено:

  • установление факта двойной вины не ограничивает в праве на получение компенсацииь
  • компании должны выплачивать компенсацию равными долями.

Практика показывает, что суды часто встают на сторону пострадавших и увеличивают назначенный СК размер компенсации.

Как можно видеть из представленной статьи, обоюдная вина водителей при ДТП может повлечь за собой массу проблем для них. Поэтому стоит быть аккуратным на дороге и не допускать возникновения аварийных ситуаций.

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Как заполняется европротокол при обоюдной вине

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы. Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.