Какие дела расследует прокуратура
Генпрокурор без замов: как Чайка подложил Краснову законодательную свинью
Илья Питалев / РИА Новости
Спустя две недели после назначения на пост генпрокурора РФ Игорь Краснов не сменил ни одного из своих заместителей, хотя чистка ведомства, прославившегося при Юрии Чайке кумовством, давно напрашивается.
Возможно, решительным кадровым действиям нового генерального прокурора мешает норма закона, пролоббированная в свое время Чайкой.
Что не так в законе о прокуратуре и каких еще более фатальных его правок удалось избежать — читайте в материале ПАСМИ.
Чистка откладывается
20 января президент РФ Владимир Путин отправил в отставку генпрокурора Юрия Чайку.
В этот же день он внес в Совет Федерации для утверждения на пост главы надзорного ведомства кандидатуру Игоря Краснова, который в то время занимал пост заместителя главы СКР Александра Бастрыкина. 22 января верхняя палата парламента утвердила нового генпрокурора.
Прошло две недели, но единственным кадровым решением Краснова стало назначение Анны Генераловой официальным представителем Генпрокуратуры вместо Александра Куренного, который перешел вместе с Юрием Чайкой на работу в полпредство президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
Неофициально сообщалось, что рапорты об отставке наравне с Куренным подали практически все высокопоставленные прокуроры, в частности, замы Чайки Александр Буксман и Виктор Гринь. Но если судить по информации на официальном сайте генеральной прокуратуры, никаких отставок и тем более назначений в руководстве ведомства не произошло.Между тем, еще при своем утверждении Игорь Краснов заявил о нетерпимости к коррупции, а в телеграм-каналах сообщалось о начале тотальной чистки органов прокуратуры, в первую очередь, от людей, лично преданных Чайке и его сыновьям.
А чистка эта даже не назрела, а перезрела, ведь есть множество свидетельств того, что при бывшем генпрокуроре основой кадровой политики были либо родство и личное знакомство с высокопоставленными лицами, либо банальный «денежный взнос».
Кадровый голод
Возможно, Игорь Краснов не отправляет в отставку людей Чайки потому, что ему просто некого назначить на их место. Дело в том, что к претендентам на пост заместителя генерального прокурора применяются очень жесткие критерии.
Согласно статье 12.
1 федерального закона «О прокуратуре РФ», кандидат должен иметь «стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов».
Это требование сильно сужает круг лиц, которых Краснов мог бы назначить своими замами. Так, из списка претендентов исключаются сотрудники СКР, даже самые опытные и профессиональные, но не набравшие нужного стажа работы в надзорных органах, ведь годы работы в Следственном комитете после его отделения от прокуратуры в 2011 году в этот стаж не войдут.
Между тем, дело даже не в том, что Краснову хочется работать со «своими» людьми. Сотрудники с опытом следственной работы просто необходимы надзорному ведомству. Во всяком случае отсутствие этого опыта называют серьезной проблемой и прокуроры, и следователи.
«В надзоре за следствием после разделения прокуратуры и СК катастрофа в том, что возросло количество прокурорских работников, которые никогда не работали следователями и не провели ни одного следственного действия. Они не представляют, как проводятся допросы, обыски, выемки, не знают вообще, как расследуются уголовные дела, но надзирают за законностью их расследования», — сказал в интервью ПАСМИ сотрудник прокуратуры.
«Если раньше надзирающим прокурором за следствием был бывший сотрудник следствия, отработавший энное количество лет, перелопативший множество томов и знающий все тягости и невзгоды, связанные со следственной работой, то нынешний прокурор уголовные дела видит только при их проверке, не провел в своей жизни ни одного следственного действия — он не является профессионалом следствия», — практически вторит ему подчиненный Александра Бастрыкина.
Пожизненное для Чайки
Следует отметить, что вышеуказанные поправки в закон о прокуратуре были приняты в 2014 году — раньше подобных требований к заместителям главы надзорного ведомства не предъявлялись. Так что, к примеру Александр Бастрыкин, который занимал пост замгенпрокурора с 2006 по 2011 год, теперь на эту должность претендовать бы не смог.
Что интересно, столь жесткие критерии предусмотрены законодательно для замов генпрокурора, но не касаются кандидатов на пост главы надзорного ведомства. Согласно статье 12 того же закона «О прокуратуре РФ», он должен отвечать стандартным условиям для рядового прокурора — юридическое образование, дееспособность, отсутствие судимости и иностранного гражданства.
Ответ на вопрос, почему генпрокурором стать проще чем его заместителем, содержится в пояснениях источника ПАСМИ. По его словам, при подготовке поправок в закон о прокуратуре Юрий Чайка лоббировал не только включение требований к заместителям генпрокурора.
Первоначально в проекте закона было еще две новации, касающиеся главы надзорного ведомства и его первого зама. Кандидат на пост генпрокурора должен был отработать в органах прокуратуры 20 лет, претендент на пост первого заместителя — 15 лет.
«Фактически это давало Чайке серьезный шанс остаться на своем посту пожизненно или, в крайнем случае, передать его в «нужные» руки, — отметил собеседник редакции. — Оставалось только законодательно прописать, что прокурорами могут быть только родственники и друзья сотрудников надзора».
Судя по всему, такие амбиции Чайки не устроили тех, кто проверял президентскую законодательную инициативу. Во всяком случае, в Думу законопроект был внесен без этих пунктов.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников прокуратуры — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Разница между полицией и прокуратурой
› Советы для граждан
23.09.2019
В государстве Российская Федерация реализуется принцип разделения властей, и есть много служб, выполняющих сходные функции.
Полиция и прокуратура — правоохранительные органы, обеспечивающие законность и правопорядок, следящие за соблюдением фундаментальных прав и свобод.
Несмотря на смежные задачи, важно понимать, чем прокуратура отличается от полиции, чтобы знать, куда обращаться при нарушении прав или преступном посягательстве.
Что такое прокуратура
Прокуратура обладает правом законодательной инициативы.
В России прокуратуру впервые учредил Петр I.
Прокуратура — это централизованная система органов, функция которых — осуществление надзора за тем, чтобы госорганы, должностные лица и другие субъекты не нарушали законы.
Она является военизированной структурой и обладает правом законодательной инициативы. Прокуроры могут реагировать на несоблюдение закона самостоятельно или на основании обращения к ним.
Возглавляет эту структуру Генеральный прокурор Российской Федерации. Его назначает Совет Федерации по рекомендации Президента РФ. Нормативной базой ее функционирования является Конституция и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Что такое полиция
Полиция, в отличие от прокураторы, не инициирует законы, а следит за их исполнением.
Полиция — это организация, входящая в систему инстанций и структур МВД РФ. Издревле похожие задачи выполнял разбойный приказ, который был создан в XVI в. Основные функции — борьба с преступностью и обеспечение безопасности в обществе. Была образована из милиции в результате реформы 2011 г.
Полицейские расследуют большинство уголовных дел: кражу, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О Полиции» № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. Представителями полиции являются, в том числе оперуполномоченные и участковые.
У этих органов много общего, так как они способствуют нормальному функционированию общества и уменьшению преступлений и нарушений прав, а основные отличия содержатся в их принадлежности к разным ветвям власти и полномочиях.
Характер деятельности
Полиция входит в систему органов исполнительной власти и подчинена Министерству внутренних дел РФ и Президенту. Прокуратура, согласно Конституции, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому может проводить проверки остальных структур и пресекать нарушения закона.
Так, прокурор может отреагировать на неправомерные действия полицейского. Прокуратура не возбуждает уголовные дела и не занимается их расследованием, но передает материалы в полномочный орган и поддерживает обвинение.
Задачи организаций
В обязанности всех правоохранительных органов входит обеспечение социального спокойствия и безопасности населения.
Функции и направления деятельности прокуратуры:
- проверка соблюдения законов органами государственной власти и должностными лицами; Прокурор обязан присутствовать на судах.
- контроль за следствием и дознанием;
- возбуждение дел об административных правонарушениях;
- контроль за действиями судебных приставов;
- надзор за учреждениями, исполняющими наказания;
- участие в уголовных делах в качестве государственного обвинителя;
- участие в гражданских разбирательствах от имени группы лиц или по отдельным категориям дел;
- координация работы правоохранительных органов;
- международная кооперация и т.д.
Задачами полиции являются:
Полиция делится на криминальную и общественной
безопасности.
- защита жизни и здоровья населения;
- охрана правопорядка;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- охрана прав собственности;
- контроль за оборотом наркотиков;
- исполнение административных наказаний;
- контроль за оборотом оружия;
- экспертная деятельность;
- пресечение незаконной миграции;
- борьба с коррупцией;
- противодействие экстремистской деятельности;
- борьба с преступными группировками;
- рассмотрение заявлений граждан о преступных посягательствах;
- уголовный розыск и др.
Взаимодействие с судебной властью
Только суды могут осуществлять правосудие, судебная власть независима, поэтому с ней можно только взаимодействовать, но не оказывать влияние.
Сотрудник полиции проводит оперативно-розыскные мероприятия (опросы, контрольные закупки), а после возбуждения уголовного дела занимается предварительным расследованием, чтобы собрать доказательства по делу.
Прокурор может выступать стороной в судебном разбирательстве, давать заключения по вопросам, подавать представления на судебные решения.
Например, прокурор может быть процессуальным истцом в гражданском процессе в делах о выселении, защите материнства и детства, социальной защите и т.д.
Таким образом, полиция — структура исполнительной власти, а прокуратура — независимая система органов надзора и контроля за компаниями и гражданами, законностью в социуме. Обе службы являются правоохранительными, но прокуратура занимается более тяжкими преступлениями и нарушениями закона.
Разница между полицией и прокуратурой Ссылка на основную публикацию
Какие дела рассматривает прокуратура?
Достаточно большим числом обязанностей обладает столь важнейший орган, как прокуратура.
Чем занимается прокуратура сегодня в области взаимодействия с ветками власти? Федеральным законом прописывается, что данная служба имеет право осуществлять контроль над исполнением нормативных актов, внося различного рода поправки с дополнениями в правовую отрасль. Генеральный прокурор России может участвовать на заседании Федерального собрания.
Чем занимается прокуратура в законодательных органах? Обычно речь идет о зачитывании докладов о правопорядке в нашей стране, а, кроме того, об информировании о работе, а также проводится обозначение основных проблем.
Говоря об обратной связи, надо отметить, что Федеральное Собрание может обращаться в прокуратуру для решения ряда вопросов, которые входят в круг его компетенции.
Правотворческая деятельность рассматриваемой службы раскрывается следующим образом:
- Проведение подготовки нормативных и правовых актов.
- Предоставление закона на рассмотрение разным веткам власти.
- Активное участие в разных проектах.
Транспортная прокуратура
Интересно многим — чем занимается транспортная прокуратура. Этот орган осуществляет высший надзор над точным исполнением законодательства на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Помимо прочего такая прокуратура следит за деятельностью правоохранительных служб в таможенной сфере.
Рассматриваемая система выступает необходимым элементом прокурорской структуры, так как в процессе ее деятельности реализуется предметный принцип. Контроль над работой транспортных прокуратур осуществляется Управлением по надзору за исполнением законодательства в таможенных органах и на транспорте. К полномочиям такого прокурора относят:
- Осуществление надзора за исполнением законности.
- Соблюдение свобод и прав гражданина всеми организациями, предприятиями и учреждениями транспорта вне зависимости от формы собственности.
- Привлечение виновных граждан к ответственности за преступления и правонарушения, которые были совершены должностными единицами соответствующих компаний.
- Проведение проверки выполнения федерального законодательства органами таможни.
Транспортные прокуроры могут пользоваться абсолютно всеми правами и одновременно исполняют обязанности в рамках своей компетенции в ходе осуществления деятельности согласно законодательству.
Работа в прокуратуре
Где надо пройти обучение для того, чтобы получить работу в данных органах? Какими видами деятельности работник прокуратуры вправе заниматься? Вопрос является, на самом деле, непростым, ведь рассматриваемая сфера деятельность считается невероятно сложной, тяжелой и даже опасной. При этом значительное количество трудового времени сотрудника предполагает бумажную волокиту. Итак, кто же может занять эту должность?
Прокурор всегда выступает лицом с юридическим образованием. При этом вовсе не важно, в какой именно сфере он конкретно работает: военная, транспортная, районная и так далее. Правда, необходимо учесть специальность, по которой стоит пройти учебу. Это, например, может быть:
- Сфера национальной безопасности.
- Область правоохранительной службы.
- Отрасль юриспруденции и так далее.
Пройти необходимое обучение можно в настоящее время абсолютно любом вузе страны, в котором имеется юридическое направление. Согласно положениям действующего законодательства, работник прокуратуры вправе заниматься деятельностью, не связанной с предпринимательством, политикой, посредническими видами деятельности. Далее узнаем, что рассказывают сами прокуроры о своей ежедневной деятельности.
Прокуратура какие дела рассматривает
Современную прокуратуру не стоит рассматривать лишь как карательный государственный орган. В ее функции входит также и правовая защита граждан и немалую часть прокурорской деятельности составляет работа с заявлениями обратившихся в прокуратуру граждан.
Следует отметить, что хотя компетенция прокуратуры нигде четко не определена, это не означает, что она распространяется на все, что регулируется законом.
Далеко не все жалобы могут быть приняты прокуратурой в работу, в некоторых случаях она даже не может принимать каких-либо действий, так как это будет вмешательством в компетенцию других органов. Например, считается, что в прокуратуру можно заявить о преступлении, поскольку она является, прежде всего, органом уголовного преследования.
Заявить, конечно, можно, но следует знать, что на сегодняшний день прокуратура не расследует сама уголовные дела, и поэтому заявление будет перенаправлено в другой компетентный в этих делах орган.
В каких же случаях можно обращаться в прокуратуру? Прежде всего, можно обратиться с жалобой на действия различных органов власти и их сотрудников в случаях нарушения каких-либо прав граждан.
Это могут быть органы следствия, судебные приставы, органы местной администрации и другие органы власти и организации, обладающие властными функциями.
Жалобы на решения судов прокуратурой не рассматриваются, их следует подавать в вышестоящий суд.
Можно также пожаловаться в прокуратуру на действия организаций социальной сферы по поводу нарушения трудового права, жилищного права граждан, проживающих в муниципальном жилье, нарушения прав на получение выплат из бюджета (пенсий, различных пособий, льгот, субсидий), многих других прав социального характера. Некоторые обращения могут быть перенаправлены прокуратурой в другие контролирующие органы, например, вопросы, связанные с трудовым правом — в госинспекцию по труду.
Определенные вопросы решаются только в судебном порядке, либо в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, другими компетентными органами. К таким вопросам, прежде всего, относятся имущественные отношения, в которых участники равноправны, например, покупатель и продавец, спорные вопросы между наследниками, нанимателем и наймодателем жилья, кредитной организацией и заемщиком и т.п.В исключительных случаях прокуратура может принимать определенные меры по защите имущественных прав граждан. В основном это происходит по таким уважительным причинам как состояние здоровья гражданина (серьезное заболевание или инвалидность), преклонный возраст, несовершеннолетие и т.п.
Действия прокурора в работе с обращениями граждан могут заключаться в обращении в суд, направлении протестов и представлений с указанием нарушений и предложениями по их устранению. Однако не всегда протесты и представления эффективны, поскольку у прокуратуры отсутствует механизм принудительного исполнения содержащихся в них требований.
К тому же весь процесс, начиная от рассмотрения жалобы и заканчивая ответом на представление, обычно занимает по времени несколько месяцев. Кроме этого заявление гражданина в прокуратуру может быть возвращено ему для предоставления недостающих сведений. А за этот период может истечь срок исковой давности или срок для обращения в суд.
Тем более суды не относят обращение граждан в прокуратуру к уважительным причинам пропуска этих сроков.
Следует обратить внимание и на то, что из-за увеличивающегося с каждым годом количества обращений граждан, сотрудники прокуратуры просто физически не имеют возможности для качественного и скрупулезного проведения проверок по всем поступающим к ним обращениям.
По каким вопросам можно обращаться в органы прокуратуры
Но при этом необходимо иметь ввиду следующее. Во-первых, направляемое обращение должно содержать конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан. Во-вторых, обращения должны соответствовать компетенции того органа прокуратуры, куда оно направляется.
В третьих, необходимо учитывать, что органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, т.е физическими лицами.
Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы и если указанными органами по Вашим обращениям не будут приняты соответствующие меры либо Вы не получите своевременно ответ на свое обращение, вот тогда бездействие указанных органов можно обжаловать в органы прокуратуры.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству органы прокуратуры не осуществляют дознание и следствие по уголовным делам, а также не проводят доследственные проверки, поэтому поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях безотлагательно передаются в следственные органы, уполномоченные рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ.
2. Каким образом можно обратиться в органы прокуратуры Нижегородской области.
Краснов: речи об изменениях после реформы разделения следствия и надзора нет
МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Кандидат на должность Генпрокурора РФ Игорь Краснов считает, что речи об изменениях после реформы о разделении следствия и надзора нет.
«Я считаю, что реформа была эффективная, следствие и надзор были разделены. И ни у одного органа нет стольких полномочий — и надзор, и следствие», — сказал Краснов, отвечая на вопрос зампреда комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елены Мизулиной.
Он отметил, что сейчас могут быть разные позиции Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, «но полномочия все регулируются законом». «Поэтому в настоящее время об изменениях речи, мне кажется, нет. А реформа была эффективной», — отметил Краснов.
Полномочия в сфере надзора за следствием
По его мнению, у прокуратуры достаточно полномочий в сфере надзора за следствием, а 1% оправдательных приговоров говорит об эффективности следствия и работы прокуратуры.
Сенатор Людмила Нарусова спросила Краснова, как он оценивает «ничтожно малое количество, 1%, оправдательных приговоров и тот факт, что часто судебное решение почти слово в слово, до грамматических оборотов и запятых, повторяет обвинительное заключение». Она спросила, считает ли он необходимым больший контроль за следствием со стороны прокуратуры.
«Мне кажется, что в настоящее время инструментов Генеральной прокуратуры достаточно в части исполнения функций надзора, — сказал Краснов. — Прокурор на стадии следствия надзирает за расследованием уголовного дела, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, если следователь представляет ходатайство».
«Поэтому, мне кажется, эффективно работают и Генеральная прокуратура, и Следственный комитет. Ошибки они всегда бывают, к сожалению. Мы стремимся их исправлять. А то, что вы говорите 1% [оправдательных приговоров], ну, это статистика», — ответил он.
«Я думаю, статистика соответствует реальной жизни, потому что следователь, расследуя уголовное дело, направляет его прокурору для утверждения обвинительного заключения и, мне кажется, что прокурор может очень эффективно исполнять свои функции, не первый раз увидев уголовное дело, когда ему его направляют для утверждения обвинительного заключения, а в ходе всего предварительного следствия осуществляет функции надзора», — добавил Краснов.
«Поэтому, может быть, 1% как раз и говорит об этом, что следствие эффективно расследует уголовные дела, а прокурор, соответственно, осуществляет функцию надзора», — ответил он сенатору.
Прокурорский надзор
Краснов считает, что прокурорский надзор необходим при вынесении незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. Кандидат на должность генпрокурора отметил, что основная проблема приходится именно на районные отделы СК и полиции.
Отвечая на вопрос уполномоченного при президенте России по правам человека Татьяны Москальковой, Краснов заявил, что стадия возбуждения уголовного дела необходима, вместе с тем очень много материалов с отказами.
«И на мой взгляд, при наличии оснований следователь будет всегда возбуждать уголовное дело», — сказал Краснов, добавив, что разобраться в ситуации зачастую позволит только инструментарий, предоставленный УПК.
«Понятно, что в ходе проведения доследственной проверки можно провести какие-то следственные действия, назначить судебные экспертизы, но тем не менее, в случае оснований следователям [необходимо] принимать решения [о возбуждении уголовных дел], прокурорам необходимо надзирать за действиями следователей именно в районе, откуда эти проблемы могут возникать. Потому что большая часть нарушений возникает на низовой инстанции — это районные отделы, и в органах внутренних дел, там тоже выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел и, соответственно, в следственных подразделениях», — сказал Краснов.
Он добавил, что за этой проблемой надо внимательно следить и принимать меры, в том числе прокурорского реагирования при вынесении незаконного решения.
Работа прокуроров
Кандидат на должность генпрокурора считает, что работа прокуроров должна быть прозрачна для защиты прав граждан.
«Основной принцип прокуратуры — защита прав граждан и законов, которые действуют на территории РФ.
Органы и учреждения прокуратуры должны быть прозрачны, чтобы человек видел, что его обращения рассмотрены неформально, а в случае выявления нарушений восстанавливается законность», — сказал он.
Он также сообщил о готовности взаимодействовать с адвокатским сообществом. «Мы должны слышать друг друга, хоть у нас и разные процессуальные статусы, и только диалог позволит разобраться в ситуации и защитить права граждан» — сказал Краснов.
Также Краснов заявил, что намерен индивидуально оценивать работу прокуроров регионов.«В органах прокуратуры много профессиональных кадров работают. Надо посмотреть, кто как работает. С каждым человеком, профессионалом надо индивидуально разбираться, индивидуально подходить. Это кадровая политика», — сказал он.
Ему задали вопрос о том, «не намерен ли он подбирать на должности прокуроров регионов людей с опытом работы в следствии, так как с прокурорами, которые не работали в следствии, возникают сложные взаимоотношения».
«В настоящее время в прокуратуре работают люди, которые знают закон, понимают закон и знают, что такое законность. Огульно, на мой взгляд, нельзя так делать то, о чем вы сказали», — отметил Краснов.
Вместе с тем он напомнил, что раньше были требования закона, согласно которым прокуроров или зампрокуроров районов не назначали без стажа следственной работы.
Быстрое следствие
Краснов считает, что быстрое расследование уголовных дел позволяет эффективнее защищать права и потерпевших, и обвиняемых. Он отметил, что сроки содержания под стражей — это большая проблема. «Все это понимают — и следователи, и прокуроры.
Поэтому необходимо как можно быстрее расследовать уголовные дела, принимать по ним процессуальные решения, основанные на законе», — сказал Краснов, отвечая на вопрос уполномоченного при президенте России по правам человека Татьяны Москальковой.
Кроме того, в ходе расследования восстанавливаются права потерпевших, которые также имеют доступ к правосудию. «Они [права] должны соблюдаться, права обвиняемых тоже должны соблюдаться. Поэтому, чем быстрее мы будем направлять уголовные дела в суд, тем эффективнее будет наша работа по защите прав и свобод граждан», — сказал Краснов.
Кандидат на должность генпрокурора отметил, что бывает и ряд уголовных дел, по которым назначаются длительные экспертизы. «Если человек находится под стражей, необходимо в случае, если эта экспертиза будет и далее проводиться, сроки будут нарушаться, то судом или в порядке надзора будет мера пресечения изменяться», — сказал он.
Президент РФ Владимир Путин 20 января предложил освободить Юрия Чайку от должности генерального прокурора и внес в Совет Федерации кандидатуру замглавы Следственного комитета Краснова на пост руководителя Генпрокуратуры РФ.
Чайка занимал должность генпрокурора с 2006 года. 44-летний Игорь Краснов в должности заместителя главы Следственного комитета РФ курировал Главное управление по расследованию особо важных дел и Главное следственное управление.
В новость были внесены изменения (14:12мск) — добавлена информация по тексту.
Чем отличается прокуратура от следственного комитета
До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?
В чем основное отличие?
Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.
Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.
Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.
Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.
Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.
Что такое прокуратура?
Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации». Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.
Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)
Основная деятельность
Согласно ст.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ», основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:
- представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
- осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
- работа с обращениями и заявлениями граждан.
Состав
Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
В состав входят:
- Генеральная прокуратура РФ;
- учебные организации;
- прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
- Военная прокуратура РФ;
- специализированные подразделения;
- редакции печатных изданий.
Какие функции выполняет
Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:
- за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
- за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
- соблюдением законодательства судебными приставами;
- соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.
Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:
- координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
- сотрудничество с международными организациями;
- выпуск специализированных изданий;
- участие в судебных процессах по уголовным делам;
- вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
- участие в правотворческой деятельности;
- рассмотрение жалоб и обращений от граждан.
Что такое Следственный комитет?
Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.
СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.
Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.
Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.
Состав подразделения
Система Следственного комитета включает в себя:
- центральный аппарат, состоящий из:
- главных управлений и управлений;
- отделов;
- отделений.
- главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
- межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.
Какая из этих структур считается главнее?
Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.
Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.
Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.
Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.
СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут
Может ли прокурор возбуждать уголовные дела?
sh: 1: —format=html: not found
В уголовном производстве присутствуют несколько представителей власти, которые имеют право представлять обвинительную сторону процесса.
Одним из таких представителей является прокурор, на которого возлагается определенная ответственность за проведением судебного процесса.
Чтобы понять функции прокурора в уголовном судопроизводстве и его роль в процессе, необходимо знать некоторые особенности.
Кто такой прокурор?
Определение прокурора установлено в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ, в нем прописаны также полномочия, обязанности уполномоченного лица, структура прокуратуры и условия службы должностного лица.
Прокурор является должностным лицом, который уполномочен осуществлять преследование виновного в ходе судопроизводства, надзор за процессами дознания над обвиняемыми и органов предварительного следствия.
Пока прокурор не предъявит обвинение подсудимому предполагается презумпция невиновности. Служба в прокуратуре является государственной.
Существует несколько подразделений прокуратуры:
- Генеральная прокуратура РФ;
- Прокуратуры других городов и регионов Российской Федерации;
- подразделения Прокуратуры военного назначения;
- организации науки и образования;
- редакции печатной продукции;
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации.
Основные функции юриста
Генеральный прокурор исполняет несколько основных функций в ходе своей службы:
- регламентирует численность штата и структуру подразделений прокуратуры;
- издает указания и приказы, регулирующие деятельность сотрудников Прокуратуры;
- назначает и освобождает ректоров и проректоров от должностей, которые ведут деятельность в организациях специального назначения;
- на прокурора возлагается ответственность за соответствующее исполнение всех задач, что возложены на сотрудников.
Свою профессиональную карьеру чаще всего юрист начинает с помощника прокурора, и в результате достойной службы может претендовать на более высокое звание. Существуют также специальные подразделения прокуратуры по областям природной охраны, защиты экологии.
СПРАВКА!На территории страны не могут действовать органы прокуратуры, не входящие в ее единую систему.
Имеет ли полномочия прокурор возбуждать уголовные дела?
В некоторых случаях прокурор имеет право на возбуждение уголовного дела, но для данного права должны быть предоставлены суду веские основания для возбуждения уголовного преследования. При таких обстоятельствах гражданское дело может приобрести статус уголовного, если у прокурора будут доказательства содеянного преступления.
Участие прокурора в досудебном производстве
Прокуратура контролирует весь процесс преследования и дознания в ходе досудебного разбирательства. Прокурор имеет право осуществлять надзор за законностью деятельности органов полиции и дознания и контролировать правомерность их действий.
Также при определенной необходимости служащий может вмешаться в ход расследования в любой момент и на любой стадии следствия.
Если выявляется промедление досудебного производства, которое становится причиной жертв или иных негативных последствий, то прокурор имеет право назначить проверку деятельности правоохранительных органов.
Для получения документов по уголовному расследованию, прокурору необходимо направить письменный запрос следователям.
Каковы полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу?
Согласно статье 37 УПК РФ при расследовании уголовного дела прокурор имеет следующие права:
- делать перерыв в расследовании при наличии веских причин;
- прекращать расследование, предоставив серьезные основания;
- прокурор имеет право давать указания при возврате уголовных дел при необходимости в дополнительных мероприятиях расследования;
- утверждать акты обвинения или заключения;
- отправлять уголовные дела в суды для дальнейших разбирательств;
- контроль получения копий актов обвинения подсудимым;
- ставить подпись на различных документах процессуального характера;
- осуществлять продление предварительного расследования;
- при нарушениях или ошибках должностными лицами, прокурор имеет право освободить их от обязанностей;
- при наличии серьезных оснований прокурор имеет право сменить следователя, передав дело ему;
- принятие или отвержение самоотводов от должностных лиц;
- принимать решения о вопросах отводов органов правопорядка;
- одобрение возбуждение дел уголовного назначения следствием или процедурой дознания;
- осуществлять контроль соблюдения пунктов законодательства при деятельности органов правопорядка.
ВАЖНО!Уполномоченный сотрудник не имеет право прекращать преследование, только утверждать постановление о прекращении.
Каковы полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу?
В уголовном процессе прокурор имеет право давать поручения работникам следствия и дознания. Данные поручения обязательны к исполнению, даже если в конце процесса установится, что они были незаконными.
За незаконность поручений несет ответственность служащий, который дал данные указания. При рассмотрении дел, касающихся частного обвинения, прокурор участвует в процессе судебного разбирательства.
Участие служащего осуществляется на двух стадиях уголовного процесса:
- процесс уголовного следствия;
- прения сторон защиты и обвинения.
В конце судебного процесса, если сторона обвинения не удовлетворена вынесенным приговором, то прокурор может подать апелляцию, если на то есть серьезные основания.
Полномочия прокурора при судебном разбирательстве:
- представляет сторону обвинения, доказывая вину обвиняемого;
- озвучивает обвинительный акт;
- осуществляет допрос свидетелей в процессе обвинения;
- задает вопросы для уточнения деталей судебного процесса участникам следствия;
- предоставляет суду и стороне защиты доказательства обвинения подсудимого;
- заявляет ходатайства об экспертизах, проведении запросов для следствия, приобщении определенных документов;
- в ходе прений сторон озвучивает обвинение и заслуженное наказание для подсудимого;
Прокурор обязан являться на судебное заседание, если сотрудник отсутствует по веским причинам, то заседание должно быть отложено на необходимый срок. Уведомление о назначенном месте и времени проведения судебного процесса направляется лично в руки, повестка должна быть подписана.
Если в зал суда не является потерпевший при наличии веских причин, включая нахождение в клинике, должностное лицо обязано запросить ходатайство о переносе дела на иной срок, удовлетворяющий возможности появления потерпевшего.
В ходе судебного разбирательства возможна смена уполномоченных с оформлением заявлений на отвод.Смена обвинительной стороны может быть принята решением одной из сторон, также судьей, если есть подозрение, что обвиняемая сторона заинтересована в определенном исходе процесса.
Обжалование путем апелляции невозможно при двух случаях:
- при вынесении оправдательного приговора;
- приговор, который не предусматривает наказания.
Обжалование прокуратурой на практике были редкостью в 2019 году, поскольку суд назначал такое же наказание, если обвинение было доказано. Существовали лишь незначительные смягчения наказания.
ВАЖНО! Обвинительная сторона обязана присутствовать на вынесении приговора. Отсутствие считается нарушением законодательства.
Какими полномочиями обладает прокурор в уголовном процессе?
Различные стадии уголовного процесса включают в себя определенные полномочия, которым обладает должностное лицо в ходе судебного разбирательства:
- контролирование соблюдений правовых интересов и защиты потерпевшей стороны;
- контроль за исполнением полномочий определенных органов;
- соблюдение всех сроков рассмотрения расследования;
- контроль за проведением всех следственных действий;
- координирование действий органов правопорядка и дознания;
- охрана конституционных прав участников;
- контролирование соблюдений всех статей и пунктов законодательства;
- раскрытие незаконных действий.
ВАЖНО!Все функции должностного лица прописаны в законодательстве и указываются в должностной инструкции.
Какие органы и должностные лица имеют право на возбуждение уголовного дела?
На основании п. 1. статьи 146 УПК РФ возбуждение уголовного дела осуществляется правоохранительными органами, если они уполномочены на осуществление таких функций.
Также данное право имеют следователь, дознаватель, правоохранительные органы и орган дознания.
Для начала уголовного дела требуется постановление, в котором указываются:
- дата, время и место;
- данные того, кем вынесено обвинение;
- основание и повод для возбуждения уголовного дела, при наличии веских причин;
- пункты и статьи уголовного кодекса, на которые опирается обвинение.
После оформления постановления документ направляется в прокуратуру для утверждения.
Сотрудник также имеет право на возбуждение судебного производства с соблюдением всех правил оформление постановления, копия постановления также направляется в прокуратуру для дальнейшего следствия.
Если в постановлении имеются недочеты, прокуратура имеет право вернуть материалы для разъяснения определенных моментов.
Прокурор — обязательная фигура для проведения уголовного процесса, чтобы судебное разбирательство проходило по всем нормам и правилам.
Без присутствия прокурора обвиняемый может уйти от наказания, а интересы стороны потерпевшего могут быть ущемлены.
На служителе закона лежит ответственность за законность действий многих участников судебного процесса, фактически, без данного сотрудника проведение заседания невозможно.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.