+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Картотека военнообязанных в организации

Самое важное о воинском учете в организации в 2018 году

Картотека военнообязанных в организации

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации).

Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.

), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учетуКоличество уполномоченных сотрудников
Менее 500Один сотрудник-совместитель
От 500 до 2 000Один основной сотрудник
От 2 000 до 4 000Два основных сотрудника
На каждые последующие 3 000Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности.

Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты.

Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью.

При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов.

Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок.

Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

ПравонарушениеАдминистративные санкции
Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Зарабатывай деньги

Картотека военнообязанных в организации

Личная карточка состоит из четырех страниц. Вся информация в ней разделена на 11 тематических блоков. Первые две страницы заполняют при принятии сотрудника на работу, 3-4 страницы – в процессе его работы. Законодательство не запрещает вести Т-2 в электронном виде. При проверке формы придется распечатать.

Примечание. Стоит учесть, что от заполнения карточек по форме Т-2 освобождены индивидуальные предприниматели.

В шапке документа вносят следующие данные:

  • название организации (сокращения недопустимы);
  • ее код ОКПО;
  • код ОКУД (код самой личной карточки)
  • адрес организации.

После этого раздела идет таблица. В ней заполняют дату и табельный номер сотрудника, который присвоен ему при приеме на работу. Стоит отметить, что при трудоустройстве работник не обязан предоставлять ИНН. Поэтому это поле можно оставить пустым.

После этого указывают такие данные:

  • СНИЛС. Это номер страховки. Его заполнение является обязательным. Если сотрудник устраивается на работу впервые, СНИЛС выдает ему работодатель.
  • «Алфавит». Это поле предназначено для указания первой буквы фамилии работника.
  • Характер работы. Здесь нужно указать, как оформлен сотрудник: временно или постоянно.
  • Пол. Его указывают буквами «М» и «Ж».

Форму Т-2 заполняют для сотрудников, которые будут трудиться на основном месте работы. Для совместителей не нужно заводить карточки.

Затем вносят данные о рождении сотрудника: дату (необходимо учитывать рекомендации по кодировкам), место рождения (не более 100 символов). В последнем поле не запрещено использовать сокращения. Например, область – обл. А слова «город», «станица» и прочее нужно писать полностью.

Если сотрудник имеет двойное гражданство, этот факт нужно отобразить в документе. Необходимо указать название государств, гражданином которых является работник. Также нужно внести информацию об учебном учреждении. Эту информацию указывают на основании предоставленных дипломов учебных заведений.

Кроме этого, в карточку вносят информацию о стаже работы, ФИО членов семьи. Если сотрудник зарегистрирован и проживает по одному и тому же адресу, дублировать его не нужно. Вторую графу оставляют пустой.

Раздел 1 – кодировки. Его заполнение считается самым сложным. Ошибки в нем недопустимы.

Обозначения:

  • ОКИН – код гражданства сотрудника (1 – гражданин, 2 – двойное гражданство, 3 – иностранный гражданин, 4 – личности без гражданства).
  • ОКАТО – код населенного пункта. Он утвержден Постановлением №413 Госстандарта Российской Федерации.
  • ОКСО – код специальности или профессии. Его проставляют на основании информации в дипломе учебного заведения.
  • ОКПДТР – также является обозначением специальности. В это поле нужно внести код.

После заполнения этот раздел должен подписать сотрудник.

Сведения о знании иностранных языков также требуется закодировать. Для этого существуют специальные обозначения: 3 – владею свободно, 2 – читаю и могу объясняться, 1 – читаю и перевожу со словарем. Обязательно нужно указать код языка, которым владеет сотрудник. Например, знание английского обозначается кодом 014.

Образование также подлежит кодировке:

  • общее (начальное) – 02;
  • основное общее – 03;
  • среднее общее – 07;
  • начальное профессиональное – 10;
  • среднее профессиональное – 11;
  • неполное высшее – 15;
  • высшее – 18;
  • послевузовское – 19.

Кодировка сведений о состоянии в браке:

1 – не состоял;

2 – состоит в зарегистрированном браке;

3 – гражданский брак;

4 – вдовец (вдова);

5 – разведен (разведена);

6 – разошелся (разошлась).

Все кодировки должны быть у кадрового работника. Принимающийся на работу человек их знать не обязан.

Как заполнить в Т-2 «воинский учет»

Этот пункт нужно заполнять на основании военного билета или удостоверения. Эти документы сотрудник предоставляет при приеме на работу.

Итак, в первом пункте вносят данные о работнике, который является офицером запаса. Графа «Граждане, подлежащие призыву» не заполняется. Во втором пункте «Воинское звание» указывают должность военнообязанного согласно записи в военном билете. В графе «Граждане, подлежащие призыву» указывают «Подлежит призыву».

Далее, 3 пункт предназначен для занесения сведений о составе (профиле военнообязанного). Например, солдат, матрос, командир и прочее. Графа «Граждане, подлежащие призыву» не заполняется.

4 пункт – «Полное кодовое обозначение ВУС». Его заполняют в соответствии с информацией в военном билете. Необходимо указать полное обозначение отделения. Например, «113194А».

5 пункт – «Категория годности к военной службе».

Кодировки:

  • А – годные;
  • Б – годные с незначительными ограничениями;
  • В – ограниченно годные;
  • Г – временного не годные.

Если в военном билете не удалось найти такую информацию, в пункте проставляется код «А». В графе «Граждане, подлежащие призыву» также указывается аналогичная кодировка.

6 пункт – «Наименование военного комиссариата по месту жительства». Информация о нем проставляется в соответствии с последней записью или печатью в военном билете. Графа «Граждане, подлежащие призыву» заполняется аналогичным образом.

7 пункт – «Состоит на воинском учета». Этот раздел заполняют простым карандашом.

Строка «а» предназначена для занесения информации в случаях наличия мобилизационного предписания или (и) печати о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний.

Строка «б» предназначена для внесения информации о гражданах, которые забронированы за организацией на период военных действий или на время мобилизации. Графа «Граждане, подлежащие призыву» не заполняется.

8 пункт – «Отметка о снятии с воинского учета». Это возможно, если сотрудник достиг определенного возраста или он снят с воинского учета ввиду негодности к военной службе. Делается отметка «Снят с воинского учет по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья». В графе «Граждане, подлежащие призыву» делаются аналогичные отметки.

Этот раздел после заполнения должен подписать сотрудник. Также он должен поставить дату подтверждения внесенных данных.

Заполнение последующих разделов в карточке Т-2

3 блок «Прием на работу. Переводы». Ошибки в заполнении этого раздела недопустимы. Все данные вносят на основании приказа руководителя о приеме на работу нового сотрудника. Информация в этом блоке и в трудовой книжке должна быть аналогичной.

4 раздел – «Аттестация». В нем указывают такие данные:

  • дату прохождения аттестации;
  • решение аттестационной комиссии;
  • ссылки на определенные документы с указанием даты создания и номеров (протоколы и прочее).

Внесение данных квалификационной подготовки или переаттестации:

  • даты начала и окончания учебного заведения;
  • тип повышения квалификации;
  • название учебного заведения, в котором сотрудник учился;
  • вид документа (удостоверение или диплом).

В графе «Основание» этого раздела можно ничего не указывать. В некоторых случаях в ней отражают информацию о приказе, в котором сказано о направлении сотрудника на курсы повышения квалификации.

В 7-ом разделе «Поощрения и награды» указывают виды поощрения сотрудника. Они могут применяться на основании его трудовой деятельности. К ним относят материальное поощрение, государственные награды и прочее.

8-ой раздел – «Отпуск». В нем указывают все отпуска, которые были предоставлены сотруднику. Основанием для заполнения этого раздела являются приказы о предоставление отпусков. Необходимо указывать даты начала и окончания отпусков. Кроме этого, в таблице отражают отпуск без сохранения заработной платы.

В 9-ом разделе указывается информация о предоставлении сотруднику льгот.

10 раздел – «Дополнительная информация». В этом блоке нужно указать информацию об обучении сотрудника на дополнительных курсах, заочном отделении ВУЗа и другое. Если сотрудник является инвалидом, это также следует отразить в таблице. Кроме этого, в разделе прописывают заключение МСЭК о характере и условиях труда.

В 11-ом разделе указывают информацию об увольнении работника (о прекращении трудовых отношений). Графу «Основания увольнения» заполняют в соответствии с кодировками, указанными в Трудовом Кодекса РФ.

Кадровый работник после закрытия личной карточки сотрудника (в связи с увольнением) подписывает ее (указывает должность и ФИО). Также карточку подписывает работник. После этого она передается в архив.

Картотека военнообязанных в организации

Картотека военнообязанных в организации

Кто уполномочен контролировать ведение воинского учета в организации?

– Органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления.

Нужно ли указывать полное кодовое обозначение ВУС в личной карточке сотрудника-призывника?

Можно ли обжаловать результаты проверки военкомата?

– Да, можно, но только в случае, если организация или ее руководитель были привлечены к административной ответственности.

Ведение воинского учета является прямой обязанностью работодателя. На практике эта работа часто перекладывается на плечи кадровиков. Иногда перед ними ставится задача организовать учет с нуля. Однако больше всего вопросов возникает в преддверии проверки военкомата.

Статьи в тему:

Она может проводиться каждый год или один раз в три года – в зависимости от численности компании. Какие документы может запросить представитель военкомата и как проверить его полномочия? Каким образом оценивается качество работы по воинскому учету? Как могут наказать компанию за нарушения по ведению учета? Как ознакомиться с результатами проверки и можно ли их обжаловать?

Шаг 1. Выясняем, что будет проверять военкомат

Как правило, проверяющие требуют у лиц, ответственных за ведение воинского учета, представить следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций):

– приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе; – план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе; – картотеку личных карточек работников, которые подлежат воинскому учету; – журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе; – расписки в приеме от граждан документов воинского учета; – служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

– другие документы, например, карточку учета организации.

Шаг 2. Приводим в порядок основные документы, подлежащие проверке

Чтобы проверка не застала врасплох, лучше заранее подготовить документы, на которые обратит внимание сотрудник военкомата.

Совет

Чтобы избежать споров с военкоматом по поводу направляемых ему сведений, заведите журнал регистрации документов по военно-учетной работе, в котором фиксируйте переписку с ним

Приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. В документе должны быть определены обязанности работников по ведению учета и бронированию граждан.

Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования либо с органом местного самоуправления , который ведет первичный воинский учет на территориях, где нет военкоматов (п.

22 Методических рекомендаций).

На период временного отсутствия работника, ответственного за воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого сотрудника (образец ниже).

При этом вновь назначенному лицу передаются по акту все необходимые документы (абз. 5 п. 22 Методических рекомендаций).

План работы по ведению воинского учета. Этот документ должен быть согласован с военным комиссариатом по месту нахождения компании (п. 37 Методических рекомендаций). План разрабатывается на один календарный год. Важно, чтобы он охватывал все мероприятия с указанием точных сроков их проведения .

Внимание!

Раздел «Сведения о воинском учете» личной карточки не должен содержать помарок и неустановленных сокращений, он должен быть заполнен четким и разборчивым почерком с использованием чернил, шариковой, гелевой и других ручек черного или синего цвета (п. 7 Приложения № 7 к Методическим рекомендациям)

Личные карточки. При выездной проверке военкомата проверяющий особое внимание уделит правильности оформления раздела II личных карточек .

Заполняя этот раздел на военнообязанных граждан, состоящих в запасе, нужно указать воинское звание, состав (профиль), полное кодовое обозначение ВУС, категорию годности к военной службе, наименование военного комиссариата по месту жительства и т. д. (п. 8, 9 Приложения № 7 к Методическим рекомендациям).

При заполнении раздела II личной карточки на сотрудника-призывника необходимо в пункте 2 «Воинское звание» записать «подлежит призыву», пункт 5 «Категория годности к военной службе» заполнить на основании записи решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, а также указать наименование военного комиссариата по месту жительства. Пункты 1 («Категория запаса»), 3 («Состав (профиль)»), 4 («Полное кодовое обозначение ВУС»), 7 («Состоит на воинском учете») заполнять не нужно (п. 10 Приложения № 7 к Методическим рекомендациям).

Шаг 3. Уточняем критерии оценки качества работы по воинскому учету

При проведении контроля за ведением воинского учета в организации военкомат обычно проверяет:

– полноту охвата граждан воинским учетом; – качество ведения воинского учета; – достоверность данных, содержащихся в личных карточках работников, подлежащих воинскому учету;

– организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами учреждений требований Закона № 53-ФЗ и Положения о воинском учете (п. 3 Приложения № 2 к Инструкции).

Критерии оценки организации воинского учета

ОценкаКритерии оценки
«Удовлетворительно»– Выполнены установленные федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами и служебными документами обязанности по организации воинского учета; – документы разработаны в полном объеме и качественно; – спланированные на день проверки мероприятия выполнены не менее чем на 70 процентов; – проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военных комиссариатов или органов местного самоуправления
«Неудовлетворительно»– Не выполнены требования на оценку «удовлетворительно»

Критерии оценки за полноту и достоверность сведений

ОценкаКритерии оценки
«Отлично»– Нет нарушений в порядке и правилах заполнения личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету; – нет расхождений в сведениях, содержащихся в личных карточках с фактическими данными граждан или при сверке с военными комиссариатами, органами местного самоуправления; – хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями
«Хорошо»– Количество личных карточек, в которых содержатся нарушения либо расхождения сведений с фактическими данными граждан, не превышает 5 процентов; – хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями
«Удовлетворительно»– Количество личных карточек, в которых содержатся нарушения либо расхождения сведений с фактическими данными граждан, составляет от 5 до 10 процентов; – хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями
«Неудовлетворительно»– Не выполнены требования на оценку «удовлетворительно»

Шаг 4. Проверяем полномочия сотрудника военкомата

Контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления (п. 33 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 719).

Эти органы проводят документарные или выездные проверки , которые в свою очередь могут быть плановыми и внеплановыми (ст. 11, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ, далее – Закон № 294-ФЗ).

Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция

Картотека военнообязанных в организации

Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.

О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.

Основные задачи воинского учета в организации

Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.

Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.

Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.

Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.

Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству.

Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника.

На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.

За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.

Граждане, подлежащие воинскому учету

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

  • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
  • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
  • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
  • освобожденных от призыва в ряды ВС;
  • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
  • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
  • после прохождения альтернативной гражданской службы;
  • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации

Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:

  1. Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
  2. Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.

Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:

  1. Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
  2. На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы (форма Т-2) либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
  3. Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
  4. В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.

В документах по воинскому учету содержится следующая информация:

  • ФИО, дата, место рождения, местожительство;
  • Семейное положение;
  • Основные антропометрические данные;
  • Образование;
  • Место работы;
  • Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
  • Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
  • Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
  • Владение иностранными языками;
  • Наличие спортивных разрядов;
  • Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.

Составление плана работы военно-учетного стола

Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

  • Порядок ведения картотеки;
  • Подготовку годового плана;
  • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
  • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

Проверка военно-учетной документации

Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).

Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.

Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

Ответственность должностных лиц

Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя.

В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.

В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.

Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.

При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.

В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.

Ведение воинского учета в организациях

Картотека военнообязанных в организации

Если в компании работают мужчины любого возраста, это значит, что они – военнообязанные сотрудники. А если у вас в команде есть военнообязанные сотрудники, значит помимо стандартного кадрового вам необходимо вести еще и воинский учет.

В статье наш инспектор по кадрам и воинскому учету рассказывает, какие требования предъявляет законодательство к организациям по ведению воинского учета и как его организовать.

Для ведения воинского учета в организации надо назначить ответственное лицо – сотрудника организации или сотрудника аутсорс-компании.

Что должна делать компания:

  • проверять наличие военных билетов у военнообязанных при приеме на работу;
  • устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете по месту жительства.

    Военнообязанных, не состоящих на воинском учете, принимают на работу только после приема их на воинский учет в военном комиссариате района;

  • направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в соответствующую организацию,  которая ведет воинский учет по месту жительства;
  • обеспечивать полноту и качество воинского учета военнообязанных из числа сотрудников компании;
  • вносить изменения, касающиеся семейного положения, состава семьи, образования, должности и места жительства граждан, ежемесячно письменно сообщать о них в военный комиссариат. В случае проживания военнообязанного не по месту жительства – уточнять место его пребывания;
  • ежегодно сверять личные карточки военнообязанных с записями в военных билетах, предоставлять данные карточки по требованию для сверки с учетными данными военного комиссариата;
  • направлять в течение месяца в военный комиссариат и иные организации, которые ведут воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, принимаемых на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  • своевременно вносить предложения в военный комиссариат по бронированию военнообязанных в соответствии с законодательством;
  • оповещать сотрудников о вызовах в военный комиссариат;
  • обеспечивать сотрудникам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военный комиссариат;
  • сообщать в течение месяца в военный комиссариат о всех военнообязанных, принятых на работу или уволенных с работы;
  • предоставлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организации, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени.

Как организовать воинский учет у себя в компании.

В каждой организации с момента ее образования и перед началом очередного календарного года необходимо разрабатывать и вести:

  • план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных;
  • картотеку личных карточек на сотрудников, состоящих на воинском учете;
  • приходно-расходную книгу по учету бланков специального воинского учета по форме 18 согласно приложению 2 Постановления МО РБ «Об утверждении инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных»;
  • расписки о приеме документов воинского учета по форме 22 согласно приложению 2 Постановления МО РБ «Об утверждении инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных» ;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных по форме 24 согласно приложению 2, Постановления МО РБ «Об утверждении инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных»;
  • справочную информацию, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации;
  • другие документы по ведению воинского учета.

План работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных необходимо согласовать с военным комиссаром района, его утверждает руководитель организации.

При приеме военнообязанных на работу компании необходимо проверить:

  • наличие у них военных билетов,
  • соответствие сделанных в них записей паспортным данным,
  • наличие фотокарточек и их соответствие владельцам военных билетов.

В организации необходимо вести персонально-первичный воинский учет граждан по личным карточкам. Из личных карточек формируется картотека военнообязанных, которая состоит из 4 разделов:

  • личные карточки на офицеров запаса;
  • личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса;
  • призывники;
  • военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания.

Военные карточки на лиц женского пола необходимо формировать отдельно.

При увольнении с работы (прекращении обучения) сотрудников, состоящих на воинском учете, необходимо сообщить о них в течение месяца в военный комиссариат района, а их личные карточки изъять из картотеки.

Организация и работники несут административную ответственность за:

  • неисполнение военно-транспортной обязанности;
  • неявку в военный комиссариат;
  • непредставление в военный комиссариат списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам;
  • неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат;
  • несвоевременное представление документов, необходимых для ведения первичного учета призывников и военнообязанных;
  • нарушение правил воинского учета.

Организация и работники несут уголовную ответственность за уклонение:

  • от мероприятий призыва по мобилизации;
  • от мероприятий призыва на воинскую службу;
  • резервиста или военнообязанного от явки на сборы (занятия);
  • призывника или военнообязанного от воинского учета.

Кадровый и воинский учет находятся в тесной связке, так как для заполнения карточек формы 2 используются все личные данные сотрудника, а также отражается его должность с датой назначения и номером приказа. Если эти два учета не связывать между собой, то могут возникнут пробелы в заполнении карточек, что может привести к некорректному ведению воинского учета.

Команда “Делай Свое Дело” готова взять на себя ведение кадрового и воинского учета вашей компании.

Вы можете самостоятельно оценить стоимость этих услуг с помощью нашей Системы тарифов (пункт 5) или запросить оценку по номеру +375 29 146 66 90.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.