Классификация конституционно правовых отношений

Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды

Классификация конституционно правовых отношений

В сферу конституционного права попада­ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе­му эти отношения весьма важны.

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

Или, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридический факт — это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст.

117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений.

Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектов правонарушения — государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения.

Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований.

Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения.

Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е.

устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Специфика конституционно-правовых отношений:

  • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющихпредмет конституционного права;
  • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
  • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
  • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

  1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
  2. содержание;
  3. объект.

Подробнее о структуре конституционно-правового отношения

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства — его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ.

данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст.

117 Конституции: «В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации».

Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему — цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

 Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

  1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).
  2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
  3.  Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
  4. Государства (РФ, субъекты Федерации).

  5. Органы государственной власти:
    • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
    • субъектов Федерации;
    • государственные органы на местах.
  6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы.

Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное ание или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ…» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа.

Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т.

д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

конституционно-правового отношения

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право — это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, — возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст.

31 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность — это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

  • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
  • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.
  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Виды конституционно-правовых отношений

1.  В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

  • конкретные;
  • общие;
  • правовые состояния (особый вид).

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм — правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений — возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип.

Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность — четкая определенность субъектов правоотношений.

Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства.

Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм — правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система.

Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

Конституционно-правовые отношения

Классификация конституционно правовых отношений

введение

1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды

2. Субъекты конституционно-правовых отношений

3. Объекты конституционно-правовых отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиография

введение

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно — правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Конституционные правоотношения многообразны. В зависимости от временного фактора они могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к Российской Федерации и др.

) и временные отношения, которые возникают, к примеру, между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом, между избирательными объединениями по поводу их вхождения в избирательный блок на период проведения избирательной кампании и др.

Под конституционно-правовыми отношениями понимают общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

— возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

— конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

— характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

— конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;

— дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;

— изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;

В качестве предмета исследования выступили конституционно-правовые отношения.

Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:

– материалистические;

– исторические;

– метод сравнительного анализа;

– формально-юридический метод;

– эмпирические;

– источниковедческие.

Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.

– В первой главе рассматриваются понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений.

– Во второй главе дается характеристика основным субъектам конституционно-правовых отношений.

– В третьей главе изучаются основные объекты конституционно-правовых отношений.

При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.

1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды

Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер.

Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан.

Отношения общего характера — это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.

Конституционно-правовые отношения — это мостики между нормами конституционного права и фактическими общественными отношениями.

Разумеется, эти мостики могут быть добротными, а могут быть гнилыми и даже совсем разрушенными.

Поэтому реально не все нормы конституционного права регулируют общественные отношения, а последние не всегда укладываются в русло правовых отношений даже при наличии соответствующих норм.

Отношения конкретного характера всегда связаны с реализацией той, или иной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением прав и обязанностей. Например, отношения между Президентом и Парламентом в случае внесения последним предложения о проведении референдума.

Если такое отношение возникает, оно носит конкретный характер. Президент не позднее 3-х месяцев со дня издания указа о проведении референдума назначает дату его проведения (ст. 74 Конституции). Отношения конкретного характера — временные.

Они существуют до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой, либо истек срок их действия. Например, в вышеуказанном примере отношения между Президентом и Парламентом прекращаются с момента определения даты референдума.

По содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:

1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России. Речь идет об отношениях народовластия и основных формах его осуществления, статусе государства, общества, положении человека в системе основ конституционно-правового строя России.

2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России. Речь идет, прежде всего, о равноправии, гражданстве, конституционных правах и свободах граждан России, механизмах их действия.

3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.

4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Речь идет о механизмах разделения властей, статусе отдельных органов государственной власти, в первую очередь организации и функционировании законодательной власти, ее взаимоотношениях с Президентом РФ и другими ветвями власти.

К этой группе примыкают и правоотношения, связанные с установлением и функционированием местного самоуправления в России.

В зависимости от характера взаимоотношений сторон в конституционно-правовых отношениях их можно разделить на следующие группы:

а) конституционно-правовые отношения общего характера.

В этих отношениях нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон, да и сами стороны четко не указаны, что дает возможность для гибкого взаимодействия между нормой и фактическими общественными отношениями.

Общие конституционные правоотношения очерчивают контуры российской государственности, общественного строя, статуса человека в России. Их можно назвать правоотношения-рамки, в пределах которых возможны достаточно существенные различия фактического поведения.

Так, декларируемое Конституцией РФ качество России как демократического государства (ст. 1) порождает общие конституционные правоотношения, в которых участвуют как минимум все государственные органы и должностные лица, обязанные вести себя так, чтобы обеспечить указанное качество государства.

При этом не определено, какие права и обязанности возникают у государственных органов и должностных лиц, какова их ответственность и т.д. Ответы на эти вопросы должны дать текущее законодательство и конкретные правоотношения.

Таким образом, общие конституционные, правоотношения есть некие философско-политические ценности, перенесенные в право и реальную жизнь. Поэтому их прямое регулятивное воздействие на участников конкретных правоотношений невелико, но они определяют общий вектор конституционно-правового существования и развития.

К общим конституционно-правовым отношениям частично примыкают правовые состояния. Здесь также не определены конкретные права и обязанности субъектов отношений, но в отличие от общих правоотношений сами эти субъекты определены достаточно четко.

Примерами правоотношений такого вида являются состояние в гражданстве России и соответственно состояние в качестве иностранца, лица без гражданства, состояние государственного суверенитета Российской Федерации, состояние суверенитета народа.

То или иное конституционно-правовое состояние оказывает значительное влияние на правовое и фактическое положение соответствующего субъекта конституционного права, являясь элементом его статуса.

Так, декларируемый Конституцией РФ принцип разделения властей порождает правовое состояние, которое нельзя не учитывать при характеристике статуса высших органов государственной власти.

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Классификация конституционно правовых отношений

Определение 1

Конституционно-правовые отношения – это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, отображающего юридическую взаимосвязь между субъектами в виде взаимных прав и обязанностей, которые предусмотрены правовой нормой.

Для конституционно-правовых отношений свойственны такие объекты, как: жизнь, достоинство и свобода человека, государственная власть, целостность государства, специфические источники (федеративный договор, Конституция, федеральные законы и т.д.).

Разные конституционно-правовые отношения различаются по своему содержанию и составам субъектов.

Данные отношения возникают главным образом в процессе реализации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, они могут носить конкретный или общий характер.

Нормы-декларации и нормы-принципы порождают правовые отношения общего характера, которые не обозначают субъекты отношений, их права и обязанности. Правовые отношения – это особые индивидуальные связи между разными субъектами конституционного права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды конституционно-правовых отношений:

  • конкретные отношения — субъекты четко определены, обозначены их взаимные права и обязанности;
  • правовые отношения общего характера — субъекты четко не определены, их конкретные права и обязанности не установлены;
  • правовые состояния – четкая определенность субъектов правовых отношений;
  • по времени функционирования: постоянные и временные правоотношения, для постоянных правоотношений срок действия не определен, свое существование они могут прекратить в каких-либо конкретных условиях; временные правоотношения возникают в процессе реализации правил поведения – конкретных норм (со временем выполнением оно прекращается);
  • по специфике правового регулирования: процессуальные и материальные – в процессуальных правоотношениях проявляются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, устанавливающих обязанности субъектов; в материальных правоотношениях отображены права и обязанности, представляющие содержание правоотношения;
  • по целевому назначению: правоустановительные (содержат права и обязанности) и правоохранительные (правовая охрана предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах).

Возникновению и формированию определенного конституционно-правового отношения предшествует какой-либо конкретный юридический факт (действие или событие), влекущее к возникновению, изменению или прекращению правоотношения. Объектом конституционного регулирования выступают общественные отношения, регулируемые Конституцией.

Структура и особенности конституционно-правовых отношений

Структура конституционно-правовых отношений содержит следующие элементы: содержание, объекты и субъекты отношений.

Часто реализация какой-либо правовой нормы является основанием для появления нового правоотношения.

Реализация какой-либо группы взаимосвязанных правовых норм, составляющих какой-либо правовой институт, представляет систему – ряд юридических фактов и конкретных, порождаемых ими правоотношений.

Характерные черты конституционно-правовых отношений:

  • формируются в сфере отношений, представляющих предмет конституционного права, отличаются содержанием;
  • отличаются особым субъективным составом (некоторые субъекты государственно-правовых отношений не могут выступать участниками других правоотношений);
  • выражают интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом;
  • реализуются в составе определенного блока, в составе связи, а не изолированно;
  • имеют высокий политический потенциал (представляют квинтэссенцию существующих в обществе политико-правовых отношений).

Субъекты конституционно-правовых отношений

Замечание 1

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся участники отношений, которые регламентируются конституционным правом. Участники данных отношений могут выступать носителями юридических прав и обязанностей, обеспеченных нормами конституционного права. Конституционный вид правосубъектности образован способностью выступать субъектом конституционных и правовых отношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений составляют специфику отношений и весьма разнообразны. К ним относятся:

  • физические лица, включая иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • отдельные общности людей (население административно-территориальных единиц, народ в целом);
  • ассоциации граждан (общественные и политические движения, партии, различные общественные объединения);
  • государство и субъекты Федерации;
  • органы государственной власти (органы федерального уровня – Правительство, Президент и др.; субъекты РФ; государственные органы управления на местах);
  • органы местного управления (собрания депутатов, мер города и др.).

Основным субъектом конституционных правоотношений является гражданин и человек. В конституционно-правовые отношения с государством человек вступает через органы власти и постоянно находится с ними во взаимоотношениях.

Человек и гражданин обладает правосубъектностью, то есть имеет право требовать от государства обеспечения своих законных интересов через соответствующие государственные органы. Правосубъектность может носить общий и специальный характер.

Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений в ситуациях, когда формулируется источник принятия Конституции или, когда проходит всенародное ание.

Российская Федерация, входящие в состав РФ республики, края, области, округа и автономные области, города федерального значения являются субъектами конституционного права и правоотношений в целом или через органы государственной власти, депутатов, должностных лиц, парламентские и избирательные комиссии и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают глава государства, главы республик, парламента, правительства, их структурные подразделения, органы местного самоуправления, суды всех уровней. В прямые правоотношения с народом государство вступает через избирательное право.

Права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений

Каждый субъект конституционно-правовых отношений имеет определенные обязанности: общие (обязанность к соблюдению Конституции РФ, законодательства страны); личные (например, обязанность общественных объединений публиковать отчеты об использовании имущества); конкретные (например, обязанность подписать или обнародовать принятый федеральный закон и др.).

Субъективные права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений представляют его содержание.

Субъективное право – это мера поведения участника правоотношения, предусмотренная нормой конституционного права. Субъективное право характеризует возможность его использования по усмотрению субъектов конкретного конституционно-правового отношения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 31) граждане Федерации могут устраивать мирные митинги, демонстрации, собрания, пикетирования и шествия, без оружия.

При проведении демонстрации каждый гражданин при желании обладает субъективным правом принять в данной демонстрации участие.

Субъективная обязанность – мера должного поведения участников (субъектов) конституционно-правового отношения, предусмотренная нормами конституционного права.

Субъективные обязанности в зависимости от закрепленного в диспозиции правовой нормы характера поведения бывают следующих видов: активными (предусматривают необходимость конкретных действий); пассивными (предписывают воздержание от конкретных действий, которые запрещены нормой права).

Классификация конституционно-правовых отношений

Классификация конституционно правовых отношений

Конституционные правоотношения классифицируют по разным основаниям: по природе, видам, степени обобщенности, фактору существования во времени, юридическому значению, целевому назначению[1]. Лучин выделяет также учредительные, правоустановительные, охранительные правоотношения[2].

По мнению этого автора, учредительные конституционные правоотношения не только опосредуют основы конституционного строя, но и выражают особое правовое состояние конституционных субъектов, наиболее значимые, универсальные социальные связи между ними.

В правоустановительных отношениях проявляется динамизм конституционных субъектов, включается в действие юридический механизм реализации их полномочий, происходит синтез соответствующих конституционных норм с общественной практикой.

Охранительные отношения возникают прежде всего вследствие неправомерного поведения субъектов как негативная реакция на это со стороны государства1.

По сравнению с другими видами правоотношений конституционно-правовые отношения а) имеют свое собственное содержание: они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права; б) отличаются особым субъектный составом: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений; в) характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных правоотношений[3] [4].

Как считает А.А. Мишин, это органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты Федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества[1].

«Конституционно-правовые отношения складываются между различными субъектами.

Прежде всего следует выделить те конституционно-правовые отношения, которые возникают между органами государственной власти, например между главой государства и парламентом в процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва сессий и т.п.

Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством при осуществлении делегированного законодательства и парламентского контроля за деятельностью правительства, отношения между главой государства и правительством — при формировании последнего, в случае контрасигнатуры премьером и министрами актов монарха или президента.

Между главой государства, парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного надзора — с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами власти.

Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.

Конституционно-правовые отношения между гражданами или подданными и органами государственной власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита, осуществлении народной инициативы, реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.

Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые отношения складываются при осуществлении административной опеки, роспуске муниципалитетов, отстранении от должности мэров и т.д. Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, осуществлении отзыва членов муниципальных советов. В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права»1.

Наиболее часто отечественные конституционалисты выделяют четыре вида конституционных правоотношений, связанные с основами конституционного строя России; с основами правового положения личности; с государственным устройством России; с организацией деятельности органов государственной власти и местного самоуправления[2] [3]. Данное разделение конституционных правоотношений по видам дает представление об их субъектах, т.е. участниках, которыми являются:

  • 1. Народ Российской Федерации. «Правосубъектность народа коренится в его суверенитете и учредительном характере народовластия. Если народ недееспособен, он не может быть сувереном, ибо идея народного суверенитета, противопоставляемая суверенитету монарха или правящего меньшинства, предполагает не только правоспособность, но и дееспособность народа, не только обладающего властью, но и осуществляющего ее»1. Нормы, регулирующие отношения, субъектом которых является непосредственно народ, содержатся в основах конституционного строя Конституции Российской Федерации и связаны с принципом народного суверенитета. В других правоотношениях от имени народа выступают соответствующие субъекты (например, граждане и их коллективы). Народ, осуществляя свой суверенитет, выступает в конституционно-правовых отношениях в основном через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Но это не исключает непосредственного народовластия, не исключает того, что в определенных случаях народ является непосредственным субъектом конституционно-правовых отношений[4] [5].
  • 2. Российская Федерация и ее субъекты, которые включаются в такие отношения через свои органы. В ст. 65 Конституции России субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений.
  • 3. Государственные органы и должностные лица. Конституционно-правовые отношения с участием субъектов указанной группы наиболее характерны, по мнению многих авторов, для конституционного права[6]. Как отмечает Н.А. Богданова, данное обстоятельство объясняется тем, что, являясь одной из отраслей публичного права, конституционное право в отношениях, возникающих по поводу реализации его норм, как правило, имеет сторонами или одной из них представляющие государство органы или должностные лица[7]. Кроме того, государственный орган становится субъектом конституционно-правовых отношений в связи с выполнением государством его конституционной обязанности — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также возложением на государственные органы конституционно-правовой ответственности. Также самостоятельными субъектами конституционно-правовых отношений могут быть структурные подразделения государственных органов в зависимости от их правового положения1.
  • 4. Органы местного самоуправления. Поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своих полномочий, а основами их деятельности является Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, то по определенному кругу вопросов органы местного самоуправления выступают как субъекты конституционно-правовых отношений.
  • 5. Человек и гражданин, объединения граждан, иностранные граждане и лица без гражданства. Разновидность конституционно-правовых отношений, в которых может быть участником человек и гражданин, зависит от особенностей правового положения человека и гражданина. Так, «буквальное прочтение Конституции РФ также дает повод предположить, что возможность обладания основными правами является свойством лишь одного субъекта конституционно-правовых отношений — человека. Действительно, в Конституции РФ говорится о правах и свободах, об основных правах, об общепризнанных правах и, наконец, о конституционных правах только применительно к человеку, а в ряде случаев также к гражданину (см., например, ст. 2,17,18,45,46, 55, 56,125)»[8] [9].

Особое место личности в системе субъектов конституционного права объясняется тем, что взаимоотношения государства с человеком и гражданином являются определяющими в конституционно-правовом регулировании, связывая власть и свободу как основные компоненты содержания конституционно-правовых отношений.

Именно поэтому человек является важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений.

Объединения граждан, будучи структурными образованиями общества, являются субъектами конституционно-правовых отношений в зависимости от их правового статуса и соответствующего законодательства, регулирующего правовое положение тех или иных объединений граждан[10].

  • 1. В чем заключается сущность конституционно-правовых отношений?
  • 2. Перечислите специфические особенности конституционно-правовых

отношений.

3. Дайте характеристику субъектов конституционно-правовых отношений.

Page 3

В юридической литературе распространенной является позиция, согласно которой из общей массы источников конституционного права стоит выделять, к примеру, первичные и вторичные (вспомогательные) источники конституционного права Российской Федерации.

К первичным источникам можно отнести Конституцию Российской Федерации, законы, указы, постановления, к числу вторичных относятся решения высших судебных органов России, практика толкования Конституции России Конституционным Судом, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, прецеденты Европейского Суда по правам человека, правовые обычаи, юридические доктрины.

Вторичные источники конституционного права России по-другому можно назвать «источники особого рода» (sui generic)1. К их числу относят достаточно экзотичные источники.

В частности, «трансформация российской политической системы в сторону партийной демократии…

предоставила возможность для выделения нового источника конституционного права — уставов политических партий и решений партийных органов»[1] [2].

Как думается, дискуссионность этого вопроса не препятствует выделению следующих источников российского конституционного права.

Конституция Российской Федерации,

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.