+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Когда не требуется обеспечение заявки

Госзакупки: в какую сумму обойдутся обеспечение заявки и контракта

Когда не требуется обеспечение заявки

  • Новости
  • Электронный документооборот

Госзакупки: в какую сумму обойдутся обеспечение заявки и контракта

7 октября 2016

Чтобы стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд, организации или предпринимателю понадобятся деньги. Деньги потребуются на двух этапах тендера: в момент подачи заявки на участие в конкурсе или электронном аукционе, и на этапе, когда победитель торгов должен будет заключить государственный или муниципальный контракт.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Обеспечение заявки

Подавая заявку на участие в конкурсе или в электронном аукционе,  каждый участник должен внести обеспечительный платеж. В свою очередь, установить такой платеж входит в обязанности каждого заказчика.

Размер обеспечения заказчик устанавливает на свое усмотрение, но в диапазоне от 0,5 % до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Так, если заказчику необходимо приобрести картриджи для своей оргтехники на сумму 600 000 руб.

, сумма, необходимая для обеспечения заявки и участия в данном электронном аукционе составит 30 000 руб. (5%).

Требование об обеспечении заявок касается всех участников без исключения.  Его цель — возместить потери государственных и муниципальных заказчиков в том случае, если участник подаст заявку, победит в тендере, однако уклонится от заключения контракта. В таком случае  обеспечение его заявки останется у заказчика в качестве компенсации. 

Обеспечение заявки на электронных аукционах

Отдельно надо сказать об обеспечении заявок на электронных аукционах. Для этого вида торгов закон предусмотрел несколько вариантов обеспечения: 

  • в общем случае размер обеспечения составит от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта (на практике заказчики чаще всего заказчики устанавливают 5%);
  • для аукционов с небольшой начальной (максимальной) ценой — не более 3 000 000 руб., размер обеспечения не должен превышать 1% начальной (максимальной) цены контракта; 
  • в том случае, если проводится аукцион для субъектов малого предпринимательства, обеспечение не должно превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Когда обеспечение заявки не требуется

В случае запроса котировок закон позволяет заказчикам не устанавливать обеспечение заявок. Данный способ является самым простым и в плане его организации, и по его условиям. Цены котировочных контрактов не превышают 500 000 руб., сроки исполнения короткие. Путем запроса котировок обычно закупаются типовые товары, несложные работы, простые услуги.

Поставщикам, которые только начинают осваивать систему закупок, можно порекомендовать попробовать себя именно в запросах котировок. Это позволит обойтись без значительных затрат на начальном этапе.

Чтобы своевременно получать информацию именно о тех торгах, которые проводятся в форме запроса котировок, можно воспользоваться сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки.

Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. В «Контур.

Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его запросы котировок. 

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Возврат обеспечительного платежа

В том случае, если участник не добился права на заключение контракта (то есть не победил в торгах), он получит обратно сумму обеспечения заявки. 

Обеспечение возвращается и в иных случаях: если закупка отменена, если участник  воспользовался своим правом и отозвал заявку, если закупочная комиссия  отклонила заявку  по результатам рассмотрения.

Для возврата установлены следующие сроки. Для конкурсов это 5 рабочих дней, на электронных аукционах — 1 рабочий день с момента наступления события, которое является основанием для возврата обеспечительного платежа. 

Обеспечительный платеж для исполнения контракта 

Кроме платежа для обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж,  обеспечивающий исполнение контракта. Это обязанность касается только тех, кто получил право на заключение контракта. Вместе с подписанным контрактом поставщик предоставляет заказчику предусмотренное обеспечение. 

Размер обеспечения исполнения контракта зависит от его суммы:

  • от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта равна или менее 50 млн. руб.; 
  • от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта превышает 50 млн. руб.

Обязанность установить размер обеспечения в целях исполнения контракта возложена на заказчика, и чаще всего речь идет именно о 30 % от суммы контракта. 

Так, если заключен контракт на 1 500 000 руб., поставщику необходимо перечислить на расчетный счет заказчика 500 000 руб. и «забыть» об этих деньгах до момента исполнения контракта. То есть до тех пор, пока заказчик сможет убедиться в полном соответствии поставленных товара, работы, услуги всем установленным контрактом и законом требованиям. 

В этом и состоит цель внесения обеспечения. Если поставщик не исполнит свои обязательства по контракту, у заказчика возникнет право оставить себе сумму обеспечения для компенсации своих потерь. 

То есть обоих случаях (обеспечение заявки и обеспечение контракта) обеспечительный платеж служит гарантией соблюдения государственных интересов в ходе закупок.   

Формы обеспечения

Закон предусматривает два способа внести обеспечение — в виде денежных средств или в виде банковской гарантии. 

Форму обеспечения выбирает участник, поэтому ему надо решить: изъять из своего оборота приличную сумму или обратиться в банк за получением банковской  гарантии.

Здесь следует понимать, что банк выдает гарантии за деньги.

Поэтому перед обращением в банк необходимо сделать точный расчет, чтобы понять, какой вариант будет выгоднее — получить банковскую гарантию или внести обеспечительный платеж в виде денежных средств. 

При выборе формы обеспечение кроме экономических причин есть и установленные законом ограничения. Так, на электронном аукционе обеспечение заявки предусмотрено только в виде денежных средств. Это объясняется спецификой электронных торговых процедур и деятельностью электронной торговой площадки.

Банковская гарантия

К банковским гарантиям установлен ряд требований. Гарантия должна содержать конкретные условия, предусмотренные законом и установленные заказчиком (например, срок действия, превышающий срок контракта не менее чем на один месяц). Кроме того, гарантия может быть выдана только теми банками, которые входят в реестр специально уполномоченных Минфином кредитных организаций.

После выдачи банковской гарантии банк  размещает информацию об этом  в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. Далее заказчик  должен убедиться, что гарантия соответствует всем требованиям.

Возврат обеспечения

Срок возврата обеспечения исполнения контракта законом не регулируется, поэтому заказчики каждый раз в контрактах отдельно определяют эту позицию.     

Всем участникам необходимо выяснять для себя срок возврата еще на этапе ознакомления с извещением и документацией о закупке. Это позволит избежать неприятных сюрпризов в виде удержания обеспечения по контракту на весьма длительное время, например, на весь срок действия гарантии после исполнения контракта.

Когда обеспечение контракта не требуется

Существуют ли виды закупок, при осуществлении которых обеспечение исполнения контракта не устанавливается? Да, существуют. Законом предусмотрены виды поставок, которые позволяют заказчику не устанавливать требования по обеспечению исполнения контракта. 

Прежде всего, это отдельные виды закупок у единственных поставщиков, когда торги не проводятся, а партнера для поставки заказчик выбирает в силу его специфического положения. Примерами могут служить поставки в сфере коммунальных услуг, энергетики и т.д.

Но если участник подает заявку на конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, он должен быть готов уплатить предусмотренное обеспечение исполнения контракта в случае своей победы. 

При снижении цены размер обеспечения увеличивается

Отдельно надо принять во внимание антидемпинговые меры. Они призваны контролировать чрезмерное снижение цены при закупках. Если в ходе торгов участник снижает цену более чем на 25%, он должен подкрепить свои действия повышенным в полтора раза обеспечением. 

Если начальная (максимальная) цена закупки составляет 15 млн. рублей или меньше, то вместо повышенного обеспечения участник вправе предоставить информацию о том, что в течение 1 года до даты подачи заявки он успешно исполнил не менее 3-х контрактов (либо не менее 4-х контрактов в течение 2-х лет).

При этом не менее 75% этих контрактов должны быть исполнены без применения неустоек. Также можно представить информацию о том, что в течение 3-х лет до даты подачи заявки поставщик успешно исполнил 3 или больше контрактов, причем, каждый из них был исполнен без применения неустоек.

В этих случаях цена одного из уже исполненных участником контрактов должна составлять не менее чем 20% цены контракта, на заключение которого данный участник подает заявку.

Как находить информацию о торгах

Многие опытные поставщики пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки.

Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов.

На основании сведений о предыдущих закупках заказчика в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в «Контур.

Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.
Подключиться к сервису «Контур.Закупки» Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать 5 840

5 840

Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать 5 840

Обеспечение заявок и контрактов по 44-ФЗ о контрактной системе: в какую цену они могут обойтись?

Когда не требуется обеспечение заявки

В данной статье речь пойдет о предоставлении финансового обеспечения контракта и заявки. Кроме того, мы расскажем, в каких случаях есть возможность сэкономить, обойдясь без такого обеспечения.

В предыдущих статьях, которые были посвящены государственным закупкам, мы осветили принципы работы контрактной системы и рассказали о том, какие отличия имеют разные виды торгов. В этой статье речь пойдет о финансовом обеспечении контракта и заявки. Мы также расскажем, в каких случаях есть возможность сэкономить, обойдясь без такого обеспечения.

Вы хотите стать поставщиком для муниципальных и государственных нужд? Для этого понадобятся деньги. Они будут нужны на двух этапах проведения тендера: при подаче заявки с целью участия в электронном аукционе либо конкурсе, а также на этапе заключения победителем торгов муниципального либо государственного контракта.

Обеспечение заявок при проведении электронных аукционов

Отдельно скажем об обеспечении заявок при проведении электронных аукционов. Для подобного вида торгов законом предусмотрено несколько способов обеспечения заявки.

  • В общем случае сумма обеспечения составит 0,5-5 % от начальной (максимальной) контрактной цены (на практике заказчиками, как правило, устанавливается 5,0%).
  • При проведении аукционов, имеющих начальную (максимальную) цену не больше 3,0 млн. рублей, сумма обеспечения не должна превышать 1,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.
  • При проведении аукционов для СМП сумма обеспечения не должна превышать 2,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.

Когда не требуется предоставлять обеспечение заявки

При запросе котировок законодательством разрешено не требовать от заказчиков установления обеспечения заявок. Этот способ является наиболее простым и по условиям, и по организации.

Что касается цен котировочных контрактов, то они не превышают 500,0 тысяч рублей, а сроки исполнения достаточно короткие. Методом запроса котировок, как правило, проводятся закупки типовых товаров, простых услуг и несложных работ.

Поставщики, только начинающие осваивать систему закупок, могут попробовать себя в запросах котировок, что даст им возможность на начальном этапе обойтись без существенных затрат.

Для своевременного получения информации о торгах, проводимых методом запроса котировок, можно использовать сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти необходимые ему закупки.

Сервис имеет «умную» поисковую систему, позволяющую искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику либо цене. «Контур.

Закупки» дают возможность поставщику проводить настройку шаблонов запросов о проводимых торгах по «своим» товарам, а также получать на свою электронную почту актуальные уведомления о появлении в системе интересующих его запросов котировок.

Платеж в целях обеспечения исполнения контракта

Помимо платежа в целях обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж, который бы обеспечивал исполнение контракта. Это обязаны делать только те, кто получил право заключить контракт. Наряду с подписанным государственным контрактом поставщик должен предоставить заказчику предусмотренное обеспечение.

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он зависит от суммы:

  • при цене контракта, которая меньше либо равна 50,0 млн. рублей, – 5-30 % от начальной (максимальной) контрактной цены;
  • при цене контракта, которая превышает 50,0 млн. рублей, – 10-30% от начальной (максимальной) контрактной цены.

Обязанности по установлению размера обеспечения для исполнения контрактных обязательств возлагаются на заказчика, причем, как правило, речь идет о 30,0 % от суммы по контракту. Так, при заключении контракта на сумму 1,5 млн. руб. поставщик должен обеспечить перечисление на счет заказчика 450,0 тыс.

рублей и «не вспоминать» об этой сумме до момента исполнения государственного контракта, то есть, пока заказчик убедится в соответствии поставленных товаров всем требованиям, установленным законодательством и оговоренным в государственном контракте условиям. Именно в этом заключается цель внесения обеспечения.

При не исполнении поставщиком своих контрактных обязательств заказчик вправе оставить себе обеспечительную сумму в целях компенсации своих убытков, а также начисленных поставщику штрафов и пени.

То есть, в обоих случаях (обеспечение контракта и обеспечение заявки) обеспечительный платеж – это гарантия соблюдения государственных интересов при проведении закупок.

Гарантия банка

К банковским гарантиям имеется ряд требований. В них должны содержаться конкретные условия, которые предусмотрены законом и установлены заказчиком (к примеру, срок действия, который должен превышать срок контракта более чем на месяц).

Помимо этого, гарантии могут выдавать только банки, входящие в реестр кредитных организаций, уполномоченных Минфином РФ. Выдав гарантию, банк должен обеспечить размещение информации об этом в ЕИС не позднее одного рабочего дня.

Потом заказчику нужно убедиться в соответствии гарантии всем предъявляемым к ней требованиям.

Когда не требуется обеспечения контракта

Существуют ли закупки, при проведении которых не устанавливается обеспечение исполнения контракта? Да, существуют. Законодательство предусматривает виды поставок, позволяющие заказчику не оговаривать условие, касающееся обеспечения исполнения контрактных обязательств.

Это, прежде всего, относится к отдельным видам закупок у единственных поставщиков, если торговые процедуры не проводятся, а партнер для поставки выбирается заказчиком по причине его специфического положения. Наглядными примерами могут быть поставки в области энергетики и коммунальных услуг.

Однако при подаче участником заявки на участие в конкурсе, запросе котировок и электронном аукционе он должен уплатить обеспечение исполнения контракта при своей победе.

Размер обеспечения увеличивается в случае снижения цены

Антидемпинговые меры следует принимать во внимание отдельно. Их цель заключается в контроле чрезмерного снижения цены при проведении закупок. Если в процессе торгов участником снижается цена на 25% и более, то свои действия он должен подкрепить обеспечением, повышенным в 1,5 раза.

При начальной (максимальной) цене закупки в 15,0 млн. руб.

или менее, участник вместо повышенного обеспечения имеет право предоставить сведения о том, что в течение одного года до той даты, когда была подана заявка, он без нарушений выполнил не меньше трех контрактов (или не меньше четырех контрактов в течение двух лет).

Отметим, что не меньше 75% таких контрактов должны исполняться без применения неустоек.

Кроме того, может быть предоставлена информация о том, что на протяжении трех лет до той даты, когда была подана заявка, поставщиком успешно исполнено три или более контрактов, и каждый из них исполнялся без уплаты неустоек. В подобных случаях цена одного уже исполненного участником контракта должна быть не меньше 20% от цены государственного контракта, для заключения которого этот участник подает заявку.

Информация о торгах: как искать?

Многие опытные поставщики используют для поиска, а также структурирования информации специальный веб-сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти нужные закупки.

Сервис имеет «умный» поиск, позволяющий искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику или цене, а также может исправлять опечатки, не придавая значения окончаниям слов.

Веб-сервис на основании информации о предыдущих государственных закупках способен проводить анализ требований заказчика, а также делать прогноз стратегии поведения конкурентов. Однако главное в сервисе «Контур.

Закупки» – это возможность поставщика настраивать шаблоны запросов о торговых процедурах по «своим» товарам и получать на email уведомления о появлении в системе интересующих его торгов, конкурсов либо аукционов.

Теги: закупки в электронной форме, 44-ФЗ, обеспечение заявок, обеспечение контракта, банковские гарантии,

Количество просмотров: 6877

:

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Когда не требуется обеспечение заявки

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб.

Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит.

И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Кому нужно открывать специальный счет для торгов

Когда не требуется обеспечение заявки

Подавая заявку на участие в государственном тендере, поставщикам требуется вносить денежное обеспечение. Для заказчика это будет являться подтверждением серьезности намерений, ответственности, а также финансовой состоятельности поставщика.

Еще недавно такая процедура осуществлялась простым переводом денежных средств на свой внутренний счет электронной торговой площадки (ЭТП), где проводились торги.

Что теперь

С 1 октября 2018 года для 44-ФЗ и 223-ФЗ нужно открывать спецсчет в одном из утвержденных правительством банков. Пока специальный счет — это единственный инструмент для обеспечения заявок. Но с 1 июля 2019 года к нему дополнительно добавилась еще и банковская гарантия, которую в 2020 году можно также использовать в качестве залога, вместо спецсчета. Что из этого выгоднее описано здесь.

Спецсчет нужно открывать именно для подачи заявок. Для обеспечения самого контракта он не потребуется. Поэтому особой необходимости перечислять туда большие суммы нет.

Как работает спецсчет

Принцип функционирования механизма спецсчетов прост. При подаче заявки на участие в госзакупке, банки и ЭТП, взаимодействуя между собой, автоматически:

  • Блокируют или разблокируют средства на специальном счете, которые вы заранее туда перевили. Размер блокировки исчисляется в процентах от суммы контракта (НМЦК), а также зависит от закона (44 или 223), по которому проводится закупка.
  • Списывают со спецсчета плату за одержанную победу. Для МСП (малое и среднее предпринимательство) комиссия составляет 1% от суммы контракта, но не больше 2 000 рублей.

Посмотрите пример того, как работает спецсчет для госзаказа на практике непосредственно перед экраном компьютера.

Когда спецсчет не нужен

Сразу отдельно отметим, что спецсчет не понадобится заказчикам, а также исполнителям, которые относятся к категории бюджетных учреждений.

Что касается остальных поставщиков, т.е. ИП и ООО, то хотя применение специальных счетов в государственных закупках и становится все более обширным, остается несколько условий, при которых открывать специальный счет по-прежнему не обязательно. Проведем краткий анализ законов, чтобы разобраться кому надо иметь спецсчет, а кому нет.

Для торгов по 44-ФЗ

В соответствии с данным законом (пункт 1 статьи 44) заказчик должен устанавливать обеспечение для заявки, если начальная цена контракта (НМЦК) составляет более 5 000 000 рублей. Однако эта цифра не стала окончательной, поскольку в конце пункта приведено уточнение, по которому она может быть изменена Правительством РФ.

Используя такое право, Правительство выпустило постановление №439 от 12 апреля 2018 года. Пункт 1 обязал заказчиков устанавливать обеспечение заявки, если НМЦК превышает 1 000 000 рублей. здесь фраза – «обязало, если», поскольку даже при условии, что контракт будет менее одного миллиона рублей, заказчик на свое усмотрение все равно может поставить требование поставщикам обеспечить заявку.

Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

  1. Поставщику обязательно потребуется открывать спецсчет, если он желает участвовать в государственных торгах по 44-ФЗ, где сумма контракта превышает 1 000 000 рублей.
  2. Даже если сумма будет меньше установленного порога в один млн рублей, то это также не гарантирует того, что обеспечение заявки будет не нужно, т.к. в конечном счете это решает сам заказчик.
  3. Если обеспечение заявки не требуется, то специальный счет открывать не нужно. Требование об уплате необходимой суммы за победу электронная площадка в данном случае выставит самостоятельно и поставщику останется просто перечислить деньги на банковский счет ЭТП.

Размер блокируемой суммы для 44-ФЗ устанавливает заказчик и зависит от начальной (максимальной) цены контракта:

Если размер НМЦК То обеспечение заявки
До 1 миллиона рублейНе нужно, но возможно
От 1 до 20 миллионов рублейОт 0,5 до 1% НМЦК
От 20 миллионов рублейОт 0,5 до 5% НМЦК

Подобрать выгодный спецсчет с помощью сервиса

Для торгов по 223-ФЗ

Согласно этому закону (статья 3.2 пункты 25-27), если НМЦК меньше 5 000 000 рублей, то обеспечение заявки заказчиком не устанавливается. Свыше этой суммы, заказчик имеет право потребовать обеспечение, но такого обязательства, в отличие от 44-ФЗ, у него нет.

Вывод такой: на любую сумму контракта заказчик по 223-ФЗ вправе не устанавливать обеспечение. Если заказчик все-таки установит залог, то он не должен превышать 5% от НМЦК.

Чем не устраивала старая схема

Первая идея заключалась в том, что деньги для заявок раньше размещались на счетах самих электронно-торговых площадок, которые на этом не мало зарабатывали, размещая средства на депозиты. Реальные же владельцы от своих средств ничего не получали.

Результат пока отрицательный. С вводом специальных счетов ситуация изменилась не сильно, т.к. основная часть банков начисляет на остаток средств слишком маленькие проценты – как правило, это 0,01% годовых. Это значит, что вместо владельцев ЭТП, доход теперь получают владельцы банков. Пока банк Точка (филиал Открытия) – единственный, кто начисляет 4,25% годовых.

Вторая идея заключалась в том, чтобы, открыв один специальный счет, его можно было применять на всех электронно-торговых площадках (ЭТП). До этого нужно было заводить средства на каждую площадку по отдельности.

Результат в целом положительный. Спецсчет стал универсальным инструментом, который подходит для всех ЭТП. Кстати, иногда удобнее использовать сразу несколько специальных счетов – закон это не запрещает.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

Когда не требуется обеспечение заявки

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.

12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу).

В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени,  хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде.

Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении  банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис».

Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет  без посещения офиса банка.

Стоит отметить,  что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись.

Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.

0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.