Получение благотворительной помощи бюджетным учреждением
Спонсорская помощь бюджетному учреждению
Нередки случаи, когда государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе автономным, оказывается спонсорская помощь в виде денежных средств или иного имущества.
Причем такая помощь может быть как возмездной, то есть сопровождаться встречными обязательствами со стороны учреждения, так и безвозмездной.
Как оформить отношения со спонсором, а также как отразить спонсорскую помощь в целях бухгалтерского и налогового учета, расскажем в данной статье.
Согласно ст.
3 Федерального закона о рекламе спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. При этом реклама, распространяемая при условии обязательного упоминания в ней определенного лица в качестве спонсора, называется спонсорской рекламой.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Исходя из приведенных понятий взнос спонсоров носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Следовательно, в общем случае спонсорскую помощь нельзя отнести к безвозмездной передаче имущества или денежных средств.
При этом бывают исключительные случаи, когда, перечисляя взнос (передавая иное имущество), спонсор не афиширует свои действия и не требует взамен упоминания о нем или о производимых им товарах (работах, услугах). В таких ситуациях спонсорская помощь осуществляется безвозмездно, то есть может быть принята за пожертвование или безвозмездную передачу имущества (в том числе денежных средств).
Оформление взаимоотношений со спонсором
В целях оформления взаимоотношений со спонсором автономные учреждения заключают, как правило, либо договор о спонсорстве, либо соглашение о предоставлении спонсорской помощи. В этих документах прописываются следующие условия:
- размер и порядок предоставления спонсором спонсорского взноса (вклада);
- условия использования спонсорского взноса (вклада) его получателем (учреждением);
- способы и правила распространения учреждением информации о спонсоре (рекламы), если распространение таковой подразумевается (то есть речь не идет о безвозмездном спонсорстве);
- требования рекламы о спонсоре (его товарах, услугах);
- порядок и сроки подписания акта об оказании услуг по распространению рекламы о спонсоре;
- ответственность сторон за несоблюдение условий договора (соглашения);
- прочие условия.
Далее приведем образец заполнения договора о спонсорстве на примере конкретной ситуации.
Пример 1. Автономное учреждение культуры проводит фестиваль живой музыки с участием юных талантливых музыкантов. Спонсором данного мероприятия выступает коммерческая организация «Ромашка».
Информация о спонсоре размещена на оборотной стороне билетов, а также на стендах у главного входа и в фойе учреждения культуры, в котором проходит фестиваль.
Между спонсором и учреждением заключен договор о спонсорстве.
Приведем образец договора о спонсорстве, заключенного между сторонами.
—————————————————————————¬¦ Договор о спонсорстве ¦¦ ¦¦ г. Москвদ «21» января 2013 г.¦¦ ¦¦ Коммерческая организация «Ромашка», в дальнейшем именуемая «Спонсор»,¦¦в лице директора Петрова И.И., действующего на основании устава, с одно馦стороны, и автономное учреждение культуры, в дальнейшем именуемо妦»Учреждение», в лице руководителя Иванова М.А.
, действующего на основани覦устава, с другой стороны, в дальнейшем при совместном упоминани覦именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем: ¦¦ ¦¦ 1. Предмет договора ¦¦ ¦¦ 1.1. По настоящему договору Спонсор обязуется предоставить Учреждению¦¦спонсорский взнос на организацию фестиваля живой музыки, проводимого с¦¦17.06.2013 по 19.06.
2013, в порядке и размере, предусмотренных настоящи즦договором, а Учреждение обязуется распространять рекламу о Спонсоре нদусловиях, предусмотренных договором. ¦¦ ¦¦ 2. Порядок и сроки предоставления спонсорского взноса ¦¦ ¦¦ 2.1. Размер спонсорского взноса составляет 118 000 (Сто восемнадцать¦¦тысяч) руб.
, в том числе НДС 18% — 18 000 (Восемнадцать тысяч) руб. ¦¦ 2.2. Перечисление спонсорского взноса осуществляется до началদфестиваля не позднее 10 июня 2013 г. ¦¦ 2.3. Перечисление спонсорского взноса осуществляется в безналично즦порядке на лицевой счет Учреждения, открытый в ОФК. ¦¦ ¦¦ 3. Порядок распространения рекламы о спонсоре ¦¦ ¦¦ 3.1.
Учреждение обеспечивает распространение рекламы о Спонсоре ⦦следующем порядке: ¦¦ 3.1.1. Не позднее 1 апреля 2013 г. Учреждение обеспечивает¦¦изготовление и печать входных билетов на фестиваль и стендов, содержащих¦¦полное название организации-Спонсора, его эмблемы и фирменны妦(товарные) знаки.Количество билетов и стендов определяется Учреждение즦самостоятельно. ¦¦ 3.1.2. Организует продажу билетов за два месяца до начала¦
¦фестиваля, выставление стендов — за две недели до начала фестиваля.
Спонсорство, благотворительность или безвозмездная помощь?
¦¦ 3.2. Не позднее 20 июня 2013 г. Стороны подписывают акт, в которо즦отражают фактические сроки продажи билетов, выставления стендов,¦¦указанных в п. 3.1.1 договора. ¦¦ ¦¦ 4. Ответственность сторон договора ¦¦ ¦¦ 4.1.
В случае нарушения Спонсором сроков перечисления спонсорскогвзноса Учреждение вправе потребовать от Спонсора уплаты пени в размере 1%¦¦от просроченной суммы за каждый день просрочки. ¦¦ 4.2.
В случае нарушения Учреждением сроков распространения рекламы Спонсоре последний вправе потребовать от Учреждения уплаты пени в размер妦1% от суммы спонсорского вклада за каждый день просрочки. ¦¦ ¦¦ 5. Срок действия договора ¦¦ ¦¦ 5.1.
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания¦¦обеими Сторонами и действует до полного исполнения ими своих¦¦обязательств. ¦¦ ¦¦ 6. Реквизиты и подписи сторон. ¦
L—————————————————————————
Анализируя условия договора о спонсорстве, можно сказать, что по сути он является договором возмездного оказания услуг.
Что касается тех случаев, когда речь идет о безвозмездном спонсорстве, по мнению автора, документом, подтверждающим безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения имущества автономным учреждением, может служить договор пожертвования либо акт приема-передачи.
Налог на прибыль
Благотворительная (спонсорская) помощь. журнал
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
Вопросы благотворительности и спонсорства в сфере здравоохранения стали настолько актуальны, что Минздраву России пришлось создать рабочую группу по взаимодействию с благотворительными и социально ориентированными некоммерческими организациями. Создание рабочей группы стало своеобразным ответом на вопрос о том, нужно ли создавать при учреждениях здравоохранения благотворительные фонды.
Рабочая группа вместо фандрайзинг-конференции
Фандрайзинг (от англ. fund — средства, финансирование, raise — нахождение, сбор) по свой сути такой вид деятельности, который представляет собой целое искусство добиваться от людей выделения времени, получения денег, товаров (услуг) для решения конкретных социальных проблем.
Например, сбор денег на лечение конкретного ребенка, на покупку медицинского оборудования для конкретной операции, инвентаря (инвалидных колясок и т. д.), медикаментов для определенных лиц.
На первый взгляд, фандрайзинг широко распространен в здравоохранении. Ролики, объявления, обращения с просьбой оказать посильное содействие, как правило, материальное, больному ребенку знакомы всем.
Возможно, именно поэтому получили распространение семинары, на которых рассказывается о том, как правильно:
— создать благотворительный фонд при учреждении здравоохранения для привлечения спонсорских средств и пожертвований;
— выбрать вид и учесть особенности договоров с благотворителями (договор пожертвования; договор о благотворительной деятельности, договор о гранте и т. п);
— разработать программы попечительства, спонсорства и иные модели сотрудничества с бизнесом;
— планировать и формулировать проект для привлечения благотворительных (спонсорских) средств (далее — Средства);
— работать с российскими и зарубежными фондами-донорами, общественными организациями; — оформить поступившие Средства, а также их целевое использование; — вести обособленный учет операций по использованию поступивших Средств, составлять отчеты по принятым Средствам; — определить, какие из поступлений не облагаются налогом на прибыль. Несмотря на множество специализированных семинаров, учреждения здравоохранения в отличие, например, от учреждений сферы образования еще долго не будут обсуждать проблемы ресурсного обеспечения за счет благотворительной (спонсорской) помощи на разнообразных фандрайзинг-конференциях. Также еще рано обсуждать «укрепление» бухгалтерско-экономических отделов фандрайзинг-менеджерами.
Дело в том, что в феврале 2013 года Минздрав России предложил благотворительным организациям, помогающим больным людям, сообщать о своих подопечных до начала сбора средств на лечение. Министерство заявило о том, что: — в большинстве случаев медпомощь можно получить бесплатно за счет средств бюджета;
— необходимо рассматривать каждый конкретный случай, сообщенный некоммерческими организациями (далее — НКО);
— если медицинская помощь не может быть оказана в России, то гражданин может быть направлен на лечение за рубеж за счет бюджетных средств.
В целях развития взаимодействия Минздрава России с благотворительными и социально ориентированными общественными организациями, содействующими деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, создана специальная рабочая группа Минздрава РФ (далее — Рабочая группа). Согласно приказу Минздрава России от 18.04.2013 № 229 в компетенцию Рабочей группы входят:
— взаимодействие с благотворительными и социально ориентированными НКО;
— разработка предложений и рекомендаций по вопросам финансирования НКО благотворительных программ, направленных на оказание медицинской помощи (включая лекарственное обеспечение и медицинскую реабилитацию) пациентам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, гражданам с ограниченными возможностями, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В ожидании рекомендаций Рабочей группы правильнее сконцентрировать внимание на вопросах благотворительности, по которым уже имеются разъяснения.
Юридические тонкости
Статья 251 НК РФ позволяет вывести из-под налогообложения некоторые виды безвозмездных поступлений при условии их расходования в соответствии с целевым назначением. К таким видам относятся пожертвования, полученные некоммерческими организациями. Так, в пп. 1 п. 2 ст.
251 НК РФ уточняется, что пожертвования, чтобы подпасть под данную «льготу», должны признаваться таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ. Иными словами, в данном случае принципиально важно не просто содержание операции (дарение имущества в общеполезных целях), но и ее юридическая форма — то, как именно оформлена передача имущества в качестве пожертвования.
Согласно статье 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Благотворительность: учет и налогообложение
Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан.
Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
1. Понятие благотворительной деятельности
2. На какие цели направлена благотворительная деятельность
3. Кто участвует в благотворительной деятельности
4. Налог на прибыль
5. Льготы по НДС
6. Отказ от льготы по НДС
7. «Входной» НДС
8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи
9. Заполняем налоговую декларацию
10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ
11. Кому помогать
12. В какой форме оказывать помощь
13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог
14. Как перечислить деньги на благотворительные цели
15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов
16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета
Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.
Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется (Конституция Статья Конституцией Российской Федерации), (Гражданский кодекс Статья Гражданским кодексом Российской Федерации), Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Понятие благотворительной деятельности
Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе №135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.
Помощь может осуществляться в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.
На какие цели направлена благотворительная деятельность
Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите детства, материнства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
- содействие добровольческой деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан».
При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.
Кто участвует в благотворительной деятельности
В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.
- Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
- Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
- Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.
В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.
Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.
Пожертвование бюджетному учреждению
Согласно ст. 9.2 ФЗ от 12.01.
1996 №7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Как оформить пожертвование в бюджетном учреждении
Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Бюджетная организация — это государственное учреждение, созданное для социально важных целей, не связанных с получением материальной выгоды. Пожертвование является одним из видов дарения, обладая при этом основным признаком дарственной — безвозмездность. Жертвователями, как правило, для бюджетных учреждений являются физические или юридические лица.
Договор пожертвования может быть заключен как устно, так и письменно, по усмотрению благотворителя и одаряемого. Обязательное заключение письменного договора пожертвования бюджетному учреждению:
- если жертвователем выступает юридическое лицо, а стоимость его подарка превышает 3000 рублей;
- если благотворитель обещает в будущем передать пожертвование.
Жертвователями не могут быть при пожертвовании бюджетной организации малолетние и недееспособные физические лица. Для того, что бы принять пожертвование бюджетному учреждению не нужно чьего-либо разрешения, то есть в любом случае оно не может отказаться от получения такого дохода.
Бюджетные учреждения имеют право получать пожертвования, как на конкретные цели, так и на неотложные нужды, содержание организации.
Пример
После прохождения лечения в онкологическом отделении областной больницы Картошкин Василий Александрович, решил передать лечебному учреждению денежные средства на приобретение дорогостоящих лекарств онкологических больных.
Между Картошкиным с одной стороны (жертвователь) и областной больницей в лице главного врача — Власова Ивана Игоревича с другой стороны (блогополучатель) был заключен письменный договор пожертвования, согласно которому благотворитель пожертвовал 100 тысяч рублей на закупку лекарственных средств в онкологическое отделение.
Впоследствии Картошкину был предоставлен отчет об использовании пожертвования, согласно которому была произведена закупка лекарств для онкобольных на сумму 98 тысяч рублей. С письменного согласия Василия Александровича, оставшаяся сумма была потрачена администрацией больницы на обустройство лечебного учреждения.
Для заключения договора пожертвования благотворителю необходимо обратиться в администрацию бюджетного учреждения, либо из СМИ узнать расчетный счет организации. Способ зависит от предмета договора (денежные средства или имущество), от желания остаться анонимным благотворителем либо нет.
Условия договора пожертвования бюджетному учреждению
Для того, что избежать проблем с налоговыми органами договор пожертвования нужно составлять в письменном виде. Если в тексте договора отсутствует условие благотворителя о пользовании предмета в конкретных целях, то такое пожертвование используется по назначению.
Основные условия договора пожертвования бюджетной организации:
- применение в общественно полезных целях;
- безвозмездность (одаряемый не должен совершать в пользу благотворителя какие-либо обратные действия);
- порядок отчетности одаряемого перед благотворителем за использование пожертвования;
- сроки исполнения договора (временной период или определенная календарная дата);
- конкретизация предмета договора — описание, местонахождение, качественные характеристики (необходимо избегать обобщенных формулировок имущества).
В случае, если стороны решили заключить договор в письменной форме, то необходимо его правильно оформить, отметив следующие моменты:
- исключить двусмысленные формулировки в тексте договора, все предложения должны верно передавать суть совершаемых действий;
- обязательно указывается цель, на которую одаряемый должен направить использование дара, иначе договор будет признан дарственной;
- такую цель необходимо четко определить (на развитие хозяйственной базы), исключить общие фразы: «на развитие учреждения или нужды». Использование использования таких средств будет признано нецелевым.
В договоре пожертвования надо избегать словосочетаний «спонсорская помощь» и т.д. Иначе могут возникнуть спорные ситуации с налогообложением.
Учет пожертвований в бюджетном учреждении
Учет всех пожертвований в государственных организациях всех уровней обязателен. Для того, что бы поставить на учет в бюджетном учреждении пожертвованное имущество необходимо определить его стоимость. Пожертвования оцениваются по первоначальной оценочной стоимости, на момент принятия его по договору. Увеличить стоимость имущества возможно за счет его доставки, регистрации или ремонта.
Оценочная стоимость имущества — это денежные средства, которые можно получить при продаже имущества. Пожертвование оценивается комиссией учреждения, которая действует постоянно.
Стоимость имущества можно подтвердить документами или проведением экспертизы. Документальным подтверждением может быть:
- сведения органов государственной статистики;
- цены в СМИ или специальных изданиях;
- информация о стоимости от изготовителей или продавцов;
- оценка независимым экспертом.
Поступление пожертвований оформляется актом приема-передачи, на основании этого документа имущество принимается к учету.
Если акт и решение комиссии отсутствуют, то такое пожертвование не может быть включено в бухгалтерский учет учреждения. Использование пожертвований отражается в учете в общем порядке.
При принятии имущества нужно определить код вида деятельности (18), в зависимости от направления использования пожертвования (бюджетная деятельность — 1).
Пожертвование имущества бюджетному учреждению
В зависимости от предмета договора пожертвования он может заключаться как в устной, так и в письменной форме. Пожертвование недвижимости обязательно облекается в письменную форму, однако регистрировать такой договор не нужно.
Общие особенности договора установлены в ст. 582 ГК РФ. Конкретные детали, элементы текста соглашения необходимо согласовать с юристом бюджетного учреждении, для того, что бы учесть особенности связанные со спецификой направленности организации и правовых отношений между благотворителем и учреждением.
Основные моменты, которые необходимо отразить в договоре пожертвования имущества бюджетному учреждению:
- предмет пожертвования (движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота. В тексте соглашения необходимо его описать, указать все характеризующие данные, иначе сделка будет ничтожной);
- цель использования и назначения пожертвованного имущества;
- способ передачи (лично или через третьих лиц);
- сроки предоставления отчета об использовании (периодичность);
- права, обязанности, ответственность благотворителя и одаряемого;
- порядок урегулирования конфликтов и спорных ситуаций.
Если переданное имущество будет использовано учреждением не по назначению, то такая сделка будет признана недействительной жертвователем (его наследниками) в судебном порядке.
Пожертвование денежных средств бюджетному учреждению
Нередки случаи, когда благотворители жертвуют бюджетным учреждениям денежные средства для приобретения оргтехники, дорогостоящих лекарств, модернизации оборудования или помещений организации.
Деньги жертвователь может отдать:
- денежными купюрами в бухгалтерию учреждения. Для такой передачи необходимо составить в письменной форме договор пожертвования;
- путем перечисления на лицевой счет бюджетного учреждения в банке. У каждой организации имеется счет для получения пожертвований от граждан и юридических лиц. Номер счета можно узнать у администрации учреждения, на официальном сайте. Для такой операции нет необходимости заключать письменный договор пожертвования, все данные благотворителя (при желании можно указать на анонимность), целевое назначение денег будут указаны в приходном ордере.
При пожертвовании денежных средств необходимо указывать валюту, в которой передаются деньги, сумма указывается цифрами и прописью.
Заключение
Не разрешается использование добровольных пожертвований бюджетным учреждением на цели, которые не соответствуют уставной деятельности или целевому назначению по договору пожертвования. Ответственность за нецелевое использование пожертвований несет руководитель (или временно исполняющий обязанности руководителя) организации.
Вопрос — Ответ
Мы совместно с родителями выпускников одиннадцатого класса решили на последний звонок подарить школе оргтехнику, растения в горшках и бытовую технику для столовой. Каким образом передачу таких подарков закрепить письменно? Обязательно ли это делать или достаточно просто вручить администрации школы?
Родителям необходимо заключить с образовательным учреждением (представителем, скорее всего, будет директор школы) договор пожертвования в котором подробно описать все предметы пожертвования, что бы администрация школы смогла его поставить на бухгалтерский учет, включив в имущество школы. Заключение такого договора обязательно в Вашем случае, что у администрации учреждения была возможность отчитаться за полученное имущество, а также что бы оно принадлежало школе, а не директору, который может подумать, что все подаренные предметы преподнесены конкретно ему.
Я работаю директором детского сада, один из родителей высказал свое желание подарить нашему учреждению стереосистему, бывшую в употреблении. Каким договором необходимо оформить передачу, как определить стоимость имущества для включения его в бухгалтерский учет?
Лучшим вариантом в Вашем случае будет заключение договора пожертвования, в котором благотворитель сможет указать цель назначения, а также полученное имущество не будут облагаться налогом.Стоимость имущество определяется комиссией, созданной в бюджетном учреждении, на основе документов или экспертной оценки.
Стоимость можно уточнить у официального производителя или поставщика, путем выдачи справки, с учетом фактического износа.
У вас остались вопросы?
Приемущества:
- Полная анонимность
- Бесплатно
- Возможность обсудить любые темы, связанные с дарением
Оформление пожертвования бюджетному учреждению
Бюджетное учреждение – государственная компания, которая сформирована для выполнения различных социальных задач и ни в коем случае не подразумевает под собой получение какой-либо выгоды.
Большая часть вопросов относительно пожертвования регулируется статьей 582 ГК РФ. В ней описаны вопросы относительно:
- Категории получателей.
- Необходимости в получении разрешения.
- Необходимости применять переданное какое-либо имущество по назначению, иначе это будет считаться подарком. Если же применение по назначению невозможно, оно после получения согласия жертвователя может передаваться третьим лицам.
Если же жертвователем было указано, как именно нужно использовать его дар, но его предпочитают использовать по-другому либо с нарушением правил, то правопреемник (или жертвователь) вправе требовать отмену факта передачи.
Параллельно с этим статья 582 ГК РФ не включает в себя каких-либо специальных требований относительно оформления договора пожертвования.
На основании этого, к таким правоотношениям применяют общие предписания, указанные в статьях 158 – 165 ГК РФ, а правила относительно дарственной прописаны в статье 574 ГК РФ. Относительно пожертвования в устной форме правил не упоминается.
Важные нюансы
Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, на основании чего, кем бы ни являлся жертвователь, необходимость в письменной форме является обязательным. Параллельно с этим, религиозные компании тоже являются юридическими лицами, однако это не мешает им использовать урны для пожертвований.
Согласно статье 574 ГК РФ, документальная форма в обязательном порядке необходима в случае подписания соглашения относительно конклюдентной структуры (своего рода обещание относительно пожертвований в дальнейшем).
Образец
Допускается возможность соглашения о пожертвовании заключать в письменной и устной форме. Форма устанавливается по желанию самого благотворителя и одаряемого.
Бюджетное учреждение в обязательном порядке должно формировать соглашение о пожертвовании, если:
- жертвователем является юридическое лицо, причем себестоимость подарка свыше 3 тысяч рублей;
- благотворитель пообещал в дальнейшем передать пожертвование.
Жертвователем бюджетному учреждению не могут выступать несовершеннолетние дети и недееспособные физические лица. Для возможности принять пожертвование бюджетной организации нет необходимости спрашивать у кого-либо разрешения. Иными словами, отказаться в получении такого варианта дохода невозможно.
Для подписания соглашения благотворителю нужно в обязательном порядке обратиться в управление бюджетного учреждения, либо же с помощью СМИ узнать необходимые реквизиты. Вариант пожертвования напрямую зависит от желания жертвователя быть «в тени».
Условия для соглашения
Для возможности избежать каких-либо проблем с налоговой инспекцией, в обязательном порядке следует подписывать соглашение в письменном виде. Если в нем отсутствует условие о направлении использования пожертвования, то его можно применять по назначению.
Основными условиями договора по вопросу пожертвования бюджетной организации принято считать:
- обязательное использование в полезных общественных целях;
- наличие факта безвозмездности;
- наличие порядка предоставления отчетности относительно использования пожертвования;
- период действия договора;
- конкретное описание предмета соглашения (где он расположен, его подробные характеристики и так далее).
В процессе формирования соглашения обязательно следует обращать внимание на такие нюансы, как:
- Не допускается использования двусмысленных формулировок в тексте соглашения. Иными словами, каждое предложение должно передавать конкретную суть.
- Обязательно должна быть указана цель, на выполнение которой будет пожертвование.
- Категорически запрещается указывать в качестве цели подобные формулировки: «На развитие либо же нужды бюджетной организации». Должно быть примерно так: «Пожертвование денег на покупку компьютеров».
Не рекомендуется использовать в тексте соглашения «спонсорская помощь» и так далее. Во многом это связано с возникновение в будущем проблем с сотрудниками налоговой инспекции.
Пожертвование бюджетному учреждению может быть нескольких видов:
- пожертвование имущества;
- пожертвование финансовых средств.
Рассмотрим каждый из них подробней.
Имущество
Вариант пожертвования такого вида подразумевает под собой возможность устного либо письменного соглашения. Однако если речь идет о какой-либо недвижимости, необходимо в обязательном порядке составлять письменное соглашения, причем его регистрация не нужна.
Обобщенные особенности соглашения предусмотрены статьей 582 ГК РФ. Подробные детали и компоненты содержания договора согласовываются с юристом бюджетной организации.
Это нужно для того чтобы охватить всю специфику направления трудовой деятельности компании в рамах правовых взаимоотношений между бюджетным учреждением и жертвователем.
Основные нюансы, которые должны содержаться в тексте соглашения относительно имущества, имеют вид:
- Каков предмет пожертвования (имеется в виду движимое либо недвижимое имущество, которое не изъято из гражданского оборота). Его следует подробно описать в договоре с указанием характеристик, в противном случае договор считается недействительным.
- Какова основная цель применения имущества.
- Метод передачи (путем личной передачи либо через доверенное лицо).
- Период предоставления отчета относительного его применения (регулярность).
- Права и обязанности каждой из сторон соглашения.
- Каков именно порядок урегулирования возможного недопонимания между сторонами.
Если же имущество будет в дальнейшем применяться не по прямому назначению, сделка будет аннулирована, что влечет за собой его возврат жертвователю в судебном порядке.
Финансовые средства
Часто встречаются ситуации, при которых бюджетным учреждениям жертвуют какую-либо денежную сумму. К примеру, на покупку какого-либо оборудования, медицинских препаратов и так далее.
Жертвователь имеет полное право передать денежные средства:
- наличными в отдел бухгалтерии;
- либо перечислением по реквизитам расчетного счета бюджетного учреждения.
Для первого варианта в обязательном порядке необходимо будет составлять письменное соглашение. Что касается второго метода, то нет необходимости в подписании договора.
В случае пожертвования финансовых средств в обязательном порядке нужно указывать валюту, в которой будут переданы деньги. Размер указывается не только цифрами, но и прописью.
Рекомендуем другие статьи по теме
Пожертвование бюджетному учреждению
Согласно ст. 9.2 ФЗ от 12.01.
1996 №7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.