Понятие легализации доходов полученных преступным путем

Легализация доходов, полученных преступным путем

Понятие легализации доходов полученных преступным путем

В 2020 году государство обеспечивает экономическую безопасность помимо всего прочего также и с помощью валютного контроля.

Таким образом власти пытаются контролировать соблюдение законодательства в области экспортно-импортных, валютных, а также других внешнеэкономических операций.

Однако практика показывает, что подобные методы валютного контроля, которые в настоящее время предпринимаются в РФ, не приостанавливают негативные тенденции: отмывание денег, что получены незаконным путем, вывоз капитала, деятельность теневого сектора в области внешней торговли, а также на внутреннем финансовом рынке.

В итоге борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, — это серьезная проблема не только нашей страны, но и всего международного сообщества.

Законодательная база

115 Федеральный закон «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» малоизвестен широким слоям населения.

При этом основное направление данного Федерального закона — это охрана законных прав отдельных граждан и государства в целом. Рассмотрим подробнее законодательный акт, который призван защищать экономическое благополучие страны.

Итак, 115-ФЗ (антиотмывочный закон) приняли в августе 2001 года. В то время экономика стремительно развивалась, поэтому и возникла потребность в ее защите.

Для этого законодатель предусмотрел меру ответственности не только за получение незаконных доходов, но и за их инвестирование в легальный бизнес.

Область применения этого законодательного акта довольно-таки масштабна. Так, его действие распространяется как на физических лиц, вне зависимости от их гражданства, так и на различные организации (будь то российские или иностранные филиалы, дочерние фирмы или представительства), которые проводят различные расчеты имуществом или деньгами.

Также действие 115-ФЗ касается контролирующих государственных органов, которые отслеживают расчеты деньгами либо имуществом.

Кроме того, другие организации, которые совершают денежные операции на сумму больше, чем 600 000 рублей, обязаны обеспечить внутренний контроль за соблюдением данного законодательного акта и назначать для этого ответственного специалиста.

Также закон определил, что любая сделка, независимо от суммы, подпадает под действие данного закона в случае, если одна из сторон причастна к терроризму или к экстремистской деятельности.

Под финансированием терроризма подразумевается целенаправленное совершение платежей для совершения одного либо сразу нескольких уголовно наказуемых преступлений.

Таким образом, суть закона заключается в следующем: организации, проводящие расчеты имуществом или денежными средствами, обязаны следить за финансовыми потоками, проходящими через них.

В случае, если в результате анализа было обнаружено, что проводимые операции подпали под признаки неблагонадежности, то о них следует сообщить в специальные государственные органы.

В случае наличия достаточного количества оснований контролирующие органы, в свою очередь, должны передать данные правоохранителям.

Легализация преступных доходов УК РФ

Что такое легализация отмывания доходов, полученных преступным путем? Под этим термином подразумеваются любые действия, которые направлены на сокрытие незаконного происхождения денег или другого имущества, их местонахождения и перемещения для того, чтобы придать им вид вполне законных.

При этом стоит отметить, что обновленное издание 115-ФЗ предусматривает, что в легализации таких денежных средств нет каких-либо исключений в перечне преступлений, которые поспособствовали приобретению таких денег или имущества.

Специалисты утверждают, что в Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250–300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы.

Рассмотрим главные признаки легализации теневых средств:

  • совершение уголовного преступления, благодаря чему преступник получил деньги, которыми не может сразу же воспользоваться;
  • совершение дальнейших действий с преступными средствами для придания им правомерного вида (для этого могут подделывать документы или же использовать чужие документы);
  • сокрытие настоящего происхождения преступных доходов;
  • непосредственное сокрытие лиц, которые извлекают теневые доходы, а также инициируют их легализацию;
  • уклонение от выплаты налогов;
  • создание доступа к преступным денежным средствам;
  • организация безопасного инвестирования теневых средств в легальный бизнес.

При этом для легализации преступных средств преступнику потребуется совершить все из вышеперечисленного списка. Однако судебная практика показывает, что обеспечить одновременно их эффективное достижение получается далеко не всегда.

К примеру, правонарушитель может отправить отмытые деньги в такое место, где доступ к ним может вызвать большие проблемы.

Также случается, что преступник обеспечил себе легкий доступ к теневым доходам, однако при этом он не смог надежно их сокрыть, в результате чего его привлекут к уголовной ответственности.

Таким образом, движение нелегально приобретенных средств во многом схоже с движением легально полученных денег. В таком случае теневые доходы преступник может использовать многими путями, зависимо от его долгосрочных или краткосрочных планов.

Как правило, движение нелегальных доходов проходит в циклической форме: одни расходуют на немедленное потребление, а другие возвращают их обратно в легальный бизнес.

Итак, легализация преступных денежных средств – это неотъемлемая составляющая преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла.

Понятие легализации доходов, полученных преступным путем — Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Понятие легализации доходов полученных преступным путем

15.10.2019

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, это глобальная проблема современности, с которой активно борются как на национальном, так и на международном уровне.

Первый преступник, совершивший свое преступное деяние в целях наживы, преследовал одну цель – не допустить подозрений в том, что добытое имущество досталось ему незаконным путем, помимо этого, он имел желание пользоваться им открыто, то есть, нарушить и скрыть причинно-следственную связь между преступлением и деньгами, полученными в ходе совершения незаконных действий (бездействия). Преступным элементам важно отдалить источник получения преступных доходов от квазилегального источника получения данных средств, провести множество сделок и операций в целях запутывания.

Однако стоит отметить, что формирование комплекса мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, произошло позже. Соответственно, можно прийти к выводу, что понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» по времени появления отличается от такой деятельности.

На сегодняшний день невозможно точно сказать, откуда произошел термин «отмывание», поскольку существует множество теорий и версий о времени его появления. Сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry», тот же термин означает и прачечную. А.П.

Безценный отмечает, что «изобретателем отмывания считается Сальваторе Лучано по прозвищу Счастливчик, который в 1923 г. предложил владельцам нелегальных капиталов в США новую услугу — вывоз «грязных» денег в Европу и их инвестирование в акции промышленных предприятий Швейцарии, Германии и Италии» [3;3].

По другой версии легализации (отмывания) преступных доходов связана с именем Мейера Лански, «который за счет игорных заведений, расположенных на Кубе, переводил неправомерно полученные денежные средства из Швейцарии на Кубу, а затем переправлял их во Флориду, что создавало картину возвращения зарубежных инвестиций в Америку на законных основаниях» [4; С. 19-20].

  • Интересным фактом в данной сфере, например, является автомойка, которая в день очень сильного снегопада записала, что было обслужено 120 клиентов, а по факту к ним никто не обращался.
  • Таким образом, очевидным является только то, что термин «отмывание преступных доходов» имеет американское происхождение и возник в 20-х годах XX века.
  • При изучении официальных источников, в первую очередь необходимо заметить, что «отмывание денег» — это относительно новый неологизм, впервые использованный в газетах во времена Уотергейтского скандала 1973 года, юридический же смысл понятие обрело в 1970 году в США.

Интересно, что в российском законодательстве существует два термина: «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем» и «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем».

В соответствии со статьей 174 Уголовного кодекс Российской Федерации (УК РФ) под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем понимается «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными…

преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом» [1].

[attention type=red]
В свою очередь Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает, что «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [2].
[/attention]

До 2013 года признаком предмета преступления в сфере отмывания выделяли легализуемое имущество, которое не может быть приобретено посредством совершения преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2, то есть всевозможных уклонений от исполнения обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=Sfkzl8x8fFo

Ученые оправдывали наличие таких исключений тем, что в результате совершения вышеназванных преступлений не происходит приобретение имущества, напротив, оно скрывается. Федеральным законом от 28.06.

2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» преступления, предусмотренные статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2, стали предикатными.

То есть, было признано, что лицо, совершившее вышеназванные преступления, тоже приобрело незаконный доход. Например, при уклонении от уплаты налогов происходит увеличение имущества преступника за счет средств, не поступивших в государственный бюджет.

Зарубежная практика указывает на отсутствие единого подхода к определению термина «легализация (отмывание) преступных доходов».

Например, французский законодатель относит к преступным исключительно доходы, полученные от террористической деятельности, мошенничества, торговли наркотиками, организованной преступности, а также доходы коррупционного характера.

В свою очередь, нормативно-правовые акты Казахстана, Грузии и Финляндии признаю уголовно-наказуемым отмывание любых доходов, приобретенных преступным путем.

Исходя из существующих российских нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в исследуемой сфере, становится очевидным, что понятия «легализация» и «отмывание» в данном контексте являются равнозначными и, как следствие, взаимозаменяемы.

[attention type=green]
Однако у понятия «легализация преступных доходов» имеется недостаток, исходя из буквального толкования данного понятия, можно сделать вывод о положительном характере данного процесса с точки зрения его правовых последствий. Как отмечают А.Г. Мовсесяна и С.Б.
[/attention]

Огнивцева «отмывание незаконных доходов – это целиком нелегальный процесс, с которым необходимо бороться, используя методы, применяемые к преступным деяниям» [5; С.183].

То есть, термин «легализация» используется в положительном значении в качестве «признанного законом» или в нейтральном – «допускаемого законом», в то время как «отмывание» — в отрицательном смысле: «связанный с преступной деятельностью».

Некоторые ученые отмечают, что термин «отмывание» носит бытовой характер, что, по их мнению, затрудняет его использование в нормотворчестве. Как отмечает В.Ю.

Туранин, «отмывание — это юридический жаргонизм» [6; С. 106]. В то же время, по мнению М.Б. Костровой, на сегодняшний день «считать «отмывание» жаргонным словом нельзя».

Очевидно, это связанно с тем, что оно давно стало официальным термином.

Не можем сказать, что термин «отмывание» лаконично вписывается в нормативно-правовые акты, в то же время не существует очевидных причин для противодействия введению данного термина в официальную юридическую терминологию, в которую он уже входит. Непонятным остаются и причины, по которым законодатель все еще использует связку терминов «отмывание» и «легализация» преступных доходов.

Стоит заметить, что почти во всех зарубежных научных и нормативных источниках используется термин «moneylaundering» (отмывание денежных средств), а также «launderedmoney» (отмытые денежные средства).

Думается, что применение понятия «отмывание», заимствовано российским законодателем из понятийного аппарата правовых систем западных стран, не отвечает требованиям юридической техники стилистического оформления нормативно-правовых актов.

Стоит отметить, что «отмывание» — это термин, распространенный на международной арене и в законодательстве зарубежных стран и не имеющий аналогов в русском языке. Более того, иначе невозможно перевести термины, использованные в международных актах, сохранив их значение.

[attention type=yellow]
Таким образом,  использование термина «отмывание» допустимо в юридическом  языке, поскольку он полностью отражает исследуемое явление, а также уже нашел свое место в российском научном сообществе и научной литературе.
[/attention]

Таким образом, отождествление понятий «легализация» и «отмывание» представляется необоснованным, поскольку понятие «легализация» имеет позитивный характер и правовые последствия. Легализация предполагает признание на официальном, законодательном уровне юридических фактов, документов.

Например, легализация документов – придание документу юридической силы (апостиль, нострификация); легализация однополых браков – признание однополых браков на территории государства; легализация программного обеспечения – отказ от использования так называемой «пиратской» продукции и т.п.

Процесс «легализации преступных доходов» по правовому содержанию никогда не сможет стать легальным, так как изначально является преступлением.

Легализованные деньги в любом случае останутся преступными (теневыми, грязными) деньгами, но при этом влитыми в экономику страны, и нелегитимность их оборота не прекратится.

Термин «отмывание» носит бытовой характер, однако он уже вошел в официальное юридическое употребление в России в 2003 году, когда наше государство стало членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

ФАТФ был создан в 1989 году, а значит, уже тогда на мировой арене «отмывание» стало юридическим понятием и начало использоваться в других странах именно в таком виде. Необходимо вывести из употребления термин «легализация» в отношении преступных доходов, оставив термин «отмывание».

Представляется достаточным использование именно этого термина.

Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 №63-ФЗ]. – СЗ РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.

Отмывание денег

Отмывание денег — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления[1], то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. В официальных документах именуется «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём».

При этом форма денежных средств может меняться как с наличной на безналичную (например, через терминалы моментальной оплаты), так и наоборот (например, путём выигрыша в лотерею или покупки выигрышного лотерейного билета у законного владельца, в том числе за сумму, превышающую сумму выигрыша).

Определение

При отмывании происходит сокрытие истинного источника доходов,[2] подмена реальных сделок формальными, искажается экономический смысл, при этом на начальном этапе отмывания средств могут подделываться документы, использоваться документы третьих лиц, для окончательной легализации средств используются нормы законов о добросовестном приобретателе и многие другие.

Часто утверждается, что этот термин появился в США в 1920-е годы, когда американская мафия стала скупать и массово открывать автоматические прачечные для легализации наличных денег, полученных преступным путём.

Понятие легализации доходов, полученных преступным путем — Налоги и право

Понятие легализации доходов полученных преступным путем

28.01.2020

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, это глобальная проблема современности, с которой активно борются как на национальном, так и на международном уровне.

Первый преступник, совершивший свое преступное деяние в целях наживы, преследовал одну цель – не допустить подозрений в том, что добытое имущество досталось ему незаконным путем, помимо этого, он имел желание пользоваться им открыто, то есть, нарушить и скрыть причинно-следственную связь между преступлением и деньгами, полученными в ходе совершения незаконных действий (бездействия). Преступным элементам важно отдалить источник получения преступных доходов от квазилегального источника получения данных средств, провести множество сделок и операций в целях запутывания.

Однако стоит отметить, что формирование комплекса мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, произошло позже. Соответственно, можно прийти к выводу, что понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» по времени появления отличается от такой деятельности.

На сегодняшний день невозможно точно сказать, откуда произошел термин «отмывание», поскольку существует множество теорий и версий о времени его появления. Сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry», тот же термин означает и прачечную. А.П.

Безценный отмечает, что «изобретателем отмывания считается Сальваторе Лучано по прозвищу Счастливчик, который в 1923 г. предложил владельцам нелегальных капиталов в США новую услугу — вывоз «грязных» денег в Европу и их инвестирование в акции промышленных предприятий Швейцарии, Германии и Италии» [3;3].

По другой версии легализации (отмывания) преступных доходов связана с именем Мейера Лански, «который за счет игорных заведений, расположенных на Кубе, переводил неправомерно полученные денежные средства из Швейцарии на Кубу, а затем переправлял их во Флориду, что создавало картину возвращения зарубежных инвестиций в Америку на законных основаниях» [4; С. 19-20].

  • Интересным фактом в данной сфере, например, является автомойка, которая в день очень сильного снегопада записала, что было обслужено 120 клиентов, а по факту к ним никто не обращался.
  • Таким образом, очевидным является только то, что термин «отмывание преступных доходов» имеет американское происхождение и возник в 20-х годах XX века.
  • При изучении официальных источников, в первую очередь необходимо заметить, что «отмывание денег» — это относительно новый неологизм, впервые использованный в газетах во времена Уотергейтского скандала 1973 года, юридический же смысл понятие обрело в 1970 году в США.

Интересно, что в российском законодательстве существует два термина: «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем» и «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем».

В соответствии со статьей 174 Уголовного кодекс Российской Федерации (УК РФ) под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем понимается «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными…

преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом» [1].

[attention type=red]
В свою очередь Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает, что «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [2].
[/attention]

До 2013 года признаком предмета преступления в сфере отмывания выделяли легализуемое имущество, которое не может быть приобретено посредством совершения преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2, то есть всевозможных уклонений от исполнения обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=Sfkzl8x8fFo

Ученые оправдывали наличие таких исключений тем, что в результате совершения вышеназванных преступлений не происходит приобретение имущества, напротив, оно скрывается. Федеральным законом от 28.06.

2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» преступления, предусмотренные статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2, стали предикатными.

То есть, было признано, что лицо, совершившее вышеназванные преступления, тоже приобрело незаконный доход. Например, при уклонении от уплаты налогов происходит увеличение имущества преступника за счет средств, не поступивших в государственный бюджет.

Зарубежная практика указывает на отсутствие единого подхода к определению термина «легализация (отмывание) преступных доходов».

Например, французский законодатель относит к преступным исключительно доходы, полученные от террористической деятельности, мошенничества, торговли наркотиками, организованной преступности, а также доходы коррупционного характера.

В свою очередь, нормативно-правовые акты Казахстана, Грузии и Финляндии признаю уголовно-наказуемым отмывание любых доходов, приобретенных преступным путем.

Исходя из существующих российских нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в исследуемой сфере, становится очевидным, что понятия «легализация» и «отмывание» в данном контексте являются равнозначными и, как следствие, взаимозаменяемы.

[attention type=green]
Однако у понятия «легализация преступных доходов» имеется недостаток, исходя из буквального толкования данного понятия, можно сделать вывод о положительном характере данного процесса с точки зрения его правовых последствий. Как отмечают А.Г. Мовсесяна и С.Б.
[/attention]

Огнивцева «отмывание незаконных доходов – это целиком нелегальный процесс, с которым необходимо бороться, используя методы, применяемые к преступным деяниям» [5; С.183].

То есть, термин «легализация» используется в положительном значении в качестве «признанного законом» или в нейтральном – «допускаемого законом», в то время как «отмывание» — в отрицательном смысле: «связанный с преступной деятельностью».

Некоторые ученые отмечают, что термин «отмывание» носит бытовой характер, что, по их мнению, затрудняет его использование в нормотворчестве. Как отмечает В.Ю.

Туранин, «отмывание — это юридический жаргонизм» [6; С. 106]. В то же время, по мнению М.Б. Костровой, на сегодняшний день «считать «отмывание» жаргонным словом нельзя».

Очевидно, это связанно с тем, что оно давно стало официальным термином.

Не можем сказать, что термин «отмывание» лаконично вписывается в нормативно-правовые акты, в то же время не существует очевидных причин для противодействия введению данного термина в официальную юридическую терминологию, в которую он уже входит. Непонятным остаются и причины, по которым законодатель все еще использует связку терминов «отмывание» и «легализация» преступных доходов.

Стоит заметить, что почти во всех зарубежных научных и нормативных источниках используется термин «moneylaundering» (отмывание денежных средств), а также «launderedmoney» (отмытые денежные средства).

Думается, что применение понятия «отмывание», заимствовано российским законодателем из понятийного аппарата правовых систем западных стран, не отвечает требованиям юридической техники стилистического оформления нормативно-правовых актов.

Стоит отметить, что «отмывание» — это термин, распространенный на международной арене и в законодательстве зарубежных стран и не имеющий аналогов в русском языке. Более того, иначе невозможно перевести термины, использованные в международных актах, сохранив их значение.

[attention type=yellow]
Таким образом,  использование термина «отмывание» допустимо в юридическом  языке, поскольку он полностью отражает исследуемое явление, а также уже нашел свое место в российском научном сообществе и научной литературе.
[/attention]

Таким образом, отождествление понятий «легализация» и «отмывание» представляется необоснованным, поскольку понятие «легализация» имеет позитивный характер и правовые последствия. Легализация предполагает признание на официальном, законодательном уровне юридических фактов, документов.

Например, легализация документов – придание документу юридической силы (апостиль, нострификация); легализация однополых браков – признание однополых браков на территории государства; легализация программного обеспечения – отказ от использования так называемой «пиратской» продукции и т.п.

Процесс «легализации преступных доходов» по правовому содержанию никогда не сможет стать легальным, так как изначально является преступлением.

Легализованные деньги в любом случае останутся преступными (теневыми, грязными) деньгами, но при этом влитыми в экономику страны, и нелегитимность их оборота не прекратится.

Термин «отмывание» носит бытовой характер, однако он уже вошел в официальное юридическое употребление в России в 2003 году, когда наше государство стало членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

ФАТФ был создан в 1989 году, а значит, уже тогда на мировой арене «отмывание» стало юридическим понятием и начало использоваться в других странах именно в таком виде. Необходимо вывести из употребления термин «легализация» в отношении преступных доходов, оставив термин «отмывание».

Представляется достаточным использование именно этого термина.

Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 №63-ФЗ]. – СЗ РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.

Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем) — Audit-it.ru

  • Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение  действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок,  финансовые мошенничества и другие действия.
  • Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.
  • Такое явление способствует дальнейшему росту преступности не только экономической направленности, но и иной, в том числе организованной (отмывание доходов, полученных преступным путем, является одним из элементов организованной преступной деятельности и выступает финансовым рычагом террористической деятельности).

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

  1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

  2. Создание видимости законности получения доходов.

  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.

  4. Уклонение от уплаты налогов.

  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

  6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем). О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

Понятие легализации доходов полученных преступным путем
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

  1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

  2. Создание видимости законности получения доходов.

  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.

  4. Уклонение от уплаты налогов.

  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

  6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Мерами по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, являются:

  • определение перечня преступлений, с легализацией доходов от которых следует бороться;
  • определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;
  • определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;
  • установление в законодательстве той или иной страны понятия “легализация незаконно полученных доходов” таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.

Что говорит закон о легализации?

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается…

Максимальный срок наказания по ч.4 ст.174 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом…

Максимальный срок наказания по ч.2 ст.174.1 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Основными нормативными документами по данным двум составам преступления являются:

— Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года государствами — членами Совета Европы — ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 года — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» от 18 июня 2004 года.

Исключения

В ФЗ № 115 закреплены случаи, когда кредитные структуры могут не осуществлять идентификацию. В отношении физлиц она не проводится при:

  • совершении компетентными организациями операций по приему платежей от граждан на сумму не больше 15 тыс. руб. или сумму в инвалюте, эквивалентную 15 тыс. р.;
  • проведении расчетных операций с бюджетами всех уровней;
  • оплате услуг, предоставляемых бюджетными организациями, подведомственных исполнительным органам федеральной, региональной и территориальной власти;
  • оплате за жилые помещения, коммунальные услуги, за охрану квартир и установку охранных сигнализаций, а также услуги связи;
  • уплате алиментов;
  • отчислении взносов членами дачных, огороднических, садоводческих некоммерческих объединений, ГСК, а также при оплате автостоянок.

Данный перечень не подлежит расширенному толкованию.

С момента вступления в действие 121-ФЗ отменяется возможность не идентифицировать субъекта, если ранее он уже был идентифицирован кредитной организацией.

Последние поправки

В ФЗ о противодействии легализации доходов полученных преступным путем последние поправки вносились 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 267. Редакция 2017 года произошла только в статье 6, пункт 1.3.

Согласно шестой статье, любая сделка, оформленная на денежную сумму от 600000 рублей (3 млн. рублей для недвижимости), попадает под контроль государственных служб. В измененном пункте 1.

3 написано, что если на счет организации или компании, относящейся к ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» или к ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации», поступает от 10 миллионов рублей и выше (при другой валюте сумма должна быть равноценна 10 миллионам рублей и выше), организация или компания сразу попадает под контроль государственных служб. Такие организации обязаны по первому требованию органов предоставлять информацию, характеристику и цели проводимых операций и сделок.

Ознакомьтесь с актуальной информацией ФЗ о банках и банковской деятельности по ссылке:

В первой статье, в которой последние изменения происходили в 2002 году, описаны цели создания и принятия этого закона. Целью считается защита прав граждан и их интересов. Кроме населения при помощи этого закона органы защищают государство против незаконных, нелегальных доходов и финансирования терроризма.

В ст. номер два последние изменения внесены в 2016 году. ФЗ 115 регулируются отношения между:

  • Гражданами Российской Федерации;
  • Юридическими лицами и государственными органами при бенефициарных владельцах;
  • Все приезжие, иностранные лица или лица без гражданства;
  • Организации, компании, фирмы, филиалы, проводящие операции или сделки с денежными средствами или имуществом;
  • Государственными органами;
  • Иностранными структурами, не имеющими юридического лица в организации.

Контроль происходит для выявления, предупреждения, пресечения и задержания лиц, относящихся к преступным, незаконным действиям, махинациям с доходами или финансированию терроризма.

Последняя редакция третьей статьи произошла в 2016 году.

Понятие финансирование терроризма изменилось, теперь это любая помощь, информация, сбор средств или оказание услуг для лиц, занимающихся организацией или участвующих в организации действий, описанных в Уголовном Кодексе Российской Федерации, для обеспечения оружием, продовольствием, обмундированием с целью террористической атаки.

В 2015 году добавили термин клиент, означающий юридическое или физическое лицо, участвующее в сделке в организации. В 2015 году добавили и термин бенефициарный владелец, физическое лицо, владеющее клиентом или контролирующее его действия.

Добавили еще сложный термин — иностранная структура без образования юридического лица, организация, созданная по законам другого государства, имеющая свои внутренние законы компании, направленные на получение прибыли в интересах участников.

В ст. пять дан список организаций, тем или иным способом занимающихся операциями с денежными средствами или имуществом:

  • Организации, предоставляющие кредит;
  • Операторы связи, пользующиеся услугами подвижной радиотелефонной связи и занимающие высокое положение в этой сфере;
  • Лица, профессионально торгующие ценными бумагами на рынке;
  • Частные пенсионные фонды с лицензией;
  • Страховые компании и брокеры;
  • Общество взаимного страхования;
  • Федеральная, государственная почта;
  • Микрофинансовые фирмы;
  • Ломбарды и организации, скупающие любые драгоценные металлы, камни и изделия. Исключениями считаются любые группы или общины, занимающиеся религиозными или научно-исследовательскими действиями;
  • Кооперативы кредитного потребительства;
  • Лотереи, тотализаторы и букмекеры;
  • Операторы, принимающие платежи;
  • Инвестиционные фонды и их главные управляющие;
  • Компании, занимающиеся посредничеством между сторонами во время составления договора купли-продажи имущества.

В седьмой статье приведен список всех прав, обязанностей и полномочий организаций, занимающихся сделками с денежными средствами или имуществом.

Согласно статье клиенты обязаны предоставлять организациям, занимающимся деньгами и недвижимостью, информацию, описанную в настоящем законе ФЗ 115. В дальнейшем органы смогут проверить при помощи этой информации проведенные сделки и выявить нарушителей.

При отказе в предоставлении информации лица проходят контроль органов. В ней еще описаны обязанности организаций относительно лиц, участвующих в сделках и касающихся компании в других сферах.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

Описание процесса легализации


Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Закон о блокировках 115-ФЗ: справочник из 8 главных документов с описанием и ссылками на текст

Понятие легализации доходов полученных преступным путем

[ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА ]

«Вы можете не читать 115-ФЗ. Выживание не является обязанностью,» — это я перефразировала цитату американского ученого Деминга, которая в оригинале звучит так: «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью».

Действительно, когда мы говорим о 115-ФЗ, речь идет о выживании, ведь антитеррористический закон дает банкам право практически лишить Вас бизнеса на основании всего лишь ПОДОЗРЕНИЯ и без обратного билета. Неопределенность и непонимание механизмов — пугают. Давайте погрузимся в тему 115-ФЗ быстро и эффективно, чтобы знать все подводные камни и чувствовать себя уверенно.

Добавьте себе в закладки этот мини-справочник

Законодательство, принятое в рамках 115-ФЗ поражает своим масштабом: только Банком России принято около 200 документов: информационных писем, положений, методических рекомендаций и указаний. Вот ссылка на их перечень на сайте ЦБ, но знать все не обязательно, я выбрала для Вас 8 основных. Их будет достаточно, чтобы разбираться в 115-ФЗ на уровне эксперта.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В законе 2 обязанности банка:

  • фиксация сделок, подлежащих обязательному контролю (свыше 600 тысяч, если это сделки с наличными, с участием иностранных компаний, беспроцентные займы и т.п.) — ноэто не самое страшное, здесь как раз все понятно и четко прописаны критерии;
  • фиксация сделок, которые носят сомнительный характер: ВОТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМА ДЛЯ БИЗНЕСА, потому что аппарат банка не может реально оценить, сомнительная сделка или нет, просто кто-то кому-то не понравился и всем (ОСОБЕННО!!!добропорядочным компаниям) НАДО ПОБАИВАТЬСЯ.

ВНИМАНИЕ: Сомнительная сделка и подозрительная сделка — не синонимы!

Сотрудник банка видит операцию, которая ему показалась сомнительной, запрашивает документы и пояснения, а затем должен принять решение: классифицировать сделку, как подозрительную или нет. Если да, то банк отказывает в проведении операции, а сведения о ней направляются в Росфинмониторинг.

Не так страшна сама подозрительная сделка, как факт отказа по ней.

С лета 2017 года сведения об отказах, направляемые в Росфинмониторинг, собираются в единую базу и перенаправляются во все банки в качестве СТОП-ЛИСТа.

Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 02.03.12, №375-П

В документе приведены рекомендации для банков по разработке правил внутреннего контроля и программ идентификации, оценки риска, выявления подозрительных операций.

В соответствии с Положением решение в качестве квалификации операции в качестве подозрительной банк принимает САМОСТОЯТЕЛЬНО, но при оценке риска должно быть учтено не менее 2-х ступеней.

В приложении в Положению указано 125 типов подозрительных операций и их признаков.

Положение ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 «Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом»

В положении 550-П описано, как работает СТОП-ЛИСТ, «черный список» или Список 550 (как называют его сотрудники банка по номеру положения).

Методические рекомендации 18-МР от 21.07.17

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.