+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Понятие признаки и публично правовая природа административного договора

Понятие, признаки и публично правовая природа административного договора | Юридический портал

Понятие  признаки и публично правовая природа административного договора

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Понятие административно-правового договора в нормах действующего законодательства не закреплено. В административно-правовой литературе данная категория имеет место, хотя вопрос о признании административно-правового договора в качестве самостоятельной административно-правовой формы является дискуссионным.

Курсовая работа: Административный договор

К административным договорам могут относиться контракты органов исполнительной власти (местной администрации) с Предприятиями — поставщиками различных видов продукции о предоставлении последним налоговых льгот, преимуществ при получении кредитов, особых бюджетных ассигнований.

Так, согласно ст. 13 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ по соглашению (договору) с ОИВ субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, настоящему Федеральному конституционному закону и ФЗ.

Таким образом, из закона следует, что соглашение является самостоятельной правовой формой реализации исполнительной власти. При этом соглашение, проект которого одобрен Правительством РФ, подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, которое уполномочено субъектом Федерации на подписание соглашения.

Регламентирующие административно-правовые договоры, по нашему мнению, призваны детализировать и конкретизировать блага и ценности, составляющие конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации.

Понятие и публично-правовая природа административного договора

Согласно общеправовой теории договором считается соглашение сторон, в котором выделена воля его участников по установлению, изменению и прекращению нового правоотношения, т. е. по созданию правового статуса сторон, определению их прав и обязанностей, совершению либо воздержанию от совершения юридически значимых действий.

А если он становится участником гражданско-правовой сделки в качестве обычного юридического лица, его правовой статус определяется его гражданской правоспособностью.

Цель работы провести сравнительную характеристику административного договора с другими видами договоров и показать возможность использования договорных отношений в административном праве. Материалы и методы. Поставленная цель была достигнута на основе сравнительного анализа административного договора с гражданско-правовым, трудовым договором и административным актом.

См.: Александров Н.Г. К вопросу о роли договора в регулировании общественных отношений // Ученые записки ВИЮН. 1976. Вып. 6.

Признаки административного договора. Публичная цель и основные виды административного договора. Концепция административно–договорного регулирования в действующем российском законодательстве.

The purpose of the work is to compare the administrative agreements with other types of contracts and to show the possibility of using contractual relations in the administrative law. Materials and methods.

The purpose was achieved on the basis of the comparative analysis of the administrative contract with the civil law, labor contract and the administrative act.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого…

Актуализация проблемы административного договора обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также развитием договорных начал в публично–правовых отношениях. Посредством публично–правовых установлений укрепляется дисциплина и повышается ответственность в сфере исполнительной власти, создаются правовые механизмы для решения управленческих задач.

Контрольная Административное право.docx

Не случайно поэтому некоторые отечественные ученые — юристы отмечали универсальную роль договора. Е.Б. Пашуканис считает, что договор входит составной частью в идею права. По мнению К.

Среди последних выделяется административный договор, сочетающий в себе одновременно и формально-юридическое равенство контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и функции.

В обшей части КоАП РФ одним из основных институтов административного права является административное правонарушение. В теории права противоправные деяния по степени вредности делятся на преступления и проступки. Проступок в отличие от 1феступлепия не признается законом общественно опасным, хотя и является…

Переход от административно-командной системы управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и средств государственного управления.

В условиях кардинальных преобразований всех сфер государственной и общественной жизни при осуществлении гражданами своих нрав и исполнении ими обязанностей исключительно важное значение имеет ответственность государственных органов, общественных организаций и объединений, должностных лиц, а также всех…

Методы административного регулирования. Характерные черты государственного управления Республики Казахстан. Виды административно-правовых норм. Основные юридические признаки административного проступка. Меры административного взыскания (ответственности).

Правовое регулирование федерации

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В Российской Федерации административный договор стал приобретать особую актуальность лишь в последние годы, что можно объяснить развернувшимся процессом преобразования отношений собственности, отменой планового распределения, стремлением привести в порядок систему административных предписаний.

Из вопросов, которые регулируются частноправовыми договорами, некоторые могут стать предметом публично-правовых договоров, если их значение перерастает рамки локальных интересов.

Саморегуляция сторон предопределена их конституционным статусом, но это не снижает объема их усмотрения и добровольности в определении предмета договоров.

Договоры содержат нормы-цели, нормы-намерения, нормы-координаторы, нормы-предостережения, нормы-воздержания.

Актуализация вопроса об административном договоре на фоне уже проведенных и осуществляемых реформ российской государственности обусловлена также усилением договорных начал в публично-правовых отношениях.

Вопросы договорного регулирования публичных правоотношений в административной науке уже обсуждаются давно.

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.

Правовые регулированья деятельности предпринимательские

Под административным договором в качестве его дефиниции стоит понимать соглашение двух или более субъектов административного права, одним из которых в обязательном порядке является государственно-властный субъект, нормативной базой соответствующего соглашения являются нормы административного права, цель соглашения – удовлетворение публично-правовых интересов.

В качестве примера административно-договорных отношений можно привести административный договор в системе образования, который заключается между органом управления (учредителем) и подведомственным ему образовательным учреждением.

По предметному критерию: договор о компетенции; договоры в сфере управления государственной собственности; договоры, обеспечивающие государственные нужды; договоры о взаимодействии, сотрудничестве; контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб; различного рода концессии и инвестиционные соглашения и др.

По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. Согласно гражданскому законодательству такими услугами могут быть организация перевозки груза транспортом и по…

Ранее договоры не использовались в качестве средства государственного регулирования общественных отношений. По существу, единственным управленческим средством выступал односторонне-властный (административный) акт компетентного государственного органа.

В публично-правовой сфере договоры принимают на себя функции управления (например, координации, подчинения, организации, распределения, обеспечение государственных нужд) в целях взаимного удовлетворения публичных интересов.

По нашему мнению, это важнейшие признаки договора как общеправовой категории. Отсутствие хотя бы одного из них означает невозможность договора как такового.
Мы ставим перед собой простую цель: бесплатно, достоверно и простым языком ответить на большинство правовых вопросов, возникающих в повседневной жизни.

Договор подряда: понятие, признаки, виды и особенности правового регулирования

В данном случае дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания. Например, может быть установлена дисквалификация в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую…

Автотранспортными предприятиями общего пользования грузы перевозятся на основании заключенных с клиентурой договоров. Договор на перевозку грузов представляет собой двустороннее обязательство, заключенное на определенный срок. Договор состоит из взаимно принимаемых условий, определяющих права и обязанности…

К административным следует относить договоры, содержащие специальные обязательства (условия), выходящие за рамки обычных гражданско-правовых договорных отношений.

Поэтому, очевидно, и трудно строить новые концепции, способствующие развитию научной дискуссии по данному вопросу и создающие основы для разработки проекта соответствующего российского закона.

Понятие административного правонарушения, его юридический состав. Противоправность, виновность и наказуемость как основные признаки административного правонарушения. Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения.

Наряду с термином «административный договор» в литературе и нормативно-правовых актах используются и другие, а именно: административный контракт, административно-правовое соглашение, публично-правовая сделка, координационное соглашение, ведомственное соглашение, управленческий договор, государственный контракт (договор), а также просто контракт, договор, соглашение, договоренность.

Административный договор: это… Понятие, виды и признаки

Понятие  признаки и публично правовая природа административного договора

Административный договор включает в себя широкий раздел различных правоотношений. О том, что он собой представляет, какие имеет признаки и виды, почему некоторые юристы оспаривают само существование подобных документов и другую интересную информацию читайте в статье.

Понятие

Административный договор – это соглашение, заключенное между двумя и больше субъектами правовых отношений, в результате которого устанавливаются, меняются и прекращаются определенные права и обязанности. Посредством него исполнительные госорганы (федеральные, региональные или муниципальные) подписывают соглашения межправительственного, ведомственного, регионального и другого типа.

По другому определению, административный договор – это двусторонний или многосторонний документ, который основан на административных правовых актах и разработан по итогам взаимного волеизъявления субъектов соответствующей отрасли права, устанавливающий, изменяющий и прекращающий права и обязанности сторон.

Признаки

Принадлежность к этому соглашению можно узнать по определенным признакам. К таковым относятся следующие:

  • Основой договора служит административное право.
  • Его база заключена в главном законе страны – Конституции.
  • В договоре участвует два и большее количество субъектов, одним из которых является государственный орган или его представитель.
  • Заключается в результате согласования мнений сторон.
  • Рассчитывается на определенный период действия.
  • Подписывается согласно процедуре, установленной законом.
  • Односторонний отказ от заключенного договора не разрешается.
  • При несоблюдении условий наступает юридическая ответственность (которая прописывается в соглашении, а при отсутствии соответствующих пунктов наступает согласно действующему законодательству).
  • Задачами соглашения служит обеспечение публично-правовых интересов участников.

Основные положения документа

Административный договор рассматривается как правовая организационная форма выполнения его сторонами задач и полномочий, при которых достигаются те или иные хозяйственные, социальные, культурные и другие результаты. Основная функция заключается в удовлетворении публичного и частного интереса. Так, договор об охране гражданина служащими ОВД – это типичный административный договор.

Понятие соглашения дополняется правовой формой исполнения его условий участниками соответствующей правосубъектности. Соответственно, если исполнительные органы выступают в договоре как носители правоспособности гражданского или трудового права, то речь идет не об административных правоотношениях, а о гражданских или трудовых.

Чаще всего сторонами такого соглашения выступают исполнительные органы и местная администрация. Но помимо управленческих инстанций, в качестве сторон могут выступать коммерческие и некоммерческие компании в административном договоре.

Пример этому – соглашения между должностными лицами региональных властей с РАО ЕЭС о реформировании систем энергетики, администрации с РАО «Российские ж/д».

Таким образом, правоотношения могут носить не только горизонтальный характер, но и бывают управленческими в прямом смысле слова.

Также стороны могут исполнять профильные задачи на разных уровнях, входя при этом в одну или разные системы. Основным условием является то, что договор заключается на принципе добровольности, а его стороны являются равноправными.

Если в соглашении предусматривается подчинение одной стороне другой стороны, то такие правоотношения не могут считаться договором. Они возможны лишь в виде специфической формы деятельности юридически неравноправных сторон.

Управленческий субъект заключает соответствующий договор в рамках компетентности. При этом решаются задачи, входящие в область его деятельности. Соглашение ориентируется на обеспечение публичного интереса.

Договор подписывают должностные лица, например, от имени исполнительных органов или местных властей. В отдельных случаях предусматривается предварительное рассмотрение и одобрение подписываемых бумаг.

Документ может являться предпосылкой для подписания других подобных соглашений или иного характера (например, административно-трудовой договор).

Споры и конфликты, вытекающие из соответствующих соглашений, разрешаются с помощью переговоров. Если этот способ не приведет к должному результату, то для защиты своих интересов стороны обращаются в суд.

Виды договоров

Административный договор – это соглашение, которое бывает разных видов. Критериями для этого служат:

  • Предмет.
  • Юридические свойства.
  • Характер отношений сторон.
  • Целенаправленность.
  • Круг сторон.
  • Число участников.

Рассмотрим эти критерии более подробно.

Виды по предмету

В зависимости от предмета административное соглашение может быть в виде договора:

  • О компетенции (при котором разделяются полномочия, а также предмет).
  • Об обеспечении госнужд (в виде госзаказа).
  • Об управлении объектами собственности, принадлежащей государству.
  • Трудовые соглашения, заключенные с госслужащими.
  • Налоговые и финансовые.
  • О сотрудничестве и совместной деятельности.
  • Об оказании услуг госорганов и муниципальных властей физическим лицам (услуги ЖКХ, о благоустройстве и так далее).
  • Об инвестициях.
  • Прочие соглашения.

Виды по юридическим свойствам

Административно-правовой договор можно рассмотреть с точки зрения юридических свойств. По этому параметру он бывает:

  • Устанавливающий право (при котором создаются новые нормы, в т. ч. административные).
  • Применяющий право (разрешает конкретные дела в области госуправления).

Виды по отношениям

Если административно-правовой договор рассмотреть, исходя из описания отношений субъектов, то он может являться соглашением:

  • Сторон, не имеющих контрольных и иных полномочий по отношению друг к другу.
  • При котором один субъект имеет специальные полномочия по отношению к контрагенту.

Виды по целенаправленности

Если заключение административного договора рассматривать на основе целенаправленности, то он бывает:

  • Регулирующий действия лиц, которые подчинены участникам договора.
  • Регулирующий управленческие действия, которые являются согласованными.
  • В виде смешанных соглашений.

Виды по субъектному составу

Исходя из субъектного состава соглашения могут заключаться:

  • Между исполнительной властью и госорганами (региональными или муниципальными).
  • Между организациями государственными и негосударственными.
  • Между госорганами и служащими.
  • Между гражданами и управленческими субъектами.

Другие виды

Если рассматривать виды административных договоров в зависимости от числа сторон, то они могут быть:

  • Двусторонними.
  • Многосторонними.

По уровню сложности:

  • Ординарные.
  • Сложные.
  • Уникальные.

По содержанию:

  • Организационные.
  • Смешанные (где организационные моменты соотносятся с трудовыми и имущественными вопросами).

«За» и «против» административного договора

В нормативных правовых актах не используется этот термин, который встречается в юридической литературе отрасли «Административное право». Административный договор часто обсуждается юристами-практиками. Он выделяется как самостоятельная форма госуправления. Юристы придерживаются одной из двух точек зрения:

  • Ставят под вопрос само наличие подобных договоров.
  • Не сомневаются в их возможности, а также в том, что подобные документы применяются в практике управления.

В первом мнении указывается на то, что договорные правоотношения по своей сути не возникают между субъектами при наличии управленческих задач. Это возражение находит много сторонников в отношении договоров в конституционном праве. На их основе рассматриваются и отдельные отношения, которые принимаются в управленческой области.

Второе мнение, при котором административный договор является возможным, считается конструктивным и имеет под своей основой большой опыт научных работ и практики. Но несмотря на это, признаки и виды такого документа до сих пор остаются спорными. Соглашения пытались даже отнести к гражданско-правовым договорам.

Договор или соглашение – как правильно?

На указанных выше аспектах дискуссии не останавливаются. Авторы спорят также о правильности использования термина «гражданско-административный договор» и предлагают вместо него использовать термин «соглашение». При этом считается, что соглашение яснее выражает соответствующую связь между субъектами. Хотя юридически эти термины не имеют принципиальной разницы.

Под соглашением подразумевается форма передачи каких-то полномочий местным властям госорганами, а также наоборот. Таким образом, сторонами являются исполнительные органы (разных уровней), предметом – передача каких-то полномочий.

Также условиями служит установленный порядок передачи, финансовая составляющая, взаимодействие сторон и так далее.

В соглашении может предусматриваться также ответственность за нарушение его условий, односторонний отказ, расторжение и компенсация причиненного ущерба.

В то же время оба термина одинаково применяются в гражданском законодательстве, так же, как и в трудовом. Тем не менее разграничения должны быть закреплены. Так или иначе, административный договор – это реальность, и он используется и расширяет свое действие в управленческой сфере.

Примеры

Соглашения и договоры могут заключаться между управленческими госорганами и хозяйствующими субъектами, например, о проведении мероприятий с целью решения задач хозяйственного, социального или культурного значения.

Примером этого может служить договор регионов РФ с транспортными предприятиями, которые не подчинены государственным структурам, об улучшении транспортного сообщения для населения и обслуживания предприятий. Также встречаются договоры управленческих органов о сотрудничестве.

Примером этого служит соглашение о проведении дней культуры, ярмарок и прочих мероприятий.

Оформление может осуществляться государственными органами и муниципальными властями. Эти инстанции также могут способствовать выполнению конкретных поставленных задач.

Другие договоры заключаются в соответствии с законодательством при замещении должностей госслужбы. При этом применяется не только административное право. Административный договор в этом случае содержит в себе элементы трудового законодательства. Те же нормы распространяются, когда речь идет о замещении руководящих органов унитарного предприятия.

Государственные контракты относятся к особому виду договоров. Они представляют собой форму реализации государственных заказов, используемых в разных областях деятельности. Основная особенность соответствующих контрактов заключается в том, что они сочетают в себе нормы административного и гражданского законодательства. К другим условиям относятся следующие:

  • Положение государственного контракта предусматривается нормами закона.
  • Одной из сторон выступает государство (в виде соответствующего органа или учреждения).
  • Договор заключается в государственных интересах (разного уровня) и не имеет целей коммерческого характера.
  • В качестве обязанной стороны выступает заказчик в лице той или иной государственной структуры.

Заключение

Несмотря на неоднозначное отношение к административному договору, несомненно, он играет важную роль во взаимодействии различных государственных структур и других сторон. Он отличается от соглашений, предусмотренных иными отраслями права, но в ряде случаев может и пересекаться с ними (например, с трудовым или гражданским правом).

Понятие признаки и публично правовая природа административного договора

Понятие  признаки и публично правовая природа административного договора

Наиболее типичными субъектами публично-правовых договоров являются: государство, его органы, должностные лица, местное самоуправление, официальные представители партий и иных общественных организаций, международные организации; 2) противоположная сторона в публично-правовом договоре может иметь иной статус, но она всегда является носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации и т. п.) или выразителем общественных интересов (территориальное, профессиональное и иное самоуправление); 3) публично-правовой договор имеет особый предмет: вопросы властвования, управления или саморегуляции. Например, таковы договоры государств и их органов об экономическом, торговом, научно-техническом сотрудничестве, приобретающие смысл супердоговоров для заключаемых в

Административный договор: публично-правовая природа и особенности

или выразителем общественных интересов (территориальное, профессиональное и иное самоуправление); 3) публично-правовой договор имеет особый предмет: вопросы властвования, управления или саморегуляции.

Из вопросов, которые регулируются частноправовыми договорами, некоторые могут стать предметом публично-правовых договоров, если их значение перерастает рамки локальных интересов.

Например, таковы договоры государств и их органов об экономическом, торговом, научно-техническом сотрудничестве, приобретающие смысл супердоговоров для заключаемых в соответствии с ними субдоговоров; 4) стороны публично-правовых договоров берут на себя своеобразные обязательства, имеются и специфические способы их обеспечения.

Саморегуляция сторон предопределена их конституционным статусом, но это не снижает объема их усмотрения и добровольности в определении предмета договоров.

Договоры содержат нормы-цели, нормы-намерения, нормы-координаторы, нормы-предостережения, нормы-воздержания.

Административный договор: юридическая природа, особенности

2.

Противоположная сторона в публично-правовом договоре может обладать иным статусом, но в публично-правовой сфере является носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации и т. 4.

Стороны публично-правовых договоров приобретают своеобразные обязательства, которые обеспечиваются специфическими способами: используются меры организационного, правового, экономического, платежно-расчетного характера, могут быть изменены режимы исполнения, установлены особые приоритеты Классификация административных договоров: 1.

По степени сложностиможно выделить · Ординарные · Сложные · Уникальные 2.По предметному критериюможно различать: · договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения)

В публично-правовой сфере договоры принимают на себя функции (например, координации, подчинения, организации, распределения) в целях взаимного удовлетворения публичных интересов.

На проблему административного договора, по нашему мнению, следует смотреть не только с точки зрения материальных , устанавливающих статутные положения (участники, права, обязанности, ответственность, исполнения), но и с позиций административно-процессуального права, поскольку административно-договорный процесс входит в структуру (в смысле управленческого процесса).

В административный договор стал

§ 3.

Понятие, признаки и публично-правовая природа административного договора

Наиболее типичными субъектами публично-правовых договоров являются: государство, его органы, должностные лица, местное самоуправление, официальные представители партий и иных общественных организаций, международные организации; 2) противоположная сторона в публично-правовом договоре может иметь иной статус, но она всегда является носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации и т.

п.) или выразителем общественных интересов (территориальное, профессиональное и иное самоуправление); 3) публично-правовой договор имеет особый предмет: вопросы властвования, управления или саморегуляции.

Из вопросов, которые регулируются частноправовыми договорами, некоторые могут стать предметом публично-правовых договоров, если их значение перерастает рамки локальных интересов.

Например, таковы договоры государств и их органов об экономическом, торговом, научно-техническом сотрудничестве,

Административный договор

Наблюдается не только увеличение количества используемых на практике договоров, но и появление все новых видов соглашений в самых разных отраслях права.

Сегодня государственные органы и организации заключают множество договоров и соглашений как внутриаппаратного типа, так и с негосударственными субъектами.

Все более назревает необходимость теоретического осмысления правового режима таких договоров, выделение в их общей массе договорных форм публично-правового характера, исследование отраслевой и индивидуальной специфики административных договоров.

К сожалению, исследование проблем, связанных с определением понятия, признаков, форм административного договора на современном этапе в Российской Федерации осуществляется только на теоретическом (научном) уровне и не имеет своего законодательного регулирования. В России до настоящего времени не принят закон об административных договорах либо административно-процессуальный кодекс, в котором регламентировался бы административно-договорный процесс.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.