Служебные преступления понятие и признаки

Служебные преступления понятие и признаки

Служебные преступления понятие и признаки

Если они нарушаются, то такие действия представлены преступлениями должностных лиц.

О них мы поговорим немного позже, рассмотрев особенности каждой категории противоправных деяний.Преступления должностных лиц обязательно подлежат тщательному расследованию. Наказание назначается исключительно судом, для чего изучаются все обстоятельства конкретного дела.

При этом применяться могут разные статьи УК, для чего выявляются конкретные действия, совершенные гражданами. Данные действия перечисляются в ст. 285 УК. На основании данной статьи к ответственности могут привлекаться

Служебные преступления

Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ подчеркивается: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса.

И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению» Российская газета.

2009. 10 мая. Далее Президент отметил, что

«…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию»

. Злоупотребление должностными полномочиями является общим составом преступления для всех преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Превышение же должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных его видов.

Понятия должностного преступления Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

и специальные (ст. 169 УК РФ), часть (п. «в» ст.

159 УК РФ) и целое (ст. 285 УК РФ).

Такое соотношение позволяет выделить три группы составов должностных преступлений: общие, специальные и альтернативно-должностные.

При такой классификации учитывается общность основных и дополнительных непосредственных объектов преступлений, особенности объективной стороны, умышленный характер вины, специальный субъект. Общие составы должностных преступлений предусмотрены статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ.

Непосредственный объект преступлений лежит в одной плоскости с видовым, содержание последнего составляет, по признанию большинства ученых, нормальная деятельность государственного аппарата, государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Специальные составы должностных преступлений предусмотрены статьями 140, 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ и др.

Служебные преступления как единичные деяния и как множественность преступлений Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Qualification of crime with exceeding service functions by a manager as one compound crime with qualifying sing on use service position is argued in the article.

Key words: service crime, the official, person performing administrative functions in commercial and other organizations, the employee, abuse of functions by public officials, use of functions by public officials, abuse of power, abuse of office.

Определение коррупции отсутствует в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Этим Законом коррупция раскрывается посредством перечня коррупционных деяний: iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис .

Признаки служебного преступления

Например, служебное преступление, связанное с тем, что вам не выдают паспорт гражданина РФ, нарушены интересы службы, какие для вас это последствия: вплоть до того, что вы не можете ездить на каких-то транспортных средствах как самолет или железные дороги, не можете получить страховой полис и еще массу чего не можете, если нет паспорта гражданина РФ, поэтому здесь, когда мы говорим, что интересам службы причиняется вред, но всегда это аукнется в отношении другого объекта уголовно-правовой охраны. Это интересы личности, это интересы собственности, интересы общественной безопасности, интересы экологической безопасности, это масса последствий, которые возникают в результате совершения этих преступлений.

Субъекты служебных преступлений Анализ запросов, которые поступают от практических органов для теоретиков (преподавателей), да и первый вопрос, которые встает при квалификации служебных преступлений, это субъект служебного преступления или не субъект, будет отвечать за преступление или нет.

Понятие и признаки должностного преступления

Учитывая, что такие преступления прежде всего посягают на иную группу общественных отношений (осуществление правосудия, трудовые права граждан, интересы хозяйства), а не только на функционирование государственного аппарата, нормы, их предусматривающие, помещены в иных главах Особенной части и в настоящей главе учебника они не рассматриваются. В УК не содержится законодательного определения понятия должностного преступления. Глава 1. .1 Понятие и признаки должностного лица В соответствии с примечанием должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Понятие и виды служебной преступности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

«в» ч.

2 ст. 127.1, п. «в» ч. 2 ст. 127.2, ч. 2 ст. 137, ч. 3 ст. 139, ст. 140, п.

«б» ч. 2 ст. 141, ст. 142.1, ч.

2 ст. 144, ст. 145, 145.1, п. «г» ч. 3 ст. 146, п. «а» ч. 4 ст. 148, ст. 154, 155, 169, 170, п.

«а» ч. 2 ст. 173.1, п. «б» ч. 3 ст. 174, ст. 176, ч. 2 ст. 183, ч.

4 ст. 184, ч. 1 ст. 185, ст. 185.1, ч. 1 ст. 189, ст. 193, п. «а» ч. 3 ст. 194, ст. 195, 196, 197, ч. 1 ст. 199, ст. 199.2, 201, 202, ч. 3 и 4 ст. 204, ч. 2 ст. 205.1, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, ст. 215.1, п. «в» ч. 2 ст. 215.2, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч.

4 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, п. «в» ч. 2 ст. 229, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 233, ч. 2 ст. 237, п.

«а» ч. 2 ст. 241, п. «б» ч. 3 ст. 243.2, п. «а» ч. 2 ст. 243.3, ст.

1 ст. 292.1, ч. 3 ст.

Понятие служебного преступления (статья)

В частности, согласно ч.

250, п. «в» ч. 2 ст. 260, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 282.1, ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 287, 288, 289, 290, 292, ч.

в теории отечественного уголовного права был разработан ряд определений должностного преступления.

Например, должностное преступление определялось как «такое предусмотренное законом действие (бездействие) должностного лица, которое существенно нарушает нормальную деятельность советского государственного аппарата»; посягающее на правильную работу советского государственного аппарата и совершаемое должностным лицом при исполнении возложенных на него обязанностей, если оно влечет за собой причинение существенного вреда государственным, общественным или личным

plbarber.ru

Под субъектом преступления в теории уголовного права понимают физическое вменяемое лицо, совершившее преступление. Инфо Например, в статье 292 УК РФ («Служебный подлог»), ст. 292.1 УК РФ. Проанализируем объективную сторону составов служебных преступлений.

Объективная сторона состава преступления — это элемент состава преступления, который содержит описание внешних признаков преступления, его проявление в объективной действительности. Признаками объективной стороны являются: деяние, его последствие, причинная связь между ними, а также место, время, обстановка, орудия, средства и способы совершения преступления.

Большинство служебных преступлений совершаются путем действия (превышение полномочий, получение взятки и др.) Преступное поведение может быть и пассивным, например, при злоупотреблении должностными полномочиями, халатности. Во многих составах преступлений указаны законодателем последствия (материальные составы).

Изменение квалификации преступлений и обвинения в уголовном судопроизводстве

№ 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.

2007 № 7), а также решения по конкретным делам, что может быть учтено при переквалификации служебных преступлений в судебном разбирательстве.

Некоторые вопросы конституционности уголовно-правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за служебные преступления, законность их применения рассматривались в решениях Конституционного суда РФ, как, например, при проверке конституционности положений ст.

285, 290, 292 УК РФ, на основании которых был осужден гр. К., работавший в государственном техническом университете в должности доцента. Отказывая в принятии

Должностные преступления как вид преступлений

Непосредственный объект должностного преступления отдельные элементы государственного аппарата, являющиеся организациями, органами, учреждениями.

Он был осужден Алтайским краевым судом за неоднократное получение взятки в составе группы, мошенничество, служебный подлог и злоупотребление служебными полномочиями (ст. 33, 290, 159, 292 и 285 УК РФ).

Уголовный закон защищает не место работы представителя власти, а интересы российского общества. Интересы общества обеспечиваются не только в этих учреждениях. Так, например, капитаны судов дальнего плавания, принадлежащие частным компаниям, в соответствии с УПК РФ могут выполнять функции органа дознания.

Объективная

Яни и Б.В.

Волженкина — неодинаковое понимание словосочетаний «служебные преступления» и «должностные преступления», отсутствие их разграничения и определений каждого из этих словосочетаний — выделены в качестве не какого-либо упрека авторам данных монографий, а свидетельства и иллюстрации наличия еще не решенных такого рода проблем, объективной сложности и в то же время важности и необходимости их разрешения. Также ранее действовавшая формулировка понятия должностного лица не охватывала и управленческих работников муниципальных структур.

В связи с этим УК РФ 1996 г.

Понятия должностного преступления Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Учитывая данное обстоятельство, законодатель прибегает к конструированию конкретизированных по объективным признакам составов должностных преступлений, выходящих за пределы обособленной группы (гл.

30 УК РФ) преступлений, и соотносящимися с ними как общие (ст.

285 УК РФ) и специальные (ст. 169 УК РФ), часть (п. «в» ст.

Общие составы должностных преступлений предусмотрены статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ.

Непосредственный объект преступлений лежит в одной плоскости с видовым, содержание последнего составляет, по признанию большинства

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра уголовного права и процесса

и отношения в сфере экономики (для гл. 23 УК РФ).

Энциклопедический словарь определяет власть как способность, возможность оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, систему государственных органов. Отношения экономики — это общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики России.

Видовыми объектами являются: интересы государственной и муниципальной службы, интересы службы в государственных и муниципальных учреждениях, а также интересы собственности и интересы службы в коммерческих и иных организациях.

Сущностную характеристику интересов государственной и муниципальной службы можно уяснить, проанализировав положения Федеральных законов

«О системе государственной службы Российской Федерации»

и «О муниципальной службе в Российской Федерации», где говорится о принципах, на которых основаны данные виды службы, и обязанностях государственных и муниципальных служащих.

Объект служебного преступления (статья)

Проблема определения содержания общего объекта преступления является одной из наиболее сложных и дискуссионных в теории отечественного уголовного права.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, «трудно назвать какую-либо другую проблему уголовного права, в которой столь многое было бы спорно, как в области учения об объекте преступления.

В литературе не решен даже вопрос о том, что является этим объектом — общественные отношения или что-либо иное». В отечественной науке уголовного права проблеме объекта преступления специально посвящены монографии, их разделы, диссертации, разделы диссертаций по вопросам ответственности за отдельные виды преступлений, главы учебников, научные статьи.

Понятие служебного подлога и его признаки

Служебные преступления понятие и признаки

Служебный подлог – внесение в документ ложных данных или исправлений, которые искажают содержание. Такими документами выступает, например, трудовая книжка или диплом. Мотивом преступления является корысть или личная заинтересованность.

Таким образом, служебный подлог может быть совершен двумя действиями:

  • Путем внесения в официальные бумаги изменения, нарушающие смысл их содержания;
  • Методом составления заведомо ложных официальных документов.

При этом не важно были ли совершены эти действия одновременно или нет. Так, например, заполнение постановлений о возбуждении и прекращении уголовного дела сотрудниками правоохранительных органов. Цель – внесение недостоверных данных или показателей раскрываемости на участке.

Отличие служебного подлога от аналогичных составов

Стоит разграничивать понятия превышения служебных полномочий и подлога. В первом случае должностное лицо выходит за пределы собственных полномочий, а во втором действует в рамках полномочий, но при этом искажает данные в документах.

Также по составу близки к друг другу понятия подлог и фальсификация доказательств. Различие есть только в субъекте.

При фальсификации внесением искажающих сведений занимаются узкоспециализированные лица: дознаватели, следователи, эксперты и др. Также исправленный документ будет использоваться при расследовании дела. В случае подлога использовать документ с недостоверными данными необязательно, будет достаточно его составления.

Для того чтобы назначить наказание за подлог не имеет значение будет ли применяться в дальнейшем такой документ или нет.

Квалификация служебного подлога

Для того чтобы квалифицировать такое преступление необходимо рассмотреть его состав.

Предметом является официальный документ, например, нормативный акт. Такой документ должен содержать все реквизиты, номер, дату и подпись уполномоченного лица.

В том случае, если документ был составлен гражданином, то его нельзя считать официальным документом. Но если она попадает в ведение официальной структуры, то может данный документ приобрести статус официального.

Объектом будет являться деятельность государственных органов, которая заключается в выпуске юридически ценных бумаг. Объективной стороной являются противоправные действия виновного.

Субъект – госслужащий, должностное лицо, а также служащий местного органа самоуправления. Субъективная сторона – прямой умысел виновного. Обязательным признаком субъективной стороны является личная заинтересованность или корысть.

Оконченным будет считаться преступление в момент внесения ложных данных исправлений в документ.

Квалифицировать такое преступление можно исходя из цели, с которой было совершено правонарушение.

Выделяют следующие цели:

  • Уничтожение следов преступления;
  • Подготовка к иному более серьезному деянию.

Перечисленные признаки выступают не только способом квалификации, а также отягчающим обстоятельством для лица, совершившего противоправное деяние.

В том случае, если было раскрыто преступление, находившееся на стадии подготовки, то виновные будут наказаны в соответствии со статьей 30 УК РФ.

Стоит отметить, что в настоящее время все чаще встречаются подобные случаи подлога. Также широк перечень субъектов, которые совершают данное преступление:

  • Сотрудники лечебных учреждений;
  • Государственные служащие;
  • Сотрудники органов ЗАГС;
  • Сотрудники финансовых отделов, в частности бухгалтера.

И такой перечень можно продолжать далее.

Проблемы квалификации служебного подлога

Стоит отметить, что данный вид преступления будет иметь место в том случае, когда внесение недостоверных данных в документ связано с должностными или служебными полномочиями.

Если изменения были внесены без использования таких возможностей, то состав преступления будет отсутствовать. Такие действия могут быть квалифицированы как превышение полномочий или как подделка документов.

Подделка- официальный документ, который был создан на основе обычного.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Зачастую на практике возникают трудности квалификации служебного подлога. Особенно, когда подлог входит в состав других преступлений, например, в хищение или мошенничество.

Кроме того, при существенном нарушении прав или законных интересов граждан противоправное деяние может квалифицироваться по статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). В таком случае служебный подлог не будет определяться как цель, а выступает разновидностью и способом совершения преступления.

Также важным моментом является то, что за служебный подлог применяется как отдельное наказание, а может быть определена ответственность по совокупности статей.

Зачатую такая ситуация касается сотрудников медицинских учреждений, когда врачи оправдывают свои действия, подделывают документы, а по факту помощь потерпевшему не была оказана. Поэтому будет грозить врачу уголовная ответственность по совокупности статей, а именно служебный подлог и халатность.

Виды служебного подлога

Выделяют два основных вида такого преступления:

  • Материальный подлог – внесение недостоверных данных или сведений в уже имеющийся документ. Исправления могут быть различного характера, например, внесение неверной даты.
  • Интеллектуальный подлог – создание недостоверной бумаги с ложными данными с нуля.

Как обнаружить служебный подлог

Если подлог был совершен методом внесения в документ каких-либо поправок, то установить наличие исправлений сможет криминалистическая экспертиза. Специалист без затруднения сможет обнаружить поддельные печати, реквизиты, штампы.

Кроме того, будет проведена почерковедческая экспертиза для того чтобы определить достоверность подписи на документе.

Ответственность за служебный подлог

Ответственность за подлог установлена статьей 292 УК РФ. Виновному грозит:

  • Наказание в форме штрафа;
  • Наказание в виде обязательных, исправительных или принудительных работ;
  • Арест;
  • Лишение свободы.

Также возможен запрет госслужащему занимать определенные должности.

В том случае, если в результате подлога были нарушены права или интересы граждан, или государства, то преступник понесет более суровое наказание.

Срок давности за служебный подлог

Срок давности напрямую зависит от отягчающих обстоятельств. Если преступление было совершено без отягчающих последствий, то такое деяние квалифицируется как причинение небольшой тяжести и таким образом срок давности будет составлять два года.

Если же имели место последствия в результате противоправного деяния, то срок давности будет равен 6 годам, потому что было нарушение прав и интересов лиц или государства.

Статья 292 УК РФ

Согласно данной статье, если госслужащий внес поправки в документ или составил новый документ с искаженными сведениями ему будет грозить:

  • Наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей, а также конфискация дохода за 6 месяцев;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные или принудительные работы до 24 месяцев;
  • Арест на 6 месяцев;
  • Лишение свободы сроком до 2 лет.

При наличии отягчающих последствий наказание увеличится:

  • Штраф возрастет от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере заработка за последние три года;
  • Принудительные работы или лишение свободы до 4 лет.

Дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности или право заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

В заключении стоит отметить, что такое правонарушение как служебный подлог имеет глубокие деструктивные корни, которые могут отрицательно сказываться на государственных устоях. В России документоведению и отчетности отводится особое значение, следовательно, это создает дополнительную ответственность для должностных лиц к документальному сопровождению всех происходящих процессов.

Виды должностных преступлений

Служебные преступления понятие и признаки

Нарушение законодательных нормативов сотрудниками государственного аппарата и органов муниципального управления объединены в единое понятие должностных преступлений. Законом установлены признаки, условия и порядок взыскания при совершении должностными лицами противоправных поступков.

Согласно последним поправкам к закону, должностными лицами не являются сотрудники негосударственных и коммерческих структур.

Определение должностного лица

Согласно ст.285 УК РФ, существует перечень лиц, являющихся субъектами должностных преступлений.

Сотрудники государственного аппарата, административных и управленческих структур, наделенные распорядительными и управленческими полномочиями могут привлекаться к ответственности при наличии состава должностного преступления.

Например, ответственности подвергаются сотрудники ГИБДД, полиции, воинских подразделений, муниципальных и федеральных исполнительных и надзорных органов.

К данной категории лиц относится руководящий состав государственных структур, который управляет подчиненным коллективом и при этом дает указания независимым гражданам.

Должностным проступком является нарушение финансовой дисциплины руководителей, приводящей к уголовному преследованию. Внутренние проступки, совершаемые в организациях, являются дисциплинарными, могут преследоваться по административному кодексу.

Должностному лицу сопутствуют два обязательных признака. Гражданин осуществляет трудовые обязанности в качестве представителя государства в соответствии со строго установленными правовыми нормами.

Совершая официальные поступки от уполномочившего его органа, лицо воздействует на правовые взаимоотношения юридических и физических лиц.

Государственный исполнитель действует в соответствии с выделенными ему полномочиями: на временной, постоянной основе или по одноразовому назначению.

Признаки должностного преступления

Согласно ст.30 УК РФ, юридически обозначены необходимые для квалификации признаки должностных противоправных деяний:

  • субъектом является государственный или муниципальный служащий;
  • проступок возможен с использованием служебного положения;
  • производится нарушение деятельности органов в результате проступка служащего;
  • совершенные действия не связаны со служебной необходимостью.

Причиняя существенный вред государственным интересам и нарушая законные права граждан, должностное лицо может быть обвинено в следующих видах должностных преступлений:

  • совершаемые лицами, наделенными должностными полномочиями;
  • государственными служащими;
  • муниципальными сотрудниками;
  • общими субъектами наказания.

Существует три вида противоправных поступков государственных служащих. В первую очередь ответственность накладывается за проступки, совершенные с использованием должностных полномочий в любой сфере деятельности самой структуры. Подобные общие преступления классифицируются по соответствующим статьям УК РФ, не зависимо от статуса организации.

Вторым видом являются специальные преступления, которые могут быть совершены исключительно внутри подразделений государственных служб с использованием предоставленных полномочий. Третий вид должностных противоправных деяний обозначен как альтернативный, присущий любому гражданину, но совершенный лицом при исполнении служебных обязанностей.

Правоохранительные действия

Наиболее частыми уголовно наказуемыми проступками сотрудников являются дела о взятках. Доказать и привлечь к ответственности виновного бывает достаточно сложно, особенно в случае преступного сговора.

Чаще всего возбуждение дела происходит по заявлению лица, у которого вымогают взятку или ставят в условия, когда он вынужден идти на преступление.

Определить виновность можно по официальному заявлению потерпевшего, которое является основанием для возбуждения дела.

Заявитель освобождается от ответственности и при согласии участвует в операции при передаче денег подозреваемому. При этом применяются современные средства фиксации и наблюдения, поскольку доказательства передачи денег должны быть официально отображены. Дела о противоправных деяниях государственных служащих требуют выполнения основных условий оперативной работы.

Важное значение имеют место и время совершения преступления, которое должно происходить в служебное время. Определяется осведомленность других сотрудников, возможность группового сговора и содействия преступным планам.

На квалификацию влияют мотивы проступка, непредумышленное нарушение повлечет более мягкое наказание. Осознанность и корыстность поступка, особенного в крупных размерах, приводит к значительному уголовному наказанию, связанному с лишением свободы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.