Срок службы газового баллона пропан бутан

Срок годности газового баллона и газа в нем — Потребительские Права

Срок службы газового баллона пропан бутан

Газовые баллоны – емкости под давлением, в которых находится газ.

Представляют определенную угрозу для человека, поэтому законодательство предъявляет довольно жесткие требования к обслуживанию и содержанию.

Необходимо соблюдать ряд обязательных требований, чтобы не происходили трагические ситуации.

Сроки годности баллона и газа

Законодатель определил производителя ответственным за назначение срока годности емкости. Единственное условие – он не должен превышать 20 лет.

Если на аттестацию попадает изделие, превышающее этот порог, оно подлежит изъятию.

Например, автомобильный бак с газом метаном годен 15 лет. Бытовой пропановый баллон для горелки или газовой плиты прослужит 20 лет.

Металлокомпозитные и алюминиевые емкости, произведенные до 2014 г., годны на протяжении 10 лет. Алюминиевые после ноября 2014 года – 20 лет. Челябинский трубопрокатный завод изготавливает изделия по ГОСТу, их можно эксплуатировать 20 лет.

Таким образом, будет производиться постепенная замена.

Содержимое (газ) также имеет период, когда его характеристики соответствуют нормативным требованиям.
ВидыМатериалОбъем, лНаполнениеСрок годности газа, лет
металл композит 5 12 27 50
Промыш-ные + + + + + + Кислород 1,5
Водород 3
Гелий 2
Аргон 1,5
Водород 1
Бытовые + + + + + + Пропан Не ограничен
Автомобильные + + + + Пропан Не ограничен
+ + Метан 15-25
Туристические + + + Пропан Не ограничен
+ Бутан 10
Медицинские + + + + + + Кислород 1,5

Какие факторы влияют на срок хранения

Производитель устанавливает период эксплуатации газового баллона. Если эта характеристика отсутствует, он приравнивается к 20 годам. Существуют факторы, которые при выраженном влиянии могут его изменить:

  • из чего изготовлена емкость;
  • когда была произведена;
  • как эксплуатируется.

При правильной эксплуатации они служат нормативный период без проблем. Также важно своевременно проводить поверки. При несоблюдении условий хранения и использования они придут в негодность раньше.

Маркировка

Это описание всех характеристик баллона и его содержимого. Главное – правильно прочитать условные обозначения: по маркировке можно дать полное описание любой емкости с газом. На разных типах сведения имеют индивидуальную локацию.

СОВЕТ! Срок годности легко рассчитать, зная установленный период для данного типа тары и газа и дату производства.

Метановые

Они окрашены красной краской, надпись белая. Отличие от пропанового – отсутствие сварного шва. Маркировка на вентиле содержит данные:

  • рабочее давление (МПа);
  • испытательное давление (МПа);
  • объем (л);
  • заводской номер;
  • дата. Эта характеристика особенно важна, так как первые четыре цифры говорят о месяце и годе изготовления, а последние две – о следующей аттестации;
  • масса пустого и полного (кг);
  • данные об аттестации: клеймо компетентной организации, последний год, когда она действительна.

Пропановые

Используется красная краска с белыми надписями.

На них информация нанесена на вентиль, а точнее, его металлический кружок. Там указано:

  • рабочее давление (МПа);
  • испытательное давление (МПа);
  • объем (литр);
  • заводской номер;
  • дата. Эта характеристика особенно важна, так как первые четыре цифры говорят о месяце и годе изготовления, а последние две – о следующей аттестации;
  • масса пустого и полного (кг);
  • данные об аттестации: клеймо компетентной организации, последний год, когда она действительна.

Судить о пригодности сосуда можно только после тщательного изучения всей информации. Если какие-то данные не ясны, надпись механически повреждена, емкость необходимо изъять и направить в ремонт.

Кислородные

Окрашены в синий цвет, надпись черная.

Они имеют свои особенные обозначения:

  • информация о производителе и номер тары;
  • дата производства и будущей проверки;
  • давление: рабочее и гидравлическое;
  • объем газа, вес емкости без вентиля и колпака.

Для долговечности сведения наносят не краской, а выбивают и покрывают специальным лаком: он защитит от коррозии.

Аттестационная поверка и переосвидетельствование

Сосуды должны соответствовать определенным требованиям, чтобы не угрожать жизни и здоровью людей. Для этого нужно своевременно обеспечивать емкости поверкой, или освидетельствованием.

ВАЖНО! Право на такую специфическую деятельность имеют организации, владеющие лицензией и разрешением Ростехнадзора.

Сроки проверок работоспособности баллонов зависит от материала, содержимого, условий эксплуатации. Может составлять 2, 5 или 10 лет.

Процедура подразумевает несколько этапов:

  1. Прием тары для исследования. Специалист проверяет комплектность, дату последнего освидетельствования, производит внешний осмотр.
  2. С помощью специальных приспособлений осматривают внутреннюю часть, снимают арматуру.
  3. Испытание на устойчивость к давлению. Это самый важный этап, который выявит дефекты, потенциальные риски.
  4. Если все в порядке, изделие сушат, устанавливают на место арматуру.
  5. Завершение — пескоструйная обработка и окрашивание краской особой консистенции, она защищает от коррозии.
  6. Нанесение маркировки.
  7. Составление акта.

Паспорт

Это основной документ, содержащий важные сведения о производстве и обслуживании баллона. Можно узнать информацию:

  • данные об аттестации: дата проведения и последний год действия;
  • клеймо производителя;
  • порядковый номер;
  • дата выпуска;
  • рабочее давление;
  • проверочное давление;
  • объем;
  • вес.

До 19 декабря 2014 года паспорт наносился прямо на горловину емкости. Документом выступал сертификат качества на партию товара, где реестр содержал номер конкретного изделия.

После указанной даты законодатель обязал изготовителей обеспечивать паспортом все сосуды. Теперь перечисленные сведения прикладываются к каждой емкости в обязательном порядке.

Виды ремонта

Понять, что баллону требуется ремонт, можно по следующим признакам:

  • неисправен вентиль, трещины на манометре;
  • поврежден, смещен башмак;
  • изношена или неисправна резьба горловины;
  • нарушена герметичность;
  • несоответствие окраски.

Такие емкости нужно срочно доставить в специализированную организацию для устранения неисправностей.

Если при проведении ремонта обнаружатся грубые нарушения, он отправится на утилизацию:

  • существенные наружные повреждения: вмятины, коррозия, трещины;
  • отсутствие или нечеткость паспорта, маркировки;
  • трещины на сварном шве в треть длины.

Остальные проблемы решит опытный мастер. Самостоятельные попытки чинить сосуды запрещены.

Когда больше непригодны

После истечения нормативного срока эксплуатации емкости утилизируют. Принимать их к заправке запрещено, несмотря на внешнюю целостность. Такие жесткие меры направлены на защиту пользователя: материал, который отслужил положенное время, начнет разрушаться в любой момент, сверхлимитная эксплуатация опасна.

Кроме того, с указанными выше грубыми неисправностями также нельзя продолжать использование сосуда.

Расшифровка надписей на баллонах

В частных домостроениях, где не всегда есть возможность протянуть магистральный газопровод, часто используются газовые баллоны, заправленные на АГЗС. Их эксплуатация происходит при строгом выполнении всех правил и требований безопасности.

Это касается материала, из которого произведен газовый резервуар, условий его хранения (как в помещении, так и на улице), правил монтажа и подключения в плите или отопительному котлу. Не менее важно соблюдать все рекомендации по заправке этой тары, придерживаться установленных периодов эксплуатации (эти данные занесены в технический паспорт).

Также производители наносят информацию о сроке службы газового баллона на корпус (ниже горловины). Некоторые старые модели оказываются покрытыми краской, и чтобы узнать о дате их производства придется стереть этот слой. Обычно такие надписи имеют стандартный формат: ММ.ГГ.АА. N (месяц, год изготовления, время проверки и клеймо завода-изготовителя).

Эти данные важны, чтобы своевременно проходить аттестационные проверки, которые позволяют оценить состояние оборудования и разрешить его дальнейшую эксплуатацию или предложить утилизацию.

В ходе такой проверки газового баллона проводится его осмотр с внешней стороны. Также проходят пневматическое и гидравлическое тестирование.

В окончании проверки организация, которая ее проводила, оставляет на корпусе свежую надпись, указывая месяц, год аттестации и год следующей процедуры.

На эксплуатационном временном промежутке газовых емкостей напрямую влияют такие факторы,как:

  • материал;
  • дата изготовления;
  • условия эксплуатации.

В случае, когда производители не указали срок годности, он автоматически приравнивается к 20 годам, установленным нормативными документами Российской Федерации.

Материал тары и ее эксплуатационный период

Металлокомпозитная и алюминиевая тара, изготовленная до 2014 года, используется на протяжении 10 лет. Алюминиевая, с датой выпуска после ноября 2014 года – уже 20 лет. Все ГОСТированные изделия, выпущенные Челябинским трубопрокатным заводом, также имеют срок эксплуатации 20 лет.

На том, как долго служит газовый баллон, отражается и правильность эксплуатации, соблюдение норма заправки. Эта операция должна происходить на специальных заправочных пунктах — АГЗС. Иногда это делают на специально оборудованных автомобильных заправках. Станции должны иметь лицензию на этот вид деятельности и специальное оборудование.

Перед процессом специалисты тестируют устройство — они знают, как проверить повреждение газового баллона даже при визуальном осмотре изнутри и снаружи. Если не будут обнаружены следы деформации, емкость заправляют. Если у владельца нет времени ожидать результат этой процедуры, ему предлагается замена газового баллона на уже заправленный.

Временные промежутки сохранности газа

Разные газы хранятся в резервуарах разное количество времени. Так, пропан-бутан может сохранять свои свойства неограниченное количество времени. Для этого важно поддерживать минимальный уровень рабочего давления и использовать содержимое до момента, пока оно не закончится.

А вот хранить кислород производители этой специфической тары предлагают не более 18 месяцев с момента закачки. Ацетилен — самый опасный и взрывоопасный газ может содержаться долго. Но при одном условии — перед проведением сварочных работ следует в обязательном порядке проверять вес и пористость на соответствие нормативам.

Обычно чистый аргон можно хранить те же 18 месяцев. Водород в специальной таре хранится до 3 лет. Азот — полтора года.

Сроки переосвидетельствования газовых баллонов

Газовые баллоны постоянно находятся в обороте и часто подвергаются такелажу — их грузят на автотранспорт, везут к месту заправки и снова транспортируют к пункту использования.

Эти сосуды содержат газовые смеси, являющиеся пожаро- или взрывоопасными. Каков срок годности газовых баллонов, есть ли способы установить это?

О сроке годности защитной каски для рабочего узнайте из нашей статьи.

Есть ли он?

Как узнать срок годности газового баллона?

Газовые баллоны, внутри которых создается избыточное давление, должны подвергаться проверкам на пригодность.

Срок годности устанавливается заводом-изготовителем, и важно знать, что сверх этого срока использование газовых емкостей недопустимо.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116 утверждены Правила безопасности опасных производственных объектов, где применяется оборудование, работающее под давлением. Пункт 485 этих Правил… как раз и запрещает сверхнормативную службу этих емкостей.

Действительно, срок годности баллонов составляет 40 лет, но не всех. Каждый из видов таких емкостей изготавливается в строгом следовании требованиям ГОСТов.

О чем говорят госты?

ГОСТрегламентирует изготовление такого оборудования: «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа».

В этом нормативном документе установлен срок эксплуатации емкостей — 40 л., но с условием соблюдения правил эксплуатации и обязательного технического освидетельствования один раз в 5 лет.

К примеру, баллоны алюминиевые БД производятся не по ГОСТ, а по ТУ, но есть сертификат разрешение на использование.

Виды газовых баллонов для ГБО

Срок службы газового баллона пропан бутан

От того, какой газовый баллон для авто будет использовать при монтаже ГБО, зависит многое. В первую очередь, останется ли в машине свободное пространство для хранения, удобно ли будет использовать и обслуживать оборудование в дальнейшем. Поэтому отнестись к выбору стоит с особой внимательностью.

Основные виды баллонов для ГБО

Часто специалисты рекомендуют установку цилиндрического или тороидального устройства, иногда — плоского. Каждый из них имеет особенности, достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Тороидальный баллон

Если Вы устанавливаете ГБО на легковой автомобиль, то в 90% случаях Вам поставят его. Производятся в соответствии с международным стандартом ГОСТ ISO 11439-2014. По форме баллон напоминает автомобильное колесо. Поэтому его просто установить на место хранения запаски.

Таким образом не занимается свободное пространство багажника, не нужно продумывать систему крепления ёмкости под днищем автомобиля. Снаружи установить тоже можно. Но придется приобрести более прочный образец.

Различают внутренние и наружные тороидальные баллоны, с внутренней и наружной горловиной.

Другим преимуществом является вес. Толщина стенки варьируется от 2.5 до 3.5 мм. Баллон объёмом 23 литра весит 23 кг., объёмом 94л. — 42 кг. Тороидальный тип подходит только для заправки сжиженной пропан-бутановой смеси. Она отличается низкой ценой и позволяет существенно сократить расходы на топливо. Топливо под давлением он просто не выдержит. Слишком тонкие стенки.

Эти баллоны хорошо подходят для легковых автомобилей. Для более внушительных моделей авто подойдут другие типы.
Необходимо отметить, что баллоны для сжиженных газов нельзя заправлять более чем на 80%. Связано это с тем, что при повышении температуры газовая смесь расширяется, следовательно, нужно оставить свободное место на этот случай.

Установленный внутри багажника Kia Sportage тороидальный баллон

Плюсы

  • Небольшой вес.
  • Небольшой размер.
  • При установке тороидальный баллон ставится на место запасного колеса, следовательно, не занимает свободное место в багажнике.
  • При установке под днищем практически незаметен.
  • Широкий выбор. Можно подобрать размер под машину.
  • Срок службы 10 лет.

Минусы

  • Небольшой объем. Возможный литраж тороидального баллона не превышает 95 л.
  • Необходимость поиска нового места для хранения запасного колеса.
  • Нельзя заправлять более чем на 80%. Должно остаться свободное пространство на случай повышения температуры.
  • Затрудненный доступ. Чтобы проверить состояние устройства необходимо разобрать багажник.
  • В силу особенностей конструкции тороидальные баллоны используются только для сжижаемых газов. Не подходят для метана.
  • Необходимо проходить освидетельствование каждые 2 года.

Цилиндрический баллон

Производятся в соответствии с ГОСТ 33986—2016. Этот вид используется как для пропан-бутановой, так и для метановой топливной смеси. Размеры этих баллонов для ГБО почти не ограничены. У производителей можно найти надежные конструкции объемом до 200 литров. Устанавливать можно как внутри авто, так и снаружи. Последний вариант встречается чаще на больших транспортных средствах.

Баллон на 200л

Основным недостатком цилиндрического типа является вес и размер. Баллон объёмом 30л. весит 15 кг., 200л. — 65кг. Для метановых вес может доходить до 175кг. Большой вес обусловлен тем, что метан закачивается в сжатом виде под давлением 200-250 атмосфер. Соответственно предъявляются повышенные требования к прочности. Толщина стенок от 5 до 11 мм. Не должно быть сварных швов.

Тем не менее этот тип остается самым распространенным, надежным и неприхотливым в эксплуатации.

Плоский баллон

По сути, этот вариант состоит из нескольких цилиндрических. Они надежно скрепляются вместе путем сварки, образуя единую прямоугольную конструкцию. Таким образом можно не только увеличить полезный объем устройства, но и сделать его более подходящим для конкретного типа автомобиля. Занимает мало места.

Подобные баллоны найти не просто. Часто их делают на заказ, под конкретную конфигурацию. Но зато они сохраняют в себе все преимущества цилиндрических и тороидальных.

Что касается недостатков, то одним из явных станет слабая распространенность и, как следствие, высокая цена газового баллона. Также ждите трудностей в дальнейшем обслуживании.

Сервисный центр, специализирующийся на конструкциях этого типа можно найти не в каждом городе.

Также бывают сдвоенные, спаренные баллоны. Они достаточно распространены. Обслуживать их проще. По сути, это два скреплённых между собой цилиндрических типа. Они занимают много места и устанавливаются на крупные автомобили.

Как выбрать газовый баллон для ГБО

Параметров, на которых необходимо основываться, выбирая тот или иной вариант, много. Отметим самые главные из них:

  1. Стоимость. Она напрямую зависит от размера и емкости. Чем больше баллон, тем больше денег за него придется выложить. С другой стороны, внушительное устройство реже придется заправлять.

    Для крупных автомобилей и при дальних поездках это крайне важно. Баллоны для ГБО на газель и другие большие транспортные средства должны быть не меньше 80 л. Как правило, чем больше автомобиль, тем больше расход топлива. Ёмкости большего объёма позволят реже заправляться.

  2. Тип топлива. Здесь сложнее.

    Если планируется использование распространенной пропан-бутановой смеси, выбирайте любой вариант. Но для метана давление в баллоне должно быть не меньше 200 атмосфер. До такого состояния его сжимают, чтобы использовать в качестве топлива. Выдержать такую нагрузку сможет только цилиндрический тип.

  3. Производитель.

    Качество газовых емкостей напрямую зависит от того, кто их сделал. Лидерами на рынке считаются компании Lovato, Atiker, Digitronic. Все три можно назвать надежными и безопасными в использовании. Но Атикер несколько ниже по цене.

Наиболее часто сервисные центры предлагают установку цилиндрических емкостей компании Ловато.

Этот вариант действительно можно назвать самым удачным. Хорошее качество сборки, приемлемая цена, простота в обслуживании – установить такое ГБО можно с минимальными тратами денег и на длительный срок.

Как правильно устанавливать газовые емкости?

Сам по себе процесс не сложный, но ответственный. Опытный мастер справиться с задачей за пару часов. Некоторые умельцы предпочитают сделать все сами. Но гораздо важнее не сам монтаж, а безопасность.

ГБО это сложная система, которую необходимо точно настроить и отрегулировать. Вдобавок если баллон установить неправильно, то вполне может произойти утечка, прорыв газовой магистрали или же отвал ёмкости при езде (в случае установки снаружи).

Дальнейшие последствия могут быть очень печальными.

Вторая проблема — это обязательная регистрация ГБО в ГИБДД. Вам в любом случае придётся проходить освидетельствование системы и ни одна нормальная компания не будет брать на себя ответственность за непонятно, как и кем установленное оборудование. Без регистрации эксплуатация транспортного средства запрещена. Водитель даже не сможет пройти ежегодный техосмотр для ОСАГО.

Компания Power-Gas предлагает установку ГБО с регистрацией в ГИБДД.

Наши специалисты помогут подобрать подходящий размер тороидального или цилиндрического баллона, будь то легковой автомобиль, предназначенный для частного использования или коммерческий транспорт.

И Вам не придётся переплачивать за ненужный объём или второй баллон. Обратитесь к нам уже сегодня и получите квалифицированную консультацию по монтажу ГБО.

Как быть с запаской после установки газового оборудования?

На самом деле этот вопрос не является таким уж важным. Если это единственное, что останавливает Вас от приобретения ГБО, сомнения можно откинуть. Запасное колесо в большинстве случаев можно оставить там же, в багажнике. Просто поместить его на хранение придется вертикально, а не горизонтально.

Как правильно эксплуатировать газовые емкости?

В использовании ГБО и емкостей тороидального и цилиндрического типа нет ничего сложного. При прохождении своевременных проверок и техобслуживания оно прослужит много лет, не причиняя неудобств и не нарушая безопасности. Само ГБО при этом необходимо проверять ежегодно.

Как часто нужно проверять газовые баллоны?

Тороидальные – каждые 2 года.

Цилиндрические проверяют в зависимости от материала, из которого изготовлен баллон.

Этот срок составляет:

  • 2 года – углепластик.
  • 3 года – металлокомпозитные материалы и углеродистая сталь.
  • 5 лет – легированная сталь.

Баллоны для пропан-бутана в любом случае проверяют каждые 2 года.

Срок службы

Для тороидальных он составляет 10 лет, для цилиндрических – 15-25 лет. После истечения этого срока баллон необходимо заменить на новый.

Рекомендации

Раз в месяц проверяйте, хорошо ли закреплён баллон. Это особенно важно при наружном креплении.

Нельзя оставлять автомобиль в замкнутом помещении с полностью заправленным газовой смесью баллоном.

Не заправляйте его больше, чем на 80%.

Необходимо оберегать баллоны от перегревания, коррозии и ударных нагрузок. Если ржавчина покрывает более 10% поверхности, то использовать такое устройство опасно.
Максимально разрешённая температура ни в коем случае не должны превышать 82 градусов, допускается кратковременное локальное повышение до 65.

Обратитесь в компанию Power-Gas для установки ГБО 4 поколения и последующего обслуживания конструкции. Вы сможете быть уверены в надежной работе газового оборудования и безопасности автомобиля.

Испытания газовых баллонов: сроки и периодичность проведения освидетельствования

Срок службы газового баллона пропан бутан

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вам известно, как проводится испытание газовых баллонов? Какие есть критерии для этих операций? Какие сроки и цены здесь фигурируют?

В данной статье рассматриваются правила и методы, по которым испытываются газовые баллоны. Затрагивается необходимая периодичность данных мероприятий. Отражён вопрос переосвидетельствования.

О сроке годности газовой ёмкости

Газовые ёмкости, в которых давление получается избыточным, должны тестироваться на пригодность.

Период годности обозначен производителем. И применять баллоны выше этого значения запрещено.

Обычно период пригодности – 40 лет. Но не все модификации попадают под этот критерий. Каждая модель производится в жёстком соответствии критериям ГОСТов

Согласно ГОСТам стальные изделия с начала эксплуатации служат 2 года. Но есть и гарантийный период – 20 лет.

Для автомобильных вариантов свобода действий принадлежит производителям. Но согласно п. 4.3.1 максимальный срок – 20 лет.

Алюминиевые модели не затрагиваются ГОСТом. А производители приводят такие сведения:

  1. Если дата производства баллона раньше ноября 2014 г, то срок – 10 лет.
  2. Если дата позже обозначенной даты, то срок – 20 лет.

Ещё один важный пункт – срок хранения газа. Он отличается для разных газов:

  1. Пропан-бутан – срок до завершения содержимого ёмкости.
  2. Кислород – 1,5 года со дня создания продукта.
  3. Ацетилен – срок очень долгий. Но перед сваркой проверяется масса и пористость изделия на соответствие нормам.
  4. Чистый аргон – 1,5 года.
  5. Водород – 3 года.
  6. Азот – 1,5 года.

Если у вас ёмкость на 50 л, период её годности можно узнать на её верхней торцевой части. Там есть три группы чисел: месяц и год производства. Также обозначено время начальной переаттестации. Это внеочередное испытание бытовых газовых баллонов. Оно осуществляется после ремонтных работ. Его изготовитель не может предвидеть.

Между обозначенными датами есть промежуток в 5 лет. Это и есть запланированная периодичность испытания газовых баллонов. Итоги последующих тестирований выбиваются прямо на корпусе баллона.

Сегодня на баллоне год его выпуска наносится заметной краской прямо на корпус. А расчётный период службы с момент производства фиксируется в паспорте к баллону.

Интервал позволенной эксплуатации

Есть промышленные и бытовые модели для содержания газов. По факту между ними нет отличий.

Требования к хранению этих ёмкостей одни и те же. Правда, в промышленных нуждах применяют ёмкости более серьёзных объёмов.

А период эксплуатации и бытовых, и промышленных моделей одинаков. И срок испытания таких газовых баллонов не отличается.

О переосвидетельствовании

Сроки нового освидетельствования бытовых газовых баллонов зависят от их модификаций. Эти параметры утверждает Госгортехнадзор.

Газовые условия отличаются разными характеристиками и по-своему воздействуют на корпус баллона.

Предприятие, которое реализует эту процедуру впервые, обозначает на верхней стороне корпуса буквы «R-АА».

R – это знак данного предприятия. АА — периодичность проведения нового освидетельствования газовых баллонов.

Сроки для разных баллонов таковы:

  1. Ёмкости с пропаном – 5 лет.
  2. Автомобильные версии – 2 года.
  3. Аргоновые – 5 лет.
  4. Ёмкости с кислородом – 5 лет.

Проверка и испытание газовых баллонов, которые были установлены стационарно и имеют большие параметры, осуществляется раз в 10 лет.

Металлокомпозитные модели в подобных мерах не нуждаются. Их жизненный срок жестко фиксирован – 10 лет.

О непригодности баллонов

Дальнейшая эксплуатация ёмкостей, которые отработали свой период, но и подверглись освидетельствованию, запрещена. Так гласит пункт 485 кодекса Правил.

Согласно этому же пункту, даже при условии успешной процедуры, но проведённой позже ноября 2014 г получается такой критерий: для баллонов с законченным периодом службы результаты процедуры аннулируются. Причина кроется в новом своде правил – нельзя тестировать баллоны с истёкшими сроками службы.

О баллонах гбо

Техническое переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов осуществляется в соответствии с данными, указанными в их паспортах. Их обозначает производитель.

Сроки испытания газовых баллонов для авто зависят от их материалов и наполнения. Критерии здесь таковы:

  1. Ёмкости из стали со сжиженным пропан-бутаном тестируют раз в 2 года.
  2. Метановые ёмкости с компримированным природным газом проверяют с учётом их стали. Если она углеродистая, срок – 3 года. Если – легированная – 5 лет.
  3. Баллоны из металлокомпозита проверяются раз в 3 года.
  4. Модели из углепластика тестируются раз в 2 года.

Эксплуатационный период ёмкостей обозначает производитель. Для пропановых версий это 10 лет. Для метановых – 15-25 лет с учётом их материалов.

Периодичность проверки состояния всех газовых баллонов (в том числе и ГБО) отражается в пунктах всё в том же своде правил. Там же затрагивается и критерии по организациям, имеющим право на осуществление данной работы (пункт 486-508). Это компании, имеющие:

  1. Помещение со специальным оборудованием.
  2. Аттестованный штат.
  3. Персональный знак с шифром. Его присваивает Ростехнадзор на 5 лет.
  4. Аппаратуры для тестирования баллонов. Это стенды.
  5. Необходимые лицензии и сертификаты.

Ценовые вопросы

Цена испытания газовых баллонов для автомобилей формируется от их разновидности. Средний ценник – 1300 руб. Финальную цену также обуславливают дополнительные меры:

  1. Монтаж или демонтаж.
  2. Дегазация.
  3. Очистительные работы.
  4. Грунтование и окрашивание.
  5. Незначительный ремонт баллоны

За одну ёмкость сумма может достигать 7000-8000 руб.

Ценник плановой проверки – 500 руб.

На все операции обычно требуется 1-3 суток. Это законные нормативы.

Стадии процесса

Тестирование баллонов происходит в несколько стадий:

  1. Анализ документации. Её сопоставление с маркировкой баллона.
  2. Демонтаж + разборка. Снимается мультиклапан или вентиль.
  3. Полное удаление газа, очищение при необходимости. Внешнее изучение.
  4. Внутреннее изучение баллона. Исключения – версии СУГ до 55 л.
  5. Тестирование веса и вместимости. Ёмкость наполняется водой. Измеряется вес пустого и полного баллона. Сопоставляются полученные значения с исходными паспортными параметрами. Исключения – стальные модели без швов до 12 и более 55 л.
  6. Работы на стенде. Здесь проверяется давление.

Ёмкости направляются в категорию «брак», когда:

  1. Завершён период их пригодности.
  2. Трещины и другие дефекты превышают 10% от плотности стенок.
  3. Есть износ резьбы.
  4. Коррозия захватила свыше 10% всей поверхности баллона.

Для проверки баллонов применяется специальное оборудование. На нём такие ёмкости подвергаются опрессовке. Задействуется пневматическая или гидравлическая методика.

Корпуса должны справляться с давлением, превышающим нормативную нагрузку вдвое.

Для моделей с пропан-бутаном рабочий параметр это 1,6 МПа. Для версий с метаном – 20- 25 МПа.

После тестирований на металлическую планку ёмкости наносится клеймо: дата последующих и проведённых процедур. Эти сведения копируются и в документации баллона.

На сосуды, имеющие объём свыше 100 л, клеймо не наносится. Делаются только записи в паспорте.

О гидравлическом тестировании

Гидравлическое испытание газовых баллонов осуществляется с использованием давления 25 кгс / см2. Продолжительность – 1 минута.

Затем параметры доводят до рабочих. Проводится скурпулёзный осмотр емкости. Все её сварные швы обстукиваются молотком весом 500 грамм. 

Изделия прошли данный тест, если у них нет:

  1. Разрывов.
  2. Значительных деформаций.
  3. Протечек.

Затем устраивается пневматический тест. Применяется давлением 16 кгс/ кв.см. Продолжительность – 2 минуты.

Ёмкость помещается в резервуар с водой. Над ней образуется водяной столб высотой 2-4 см.

Если выявлена протечка и пропускание воздуха, баллон нужно исправить. После чего эти операции повторяются. Максимально допустимое количество исправлений ёмкости – 2.

Гидравлический тест проходит за прочной цельной оградой с минимальной высотой 2 м. Она должна позволять осматривать ёмкость при сокращении в ней давления до нормированных значений.

Для проведения такого тестирования обычно задействуют профессиональный стенд. В работе используется ручной насос ГН-200.

Модели, рассчитанные на сжиженный газ, помещают на стенды, где в процессе задействуется сжатый воздух.

Параметры используемого стенда для обозначенного тестирования имеет параметры 50-55 л.

Его вид – карусельный с двумя позициями. У него есть особый элемент – головка, имеющая телескопическую трубку. Она необходима для данного теста и устранения воды из ёмкости после процедур.

Также данный стенд используют для пневматических операций и изучения плотности контакта вентиля с газовой ёмкостью.

Нередко для этих операций применяют устройство УГИБ5 – 04.

Его состав:

  1. Сварной стол-каркас.
  2. Прижимной пневматический цилиндр. Он находится по центру верхней стороны п.1
  3. Коллектор. Он устроен в п.2. Он подаёт в ёмкость сжатый воздух или воду.
  4. Крепёж для размещения баллона. Он находится под п.2.
  5. Бак с водой. Нахождение — левая нижняя сторона данного устройства.
  6. Пневматический гидроусилитель. Расположен в правой стороне аппарата. Он создаёт необходимое давление для тестирования. В нём последовательно устроены пневмо- и гидроцилиндры.

После всех операций образуются стоки. Они устраняются в канализационную сеть через особый отстойник. Благодаря этой мере газ не проникает в канализацию.

Результаты тестов фиксируются в паспортной документации баллона.

Заключение

Соблюдайте сроки испытания газовых баллонов при эксплуатации. Храните эти ёмкости правильно. Если баллон уже не пригоден, не нужно делать махинации с его тестированием. Это незаконно и серьёзная угроза безопасности.

Нельзя нарушать срок годности газового баллона

Срок службы газового баллона пропан бутан

Газовые баллоны – емкости под давлением, в которых находится газ.

Представляют определенную угрозу для человека, поэтому законодательство предъявляет довольно жесткие требования к обслуживанию и содержанию.

Необходимо соблюдать ряд обязательных требований, чтобы не происходили трагические ситуации.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.