Фз об опеке и попечительстве 2020 послед редакция
О законе об опеке и попечительстве: федеральный закон с последними изменениями
Необходимость в оказании опеки над человеком, может возникнуть в разных ситуациях. Независимо от причины, все подобные прецеденты регулируются законодательством РФ. Основной документы, определяющий данные взаимоотношения в правовом поле — Закон об опеке и попечительстве.
Правовое регулирование
Общие понятия, права и обязанности сторон, а также другие нюансы приведены в 48 ФЗ об опеке. Первая редакция документа была утверждена в 2008 году. В связи с изменениями и развитием системы опекунства, закон регулярно обновляется и дополняется новыми пунктами. В частности, последняя поправка была внесена в 2018 году.
Дополнительная информация! Данные об актуальных изменениях, а также новая действующая версия закона присутствуют на официальном сайте Госдумы.
Участие в установлении и осуществлении и завершении действия опеки регулирует, также и Семейный кодекс. При этом, нормы, содержащиеся в этом или других законах не должны противоречить основному ФЗ № 48.
Информация излагается в 8-ми главах, состоящих и 32 статей. Каждая глава ФЗ об опеке регулирует определенную стороны вопроса:
- Проясняет общие моменты, понятия.
- Определяет задачи и полномочия опекунов и попечителей.
- Указывает правовой статус таких людей и особенности их назначения.
- Рассматривает имущественные вопросы.
- Определяет ответственность уполномоченных лиц.
- О порядке аннуляции опеки.
- О видах и способах государственной поддержки.
- О порядке вступления закона в силу.
Контроль над осуществлением функций, выполняют исполнительные органы. Право определять структуры этих органов имеет высшее должностное лицо определенной территории РФ.
Задачи и принципы государственного регулирования
Федеральный закон (ФЗ) о прокуратуре
Исполнительные органы, занимающиеся вопросами выполнения норм закона об опеке, имеют определенные цели. В чем заключаются эти задачи:
- своевременно выявить людей, которым требуется такая помощь;
- определить их в семью, орган опеки или обеспечить защиту другими способами;
- защищать права и интересы подопечных;
- обеспечить достойные условия для их проживания;
- проконтролировать, как исполняются возложенные полномочия опекунами и соответствующими органами;
- предоставить государственную поддержку всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность.
Для осуществления перечисленных задач, государственные структуры придерживаются таких принципов:
- добровольное принятие на себя обязанности, а также, свободный отказ от нее;
- контролирование деятельности субъектов опеки;
- следование интересами подопечной стороны.
Права и обязанности сторон
Разобраться в том, как распределяются права и обязанности каждой из стороны, можно на примере детской опеки.
Федеральный закон (ФЗ) о судебных приставах
Главными обязанностями органов, согласно закону об опеке и попечительстве являются:
- придерживаться регламента Закона, во время осуществления любых действий;
- при необходимости предоставлять временное или постоянное проживание, а также оказывать помощь медицинского и психологического характера;
- учитывать, что приоритетом является защита прав и благополучия опекаемых детей;
- контролировать условия и уровень жизни обеих сторон;
- оказывать заботу о физическом состоянии детей, проводить своевременные обследования, предоставлять лечение;
- учитывать мнение ребенка, которому уже исполнилось 14 лет;
- при необходимости, защищать интересы в суде, выступая официальным представителем;
- получать и распределять в интересах подопечного полагающиеся ему денежные средства;
- распоряжаться крупным имуществом ребенка (недвижимость и т. д.) соблюдая его интересы.
Важно! Орган опеки имеет право обозначить ряд действия, которые не могут совершаться опекуном по отношению к ребенку. Такая мера предусмотрена для обеспечения интересов ребенка, связанных с его индивидуальными особенностями. В частности, речь может идти о запрете менять место жительства. Вероятно назначение особых условий для обучения или воспитания.
Ответственность и права человека, являющегося опекуном ребенка, такие же, как и у родных родителей. Особенность ситуации в том, что соблюдение и регулирование данных показателей постоянно осуществляется уполномоченными органами. Права и обязанности сторон фиксируются в договоре, подписанном, согласно ст. 16 Закона.
Правовой статус и ответственность опекунов и поручителей
Алименты на ребенка — новый закон 2018
Настоящий закон устанавливает правила для определения лиц, способных выполнять функции опекунов. Такой статус может быть присвоен лицам, старше 18 лет. При этом они должны быть дееспособны. Причиной отказа органов опеки, кроме несоблюдения предыдущих условий могут стать такие:
- наркотическая или алкогольная зависимость претендента;
- ограничение в исполнении родительских прав;
- отстранение от подобных обязанностей в прошлом, на основании вины соискателя;
- физические или иные ограничения, мешающие выполнять функцию опеки, со всеми предусмотренными обязанностями.
Важно! Действует специальное постановление (№ 542), в котором приведен полный список заболеваний, препятствующих выполнению полноценной опеки.
Наиболее распространенный принцип назначения опекуна — наличие родственных связей между ним и опекаемым лицом. В случае отсутствия таковых, может быть назначен другой человек. При этом, важно обоюдное согласие сторон. Отсутствие родственником или других лиц, желающих выполнять функции попечения, такая задача возлагается на соответствующие государственные органы.
Соглашаясь на данную роль, человек одновременно принимает на себя ответственность за подопечного, которая выражается следующим образом:
- забота, содержание, уход;
- обеспечение своевременной медицинской помощи;
- предоставление доступа к образованию;
- защита прав и интересов;
- представлять интересы подопечного во время заключения любых сделок.
Таким образом, попечитель является представителем своего подопечного в любых мероприятиях. Такие функции он выполняет до достижения ребенком совершеннолетия или до признания человека дееспособным.
Беря на себя такую ответственность, человек должен осознавать, что любое действие или отсутствие такового, повлекшее нарушение прав и интересов ребенка, может караться административными или уголовными мерами.
В любом случае, такое соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Для этого необходимо уведомить государственные органы о своем решении прекратить опеку. Перед тем, как снять с себя полномочия, следует пройти предусмотренные законом процедуры.
Имущественные права
Данный вопрос находится под регулированием Гражданского Кодекса. Главное правило, на которое должны ориентироваться опекуны — после обретения дееспособности, ребенок не должен оказаться в худшем материальном положении, чем было до этого.
С этой целью, государство оказывает регулирование имущественных отношений между сторонами.
В частности, представитель не может самовольно продавать, менять, дарить или совершать любые другие сделки по отчуждению недвижимости имущества, принадлежащего ребенку.
Также такие операции не могут производить другие его родственники. Если такая сделка обоснована и приведет к улучшению уровня жизни малыша, то она должна быть согласована с исполнительными органами.Материальные средства, имеющиеся у ребенка или выплачиваемые ему (пенсия, пособие, наследство, алименты) могут расходоваться опекуном на содержание, воспитание, обучение и другие нужды подопечного. Принимая на себя такую ответственность, попечитель должен понимать, что его действия контролируются органами опеки. Любое не целевое расходование денег непременно приведет к ответственности.
Надзор за деятельностью представителей
Выполнение всех предписаний, обязанностей и функций, связанных с опекой, контролируются специальными государственными органами. Независимо от того, является ли представитель физическим лицом или это организация, регулирование их деятельности осуществляется:
- ФС по надзору в сфере образования и науки;
- Органы местного самоуправления.
Важно: при выполнении этой миссии, эти организации основываются на таких нормативных документах: Конституция РФ, ГПК, Семейный Кодекс.
Функции органов контроля, выполняются по определенному алгоритму, в сроки, указанные законом. К примеру, представители надзора должны регулярно проверять условия жизни подопечного, соблюдаются ли его интересы, состояние его имущества. Также контролируется расход средств, предоставляемых ребенку государством или из других источников.
Также контролирующие органы должны вовремя реагировать на информацию, касающуюся угрозе жизни или здоровья подопечного, ущемлению его прав и интересов. Такая информация может поступать от других родственников, соседей, школьных учителей и т.д.
Важно! Обратиться в орган контроля может и сам подопечный. Таким образом он может обжаловать действия или их отсутствие своих опекунов.
Профилактической мерой, способствующей своевременному реагированию на проблемные ситуации, является отчет опекуна.
Этот документ составляется лично, передается в проверяющую организацию по месту жительства и прикрепляется к индивидуальному делу ребенка.
В документе должна содержаться информация о состоянии месте хранения имущества, сведения о расходовании средств. К отчету прикрепляются доказательства, в виде чеков, квитанций и других платежных документов.
Прекращение опеки
Согласно законодательству, основанием для такого события могут быть такие причины:
- наступление совершеннолетия (или иного события, свидетельствующего об окончании опеки);
- смерть одной из сторон;
- завершение срока действия акта, согласно которому производится опека;
- отстранение или освобождение человека от функций;
- при переходе обязанностей другому лицу;
- по просьбе одной из сторон;
- по инициативе органа опеки (в связи с противоречиями интересов сторон).
Также опека прекращается, после достижения подопечным возраста 14 лет. При это, опекун автоматически принимает статус попечителя. Отличия между этими двумя понятиями в мере прав и возможностей опекаемой стороны. С наступлением 14 лет, ребенок приобретает больше возможностей, в вопросах реализации своих прав.
Принудительно отстранить от обязательств органы опеки могут по таким причинам:
- ненадлежащее выполнение своих обязательств;
- намеренное нарушение интересов подопечного, а также бездействие, ставшее причиной возникновения проблем;
- факт грубого нарушения прав, в том числе и финансового или имущественного характера.
Последний пункт может стать основанием для применения законных мер в адрес человека. После прекращения факта опеки, независимо от причин, в орган контроля предоставляется отчет. На основании документа, могут быть приняты решения об ответственности опекуна. В случае отсутствия проблем, договор просто прекращает действие.
Настоящий Федеральный Закон является основным регулятором взаимоотношений сторон опеки, а также государства. его задача — защита интересов и прав опекаемого. Правительство периодически пересматривает те или иные пункты закона, вводя дополнительные нормы или видоизменяя имеющиеся.
Радость Империи
Все положения, касающиеся опеки и попечительства регулируется законом № 48 РФ, именно там есть последняя редакция с изменениями и вся необходимая информация.
Из-за жизненных перемен этот закон постоянно претерпевает изменения, и 2019 год не обошел его стороной.
И если вы решили оформить опеку, то перед тем как отправиться в нужные инстанции, необходимо ознакомиться с ФЗ с изменениями на 2019 год.
Изменения в законе об опеке и попечительстве
Владимир Владимирович Путин подписал закон о том, что родители могут заранее назначить ребенку опекунов при их совместной смерти. Напомним, раньше было возможно составить такой документ только при смерти одного из родителей.
Согласно законопроекту Минпросвещения стать опекуном несовершеннолетнего в 2019 году не так просто. В новом году изменения коснулись разных сфер. Рассмотрим их по порядку:
- Не более 4 детей. Этот пункт законопроекта вызвал больше всего возмущения со стороны приемных родителей. Он гласит о том, что в семьях не может быть больше 3 несовершеннолетних, в совокупности как кровных, так и усыновленных. До этого года нормой считалось 8 детей в одной семье, хотя это скорее относилось к рекомендации, так как можно привести в пример много семей, где детей гораздо больше. Таким образом, в детских домах будет оставаться большее число воспитанников, жизнь которых еще с младенчества будет испорчена. Исключения допустимы, например, при неразделении родных братьев и сестер, детей супруга/супруги от бывшего барка могут. В подобных ситуациях могут разрешить в одной семье иметь 5 и более воспитанников. Материальное положение не играет никакой роли.
- Один воспиатнник в год. Если вы бездетная семья и хотите испытать счастье от большой семьи, то придется выжидать время, так как оформить опекунство можно не более чем на 1 человека в год. Но исключения, как и в предыдущем случае допустимы.
- Прохождение психолога. Если до 2019 года можно было добровольно отказаться от психологических тестов и бесед, то сегодня это обязательная мера, если вы хотите оформить опеку. И в большинстве случаев документ, который выдает доктор, будет решающим в принятии решения дать позволение на попечительство и опеку или нет. Помимо этого посетить кабинет психолога должны все члены семьи, которые будет проживать с усыновленным на одной территории. Социально психологическое обследование – обязательная мера для усыновителей.
- Получение разрешения на переезд. Если вы оформили опеку, то приняв решение переехать, должны будете получить разрешение от органов. Раньше достаточно было предупреждения, сегодня же их разрешения нельзя перевезти несовершеннолетнего.
- Отличное здоровье. Если раньше усыновители не могли иметь злокачественные опухоли и туберкулез открытой формы, то в новом законопроекте к этим болезням добавляется ВИЧ и гепатит С. Казалось бы, что есть смысл в этом требовании, но не позволяется воспользоваться опекой даже людям, у которых инфекционные заболевания не передаются в бытовых условиях и хорошо контролируются медицинскими препаратами.
Евгения Соловьева, президент организации усыновителей «День аиста» считает, что все пункты нового законопроекта совершенно необоснованные. Она даже не может прокомментировать их, лишь говорит: «Там что ни предложение — то перл. Даже не могу сейчас всерьёз обсуждать их».
закона
В законе 48 об опеке и попечительстве прописаны 32 статьи и 8 глав, в которых вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. А именно:
- обязанности и права опекунов;
- общие моменты;
- назначение правового статуса лицам, оформившим усыновление;
- государственная поддержка;
- временные рамки, обозначающие вступление закона в силу;
- случаи, при которых аннулируются полномочия;
- ответственность, которая ложится на опекунов;
- защита имущества детей.
Над кем осуществляется опека
Установить опекунство можно в следующих случаях:
- возраст до 15 лет;
- смерть родителей;
- лишение родительских прав отца и матери;
- поспавшие без вести родители;
- родители, которые не проживают с ребенком на одной территории и не принимают участия в его воспитании.
Как оформить опеку в 2019 году
Если вы решились в новом году стать родителями и оформить опеку, необходимо посетить местные органы попечительства с необходимыми документами:
- заявление;
- справка с места работы, с указанием заработной платы за 2018 год;
- выписка из домовой книги;
- справка, полученная в ОВД;
- свидетельство о заключении брака;
- медицинская справка о состоянии здоровья;
- письменное согласие на усыновление всех домочадцев, кому старше 10 лет;
- справка из ПФРФ.
В некоторых случаях могут потребовать и дополнительные документы. После подачи заявления представители опеки вашего города в течение 3 дней должны проверить ваши жилищные условия.
Общая проверка составляет 7 рабочих дней, за этот период работники центра проверяют уровень жизнь, состояние здоровья, доход.
После многочисленных проверок человек получает на руки заключение, где прописан отказ или разрешение на усыновление несовершеннолетнего. В случае отказа должны быть указаны его основания.
Если же вы получаете разрешение, то со всеми документами нужно обратиться в центр опеки своего города. Они повторно изучают ваши документы, процесс принятия решения занимает не больше 10 дней.
Отчетность в 2019 году
Если вы усыновили ребенка, то, наверняка, знаете, что нужно ежегодно предоставлять отчет. К обязательным пунктам относятся:
- Имущественное положение. Нередко случается ситуация, когда оба родителя погибают, но у них остается недвижимость, автомобили и ценные бумаги. В большинстве случаев они передаются их наследнику, за которые до его совершеннолетия несете ответственно вы как опекун.
- Доходы, полученные в результате распоряжения имущества подопечного. Если вам пришлось продать имущество усыновителя, то стоит предоставить документы о покупке новой квартиры, это целесообразно сделать при увеличении жилплощади.
Каждый опекун должен не позднее 1 февраля 2019 года создать отчет согласно правилам и подать его в нужные инстанции о прошлом годе. Но если вы, например, продали квартиру опекуна в январе 2019 года, то эта информация должны быть в отчете на следующий период.
Вся информация прикрепляется в личное дело. Перед тем как сдать отчетность необходимо запросить бланк, в котором можно писать шариковой ручкой или печатать на компьютеры. Даже если вам требуется изменения, они имеют место быть. Все суммы должны прописываться в рублях, даже если доход был получен в иностранной валюте.
Блогер Оксана из Инстаграма под ником @ herring_under_a_fur_coat счиатет, что в связи с этим законом жизнь детей из детских домов становится еще хуже.
Она говорит: «Но я не понимаю, как тест может выявить будут, бить ребёнка или нет? Будут насиловать или нет? Серьезно?».Действительно по письменному тесту сложно определить насколько хорошо приемные родители будет относиться к детям. Да и не всегда кандидаты отвечают честно.
В завершении хочется сказать, что изменения, касающиеся федерального закона в сфере опеки и попечительства неутешительные, так как людям будет сложно оформить усыновление.
Представьте ситуацию: в семье есть 4 кровных ребенка, и они хотят оформить опеку, например, над сыном хорошего знакомого после его смерти.
И согласно новому проекту он не смогут этого сделать, так как количество несовершеннолетних будет превышать 4.
Федеральный закон об опеке и попечительстве
На территории РФ отношения, складывающиеся в процессе установления опекунов или попечителей, регулирует ФЗ об опеке и попечительстве.
Задача документа
Федеральный закон об опеке и попечительстве N48 начал действовать с 2008 года.
Основная задача документа — регулирование правоотношений, возникающих, когда устанавливается, осуществляется или прекращается опека с попечительством.
Актом закреплены следующие принципы:
- Возможность самостоятельного принятия обязанностей, возникающих в связи с принятием статуса опекуна, попечителя на основании личного заявления, а также возможность отказа от принятых обязанностей.
- Организация контроля над этой сферой взаимоотношений.
- Защита лиц, помещенных под опеку.
ВНИМАНИЕ! Нормативный документ закрепляет статус социального уполномоченного органа, процедуру его деятельности и определяет задачи и полномочия.
Также документ устанавливает статус граждан, являющихся опекунами, попечителями, регламентирует процедуру использования имущества, принадлежащего опекаемым. Устанавливает меры наказания, которые могут быть применены к лицам, являющимся субъектами данных правоотношений.
В нормативном акте закреплены задачи, поставленные перед органами опеки и попечительства.
Среди них законодатель выделяет следующие:
- Реализация мер, направленных на защиту интересов лиц, нуждающихся в опеке.
- Реализация мер, направленных на защиту интересов уже опекаемых лиц.
- Осуществление контроля над деятельностью лиц, являющихся опекунами. А также попечителями и организациями, в которые помещаются лица, являющиеся недееспособными или ограниченно дееспособными.
- Контроль за сохранением имущества опекаемых. А также лиц, находящихся в организациях, предоставляющих социальные услуги. Контроль за использованием этого имущества.
ВАЖНО! Закон допускает возложение региональными актами иных полномочий на социальные государственные органы.
Возлагаемые полномочия
Нормативным документом установлен перечень полномочий, используемых социальными органами для реализации поставленных задач.
К ним отнесены:
- Проведение работ по выявлению, ведению учета лиц, которых следует поместить под опеку.
- Обращение в судебные органы с требованиями об ограничении в дееспособности или признании лица ее лишенным. При выявлении оснований, позволяющих восстановить человека в дееспособности, орган должен обращаться в судебную инстанцию с заявлением.
- Реализация процедуры помещения лица под опеку.
- Контроль за деятельностью опекунов, попечителей и социальных организаций, в которые помещены опекаемые.
- Проведение процедуры освобождения опекунов от возложенных на них обязанностей.
- Предоставление разрешений на проведение сделок в интересах опекаемых.
- Осуществление представления интересов лиц, не достигших совершеннолетия, а также недееспособных в случаях, когда действия законных представителей нарушают права и интересы последних.
- Выдача разрешений для осуществления раздельного проживания лиц, не являющихся совершеннолетними, с официальными представителями.
- Организация подбора, подготовки и учета желающих получить соответствующий статус, а также тех, кто выявил намерение принять детей, являющихся сиротами или оставшимися без родительского попечения.
- Организация проверок условий проживания, осуществление мер по сохранению и управлению имуществом подопечных, а также организация проверок исполнения своих прав и обязанностей опекунами.
- Организация помощи лицам, являющимся опекунами или попечителями несовершеннолетних в реализации защиты прав последних.
В их полномочия также входит информирование решивших получить статус опекуна или попечителя граждан, а также выразивших желание принять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения о процедуре получения статуса. О формах устройства детей в семью, осуществление помощи в процессе подготовки документов этими лицами также возлагается на органы соцопеки.
Закон об опекунстве
Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.
Закон позволяет брать под опеку:
- Детей, которые признаны сиротами, оставшимися без родительского попечения.
- Взрослых, являющиеся недееспособными или ограниченными в дееспособности.
К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:
- Дееспособность.
- Достижение совершеннолетия.
Не рассматриваются кандидаты, которые:
- Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
- Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.
Над детьми
Семейное законодательство, а также нормы Федерального законодательства об опеке и попечительстве допускают их установление над детьми.
Опекаемыми могут стать дети, родители которых:
- Являются умершими.
- Ограничены или лишены прав в отношении детей на основании вступившего в юридическую силу решения суда.
- Признаны на основании судебного акта безвестно отсутствующими.
- Получили статус недееспособных на основании судебного акта, вступившего в силу.
- Создают условия, не отвечающие требованиям безопасности проживания или развития ребенка.
- Не могут осуществлять родительские обязанности по причине болезни.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае достижения ребенком возраста 10 лет, при назначении опекуна органы должны учитывать его мнение.
Над пожилым человеком
Зачастую необходимость установления опеки или попечения над пожилым лицом связана с невозможностью последнего понимать значение своих действий и их последствия.
Опеку можно установить над пожилыми лицами, которые:
- имеют психические отклонения;
- не могут самостоятельно ухаживать за собой в связи с расстройством здоровья.
В случае когда пожилой гражданин достиг 80 лет, то опекун имеет право дополнительно получать отчисления из ФСС, соблюдая при этом следующие условия:
- Лицо должно быть в трудоспособном возрасте.
- Лицо не должно быть трудоустроено.
СПРАВКА! Период ухода за престарелым лицом будет впоследствии засчитан в трудовой стаж.
Над недееспособным
Недееспособным может быть признано лицо только на основании судебного решения. После вступления документа в силу, он в срок не более 3 дней поступает в социальный орган. Далее в течение 30 дней этот человек должен быть помещен под опекунство.
Опекуном недееспособного может быть только совершеннолетний и полностью дееспособный. Прежде чем назначить, уполномоченный социальный орган осуществляет проверку жилищных условий, запрашивает сведения о его личности и доходах.
Порядок оформления
Зачастую процедура установления над лицом опеки или попечительства занимает продолжительное количество времени.
Можно выделить несколько этапов:
- Кандидат обращается в социальный государственный орган с заявлением о рассмотрении его кандидатуры. В заявлении необходимо указать персональную информацию о лице, данные о месте жительства, список документов, прилагаемых к заявлению.
- После подачи бумаг орган рассматривает представленные сведения. По окончании изучения информации, руководитель социального органа принимает решение о том, может ли лицо стать опекуном или попечителем, которое оформляется актом. В этом документе указывается срок, в течение которого кандидатом будут осуществляться полномочия.
ВНИМАНИЕ! Допускается передача обязанностей по договору опеки или попечительства.
Если такой документ есть, деятельность опекающего совершается на возмездной основе. В качестве платы перечисляются средства от доходов опекаемого либо средства регионального, местного бюджета.
Перечень документов
ФЗ об опеке и попечительстве установлен следующий перечень документов, являющихся обязательными:
- Заявление, заполненное заинтересованным лицом.
- Характеристика от работодателя, с места проживания.
- Справка от работодателя о занимаемой должности, уровне его дохода.
- Справка о составе семьи кандидата.
- В случае зарегистрированного брака, согласие супруга.
- Медицинский документ об отсутствии заболеваний, не дающих выполнять необходимые действия, форма N542.
- Справка с данными лицевого счета.
Также потребуются документы о недвижимом жилом имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
Отличие опеки от попечительства
Несмотря на то что термины опека и попечительство близкие по смыслу, тождественными они не являются.
Опекуны назначаются недееспособным, а также детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста. Опекун содержит их, помогает реализовывать права, предоставляемые государством, и выступает защитником интересов. Дополнительно обладает возможностью осуществлять крупные сделки от лица опекаемого, однако законность такой сделки обязательно проверяется социальным уполномоченным органом.
Попечители могут назначаться детям, которые уже достигли 14 лет, но не обрели полную дееспособность и лицам, являющимся ограниченно дееспособными. При исполнении переданных ему обязанностей, он следит за тем, чтобы опекаемые лица пользовались правами в полном объеме. Крупные сделки опекаемые заключают только при наличии согласия попечителя, мелкие могут от собственного имени.
Подписывайтесь на нас:ВК .com/live_inrussiaTelegram t.me/topurist.com/govcareДзен zen.yandex.ru/media/uristok.ru/group/54010342211754
Новый закон защитит детей-сирот: с 2020 года недобросовестных усыновителей и опекунов занесут в чёрный список
В следующем году в России может появиться база данных о гражданах, которым будет запрещено опекунство или усыновление детей.
Министерство просвещения РФ подготовило законопроект, предполагающий с 2020 года сбор данных о недобросовестных родителях в соответствующем реестре.
Данный документ не только предполагает создание единого реестра лиц, лишённых родительских прав или ограниченных в них, но и устанавливает порядок и сроки внесения информации, перечень персональных данных граждан, которые не могут быть усыновителями или опекунами (попечителями), а также основания прекращения учёта сведений о гражданах, восстановленных в родительских правах.
Иными словами, люди, лишённые родительских прав в одном регионе, не смогут переехать в другой и снова взять там под опеку или на усыновление малыша. Документ Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в среду, 17 июля.
Как новый закон защитит интересы детей-сирот
Напомним, что сегодня Семейный кодекс устанавливает запрет на приём ребёнка в семью гражданами, которые лишены родительских прав. Между тем выписка из решения суда о лишении или ограничении, а также восстановлении в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в ЗАГС.
А между компетентными органами нет механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями.
Как рассказала Елена Куликова, представитель Минпросвещения России, в случае принятия закона на суд будут возложены обязанности направлять выписки из решения о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения), а также отмене усыновления по вине граждан в органы опеки и попечительства.
Такая инициатива позволит вести учёт вышеперечисленных лиц посредством внесения указанной информации в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В чёрный список усыновителей попадут те, кто лишён родительских прав или ограничен в них; опекуны, отстранённые органами опеки и попечительства за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей.Елена Куликова отметила, что законопроект прежде всего направлен на защиту прав и интересов детей, чтобы исключить случаи передачи ребёнка на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, утратив это право.
Такой закон ждут давно, заметил член Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев. Ведь сегодня 400 тысяч детей находятся в приёмных семьях и ежегодно около 40 тысяч граждан РФ лишаются родительских прав, права быть опекунами и усыновителями. И это цифры немалые.
«Пока нет реестра недобросовестных родителей, возникают ситуации, когда гражданина лишают родительских прав и он спокойно переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка. Такими людьми движет не желание окутать ребёнка любовью и заботой, а меркантильные интересы, желание получить пособие», — подчеркнул депутат.
Максим Кудрявцев разъяснил, что информация о нерадивых опекунах будет попадать в реестр в течение трёх дней — все данные останутся конфиденциальными.
«Специалисты, которые будут обрабатывать личные данные, должны нести персональную ответственность за такую информацию», — говорит Кудрявцев. Технических сложностей при реализации закона не возникнет — программа интегрируется в систему межведомственного электронного взаимодействия, добавил он.
Данное положение – особенно важно. Ведь за последние 50 лет функции по опеке и попечительству в большинстве регионов неоднократно передавались различным органам власти, потому разнится правовое регулирование порядка учёта и хранения документов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Требования к усыновителям и опекунам ужесточаются
На сегодня большинство органов опеки и попечительства не могут подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях. Кроме того, документы на бумажных носителях со временем просто не поддаются идентификации.
Проект закона также предполагает расширить список обязательной к сбору и обработке информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
«Это в том числе данные об имущественных правах детей-сирот, их трудоустройстве, льготах, субсидиях. Сейчас бывает непросто собрать сведения о них для суда, а наличие информационного ресурса позволит снять многие вопросы», — продолжил Кудрявцев.
На основе действующего на сегодня законодательства в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в анкету ребёнка можно вносить информацию об образовании, трудоустройстве ребёнка в свободной форме. Однако эти поля заполняются только при наличии у органа опеки и попечительства такой информации.
Высока вероятность, по словам депутата, что закон может быть принят уже в эту сессию, однако «предвосхищать события не стоит» — документом устанавливается особый порядок вступления в силу с 1 января 2020 года.Ещё одна проблема, с которой зачастую сталкиваются дети-сироты, попав в приёмную семью, — агрессия со стороны домочадцев опекуна, обратила внимание член Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Людмила Виноградова.
«Дело в том, что нормы Семейного кодекса, которые регламентируют передачу детей под опеку и на усыновление, не предъявляют никаких требований к членам семьи опекуна или усыновителя», — рассказала Виноградова.
Решить эту проблему призвана ещё одна инициатива Минпросвещения, разработанная в прошлом году членами Межведомственной рабочей группы при данном ведомстве.
«Среди нововведений — обязательное социально-психологическое обследование не только потенциальных усыновителей и опекунов, а также их супругов.
Кроме того, инициатива предлагает установить, что усыновителями не могут быть лица, которые состоят в браке с гражданами, имеющими судимость», — рассказала заместитель начальника отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента госполитики в сфере защиты детей Министерства просвещения РФ Милана Храбрых.
В данном случае речь идёт о преступлениях против жизни и здоровья граждан и половой неприкосновенности. По словам эксперта, документ может быть внесён на рассмотрение Госдумы в ближайшее время.
48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации
Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.
Суть 48 ФЗ
Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи.
Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами.
Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.
Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:
- В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
- В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
- В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
- В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
- В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
- В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
- В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
- В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.
Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Последние поправки
Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2.
В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности.
Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении.
Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.
Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.
В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.
В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.
В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных.
В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д.
Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.
Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:
- Принудительное взыскание на законных основаниях;
- Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
- Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.
Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.
В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного.
В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства.
Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.
Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:
- Смерти одной из сторон;
- Оформленных в статье 40 ГК РФ;
- Освобождения от обязанностей опекуна;
- Когда в акте о попечительстве окончился срок.
Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.
Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке: