Классы за безаварийную езду

Новые правила присвоения коэффициента КБМ в ОСАГО — наценки за аварийность в 2020 году — ПИЛОТОВ.НЕТ

Классы за безаварийную езду

Страховые компании используют коэффициент бонус-малус (КБМ) для расчета страховых тарифов на полисы ОСАГО в зависимости от наличия или отсутствия у водителя страхового возмещения, осуществленного страховщиками при обязательном страховании автогражданской ответственности владельца транспортного средства. Страховые обязаны использовать данные о предыдущих периодах страхования автовладельца, содержащиеся в системе АИС ОСАГО (автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков РСА), при оформлении договора ОСАГО.

Коэффициент Бонус-малус (в переводе с латинского «хороший-плохой») — это система тарифных коэффициентов, применяемая страховщиками (страховыми компаниями), которая изменяет размер страховой премии, оплачиваемую страхователем (водителем) страховщику в зависимости от его персональной истории страховых случаев. Фактически КБМ — это рейтинговая система, основанная на страховом опыте водителей, которую можно представить в виде скидок на полисы ОСАГО за хорошую безаварийную езду.

С 1 апреля 2019 года новые правила присвоения коэффициента КБМ при оформлении полисов ОСАГО в России изменились и стали более выгодны для водителей.

В этой публикации мы собрали ответы на самые важные и популярные вопросы о стоимости страхования гражданской ответственности автовладельцев, а также об изменениях в правилах присвоения коэффициента «бонус-малус» за аварийность/безаварийность.

Таблица значений КБМ для полиса ОСАГО в 2020 году

По состоянию на 2020 году в России существует 15 классов страхования автогражданской ответственности водителей. При отсутствии информации о предыдущей страховой истории (никогда раньше не оформлял полис ОСАГО) водителю присваивается 3-й класс (КБМ = 1).

Класс на начало срока Коэфф. КБМ Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 страховых выплат1 страховая выплата2 страховые выплаты3 страховые выплаты4 и более выплат
М2,450ММММ
02,31ММММ
11,552ММММ
21,431МММ
3141МММ
40,95521ММ
50,9631ММ
60,85742ММ
70,8842ММ
80,75952ММ
90,710521М
100,6511631М
110,612631М
120,5513631М
130,513731М

Давайте разберем самые часто задаваемые вопросы по оформлению полиса ОСАГО и его стоимости с учетом коэффициента КБМ.

Раньше КБМ устанавливался на момент оформления ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП, а теперь?

С 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год (1 апреля), и в течение года он не пересматривается, даже если водитель покупает новый полис ОСАГО на другой автомобиль.

Например, вам присвоили определенный КБМ, и вы 2 апреля 2019 года купили страховку, после чего вы стали виновником ДТП, ваш автомобиль оказался серьезно поврежден и вы решили не восстанавливать его, а продать на разборку.

А спустя пару месяцев, летом 2019 года, вы купили новую машину и оформляете новый полис ОСАГО.

Теперь если вы обращаетесь в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившаяся авария не пойдет «в зачет» при расчете стоимости полиса ОСАГО, а будет применен тот же коэффициент, что был установлен с 1 апреля 2019 года и использовался при оформлении ОСАГО 2 апреля 2019 года еще до вашего ДТП.

А вот уже в момент присвоения вам нового КБМ 1 апреля 2020 года уже будут использованы данные о ДТП и о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС РСА за год.

Если вы стали виновником ДТП, то чтобы сэкономить на полисе по новым правилам мы советуем перезаключить договор ОСАГО на несколько дней раньше окончания расчетного периода, то есть до 1 апреля следующего года, когда ваш КБМ еще не повысится, за счет учета вашей аварийной езды.

Как узнать свой КБМ онлайн и оспорить его значение, если не согласен?

Любой автомобилист может проверить собственный коэффициент КБМ за безаварийную/аварийную езду на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), а также на сайтах страховых компаний (СК), либо на сайтах страховых агрегаторов, которые часто предлагают сравнение услуг и цен разных СК в тех или иных регионах Российской Федерации.

Чтобы узнать свой КБМ необходимо ввести ФИО, дату рождения + серию и номер водительского удостоверения.

Обратите внимание, что в случае вашего несогласия с величиной КБМ (а при переходе на обновленную систему АИС ОСАГО и единый КБМ возможны сбои), то вы имеете право обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением, либо подать жалобу на официальном сайте Центрального Банка России.

Сведения и изменения в АИС ОСАГО, влияющие на величину КБМ загружаются только страховщиками, при этом РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС ОСАГО. С 1 сентября 2014 года страховые компании обязаны передавать сведения о заключенном договоре ОСАГО в систему АИС ОСАГО не позднее чем в течение одного рабочего дня с даты заключения этого договора.

Какую максимальную скидку на ОСАГО я смогу получить за безаварийную езду?

За каждый год безаварийной езды скидка на полис увеличивается на 5%, при этом максимально возможная экономия при оформлении страховки — 50% (коэффициент 0,5). Такой коэффициент можно получить на 10-й год безаварийной езды.

Обратите внимание, что максимальная надбавка за высокую аварийность, повышающая коэффициент «бонус-малус», а значит и стоимость полиса = 2,45, такой КБМ у вас получится если вы стали виновником ДТП трижды (и больше) за один год.

Могут ли отличаться значения КБМ у разных страховых компаний?

Нет, КБМ водителя не зависит от того, с какой именно страховой компанией он заключает договор, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность, потому что при расчете величины КБМ любой страховщик обращаются за данными страхователя к единому источнику — АИС ОСАГО, в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002.

Таким образом согласно закону «Об ОСАГО» значения коэффициента КБМ для конкретного водителя будут одинаков у всех страховых компаний, работающих на российском страховом рынке.

Сохранится ли мой коэффициент КБМ, если я поменял СК или долго не оформлял страховку?

До 2019 года скидки за безаварийную езду в виде низкого КБМ «сгорали» при перерыве в страховании более года, то есть водителям приходилось заново начинать копить скидки, начиная с КБМ=1. Теперь коэффициент «бонус-малус» не обнуляется даже если вы не оформляете полис ОСАГО больше года.

Не меняется ваш коэффициент и при смене страховой компании.

Если менеджер страховой компании, куда вы переходите от старого страховщика пытается заявить вам, что «не может найти ваш КБМ в базе данных», а значит скидки на полис за безаварийность он вам не даст — сразу же предложите ему проверить ваш коэффициент на официальном сайте РСА, а в случае отказа — жалуйтесь руководству страховой, или вообще поменяйте страховщика, если с самого начала вас пытаются обмануть.

Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса ОСАГО?

Если вы впервые страхуете свою автогражданскую ответственность, то вам назначается КБМ равным единице, то есть вы платите 100% стоимости полиса, равно как заплатят 100% и те автомобилисты, данных по которым по тем или иным причинам не оказалось в базе АИС ОСАГО.

К примеру, водитель потерял свои права, оформил себе новое ВУ, но не уведомил об этом свою страховую компанию, а значит данные о новом водительском удостоверении не поступили в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков, что в свою очередь приведет к тому, что КБМ станет равным 1, будто вы в первый раз покупаете страховку.

Какой будет КБМ у 18-летнего водителя, у которого нет стажа?

Как уже упомянуто выше — для водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а их нет, так как управлять автомобилем можно только с 18 лет), коэффициент «бонус-малус» равен единице. Не забывайте, что на стоимость полиса будет еще влиять и коэффициент КВС, который учитывает возраст и водительский стаж, лица, допущенного к управлению транспортным средством.

У меня полис без ограничения числа водителей — кому повысят КБМ, если машина попадет в ДТП, но за рулем буду не я?

Раньше виновность в ДТП любого водителя из полиса ОСАГО с несколькими водителями или с неограниченным числом допущенных к управлению лиц влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого этот полис оформлен.

С 2019 года все ДТП зачисляются на счет именно того водителя, который оказался виновен в аварии, а не на владельца машины, оформившего страховку.

Таким образом есть даже если кто-то на вашей машине стал виновников аварии, будучи вписанным в ваш полис, то в следующем страховом периоде это ДТП не будет учитываются при расчете вашего КБМ, чужая аварийность на ваш коэффициент не повлияет.

Однако, при расчете цены полиса ОСАГО страховая компания учитывает КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем в 2020 году, при этом будет выбран наибольший из имеющихся коэффициентов КБМ, таким образом стоимость страховки будет установлена для вас по самому аварийному водителю, которого вы желаете застраховать при управлении вашим автомобилем. Помните об этом, когда составляете список тех, кто будет вписан в ваш страховой полис, это поможет вам сэкономить на страховке.

Скидки по ОСАГО: как рассчитывается за безаварийную езду и какой максимальный размер?

Классы за безаварийную езду

Согласно ФЗ РФ «Об ОСАГО», с 2002 года страховой полис должен быть у каждого автовладельца, в противном случае, его ожидает штраф в размере 800 рублей (КоАП РФ, ст. 12.37 ч. 2).

Вполне справедливо и законно уменьшать сумму страховой премии для тех автовладельцев, которые ездят без происшествий, согласно п. 2 ст.9 ФЗ-40. Скидка по ОСАГО доступна для всех автовладельцев-граждан РФ.

Однако скидка по ОСАГО не будет применяться в случае, если транспортное средство имеет иностранную регистрацию (п. 3 приложения 4 к Указанию ЦБ от 19.09.2014 N3384-У).

Как рассчитывается скидка за безаварийность

Расчет скидки за безаварийность производится при помощи коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Данный коэффициент может как понижать сумму страховой премии (бонус), так и увеличивать ее (малус).

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:  

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область

+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

КБМ определяется по истечении страхового периода с учетом наличия или отсутствия аварий, в которых участвовал страхователь.

Другими словами, КБМ — это стимулирование водителя соблюдать ПДД.

https://www.youtube.com/watch?v=tvg6FLlGY7E

КБМ применяется только в том случае, если заключается годовой договор ОСАГО. На краткосрочные договоры, срок действия которых месяц, несколько месяцев или полгода, КБМ не распространяется (п. 3 ст. 8 ФЗ-40).

При оформлении полиса ОСАГО каждый водитель получает свой определенный класс. На сегодняшний день принято выделять 15 классов страхования водителей, на основании которых определяется КБМ для расчета суммы страхового взноса, согласно п. 2 приложения 2 к Указанию ЦБ от 19.09.2014 N3384-У.

Класс М — наихудший вариант для автовладельца, т. к. он предполагает максимальное значение КМБ. Автовладельцу могут присвоить его только в случае неоднократного попадания в ДТП.

Чем выше присвоенный класс (от М до 13), тем дешевле обходится автострахование.

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия или отсутствия страховых случаев
Класс на начало годового срока страхованияКоэффициент0 страховых выплат1 страховая выплата2 страховые выплаты3 страховые выплаты4 и более выплат
М2,450МММM
02,31МММM
11,552МММM
21,431ММM
3141ММM
40,95521МM
50,9631МM
60,85742МM
70,8842МM
80,75952МM
90,710521M
100,6511631M
110,612631M
120,5513631M
130,513731M

Первоначально при получении прав водитель не имеет аварийной или безаварийной истории вождения, поэтому ему присваивается 3-й класс с коэффициентом, равным единице. Данный коэффициент никак не влияет на сумму страховой премии.

Далее коэффициент меняется в зависимости от наличия или отсутствия аварий. Так, если за первый год вождения автовладелец не был виновником ДТП, то ему присваивается 4-й класс, который обеспечивает пятипроцентную скидку на полис ОСАГО. Данная скидка может ежегодно увеличиваться на 5% в случае безупречной езды. Допустим, если водитель имеет пятилетний безаварийный штраф, то ему присваивается 9 класс, а стоимость полиса сокращается на 30% от первоначальной.

Однако КБМ работает и в обратном направлении. В случае если «новичок» за страховой период был участником одного ДТП, стоимость его полиса увеличивается на 55%, двух и более ДТП — на 145% и составляет максимально возможный предел коэффициента. В таком случае, чтобы вернуться на первоначальный уровень, автовладельцу нужно безупречно ездить в течение как минимум трех лет.

Стоимость полиса при попадании в аварию будет увеличена только в том случае, если ДТП произошло по вине страхователя.

Если к управлению ТС допущено несколько водителей, то для расчета КМБ используются худшие показатели.

Так, если полис ОСАГО допускает управление ТС двумя водителями — опытным водителем с безаварийным пятилетним стажем и новичком, который за текущий страховой период был виновником одного ДТП, то КМБ по данному договору будет составлять не 0,7, а 1,55 из-за оплошности неопытного водителя.

При досрочном расторжении договора и отсутствии выплат за страховой период класс автовладельца сохраняется, если с момента заключения досрочно расторгнутого и нового договоров не прошел год (п. 9 и п.10 приложения 2 к Указанию ЦБ от 19.09.2014 N3384-У).

Максимальный размер скидки

Максимально возможная скидка, которую можно получить в качестве поощрения за безаварийную езду, составляет 50%. Следовательно, с помощью КБМ можно вдвое уменьшить первоначальную стоимость страховой премии. Такая скидка присваивается водителям самого высокого класса — тринадцатого. Его можно получить в случае непрерывного безаварийного вождения в течение 10 лет.

Уровень выше получить уже не получится, а вот потерять существующий можно.

Если перерыв в общем стаже водителя составляет более одного года (определяется по приобретаемым страховым полисам), КБМ аннулируется. Автовладельцу в таком случае присваивается третий класс с единичным коэффициентом (согласно п. 10 приложения 2 к Указанию ЦБ от 19.09.2014 N3384-У).

Как узнать свою скидку по ОСАГО

С 2013 года, согласно ст. 25 ФЗ-40, для учёта КБМ по ОСАГО введена АИС РСА. Это автоматизированная система, в которой содержится вся необходимая информация для корректного расчета коэффициента «бонус-малус» и определения скидки: данные о страхователях и их ТС, а также сведения о договорах ОСАГО и страховых случаях.

Согласно п. 6 ст.9 ФЗ-40, уполномоченным органом по контролю за правильностью расчета страховых премий страховщиками по договорам ОСАГО является ЦБ РФ.

Базой данных РСА могут пользоваться все желающие, поэтому вы без проблем можете самостоятельно проверить личный КБМ на официальном сайте РСА без обращения в страховую компанию. Для этого нужно заполнить небольшую анкету, по которой АИС сможет найти вас в базе.

Поля для заполнения:

  • собственник ТС (физическое или юридическое лицо);
  • указать, ограничено ли количество допущенных к управлению ТС водителей;
  • личные данные (ФИО, дата рождения);
  • данные водительского удостоверения;
  • выбор даты, на которую рассчитывается КБМ.

При расчете стоимости полиса ОСАГО страховые компании должны учитывать сведения о КБМ автовладельца из базы данных РСА. (ст. 25 ФЗ-40)

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! 

Класс безаварийности ОСАГО: таблица

Классы за безаварийную езду

Обязательное автострахование (ОСАГО) включает в себя элемент под названием КБМ или иначе коэффициент бонус-малус, оказывающий прямое влияние на размер страховой выплаты.

Потому нелишне знать, каким образом это происходит, причем здесь класс ОСАГО, как он рассчитывается и как связан с КБМ при безаварийной езде.

А также получить ответы на иные вопросы, касающиеся упомянутого коэффициента.

Что такое класс безаварийности

Коэффициент бонус-малус находится в крепкой связке с водительским классом, которому он соответствует. Не следует забывать о том, что если хоть 1 страховая выплата была произведена в самый первый год, то данное обстоятельство будет сказываться на стоимости ОСАГО на протяжении последующих лет.

Что касается КБМ, то таковой будет не понижающим, а напротив, повышающим. При страховании сама по себе «классность» не оказывает влияния на стоимость полиса, но она необходима при расчете бонуса, который в свою очередь изменяет цену автогражданки, которая может возрасти на 145% или снизиться вполовину.

Немаловажной является и такая информация:

  1. Когда договором обязательного страхования (ОС) не предусматривается число водителей для управления конкретным ТС, определение «классности» базируется на сведениях о собственнике авто и класса, присвоенного ему при последнем заключении документа. Если такие сведения отсутствуют, то при составлении нового договора собственник автомобиля может рассчитывать только на минимальный показатель, равный 3.
  2. Когда речь идет о полисе ОСАГО с ограниченным количеством людей, допущенных к управлению определенным транспортным средством, тогда предусматривается присвоение всем индивидуального класса с учетом сведений, касающихся отдельно каждого из них. При отсутствии данных на того или иного водителя, ему будет присвоен 3 класс.
  3. В случае, когда предыдущий договор не предусматривал допущения к управлению ТС ограниченного числа лиц, тогда будут учтены имеющиеся сведения при условии, что водитель авто является его собственником. (Указание ЦБ РФ № 3384-У от 19.09.14 г. п.5 Примечаний к ч. 2)

И в таких ситуациях можно отыскать свои плюсы, т. к. при отсутствии собственного ТС можно обратиться с просьбой к знакомому водителю, вписать вас в ограниченный страховой полис. И тогда ваша «классность» будет повышаться одновременно с аналогичным показателем (при недопущении им ДТП).

Если до 2007 г. классы водителя привязывались к конкретному ТС, то теперь они закрепляются за определенным лицом, и смена авто не изменит установленных ранее значений КБМ.

Для лучшего понимания того, каким образом безаварийность связана с коэффициентом и размером выплаты, разработана специальная таблица, речь о которой пойдет ниже.

Таблица значений коэффициента бонус-малус

Бонус-малус используется при расчете страховых выплат с 2003 г., безаварийная езда позволяет увеличить/уменьшить итоговую сумму таковых. Продление полиса у ранее выбранного водителем страховщика (или у другого) никоим образом не влияет на КБМ.

Данный показатель способствует ежегодному увеличению скидки при расчете выплаты, если соблюдено условие безаварийного вождения в определенный срок. Более того, стоимость полиса при этом уменьшается.

Вышеупомянутая таблица (для расчета коэффициента) выглядит следующим образом:

 Водительский класс Коэффициент бонус-малусКлассность по истечению годового срока страхования в период действия предыдущих договоров ОС (с учетом имеющихся страховых случаев)
Без возмещенийВозмещение 1Возмещений 2Возмещений 3
М2, 450ммм
02,31ммм
11,552ммм
21,431мм
3141мм
40,95521м
50,9631м
60,85742м
70,8842м
80,75952м
90,710521
100,6511631
110,612631
120,5513631
130,513731

Значение «М», независимо от класса водителя, предусмотрено в случаях, когда число возмещений превышает 3.

Класс по ОСАГО и соответствующий ему КБМ позволяют осуществить верный расчет стоимости полиса автогражданки. При первичном приобретении по умолчанию водителю устанавливается 3 класс и равный единице коэффициент. Впоследствии его можно будет проверить по данным, указанным в приведенной таблице, с учетом определенных сведений:

  • недопущение водителем ДТП на протяжении расчетного года является основанием для увеличения на единицу класса и одновременного уменьшения коэффициента;
  • если водителем в течение года допущено одно/несколько ДТП, по которым произведены выплаты, то это влечет за собой уменьшение класса и возрастание стоимости приобретаемого на следующий год полиса.

Благодаря изложенной информации, все желающие разберутся с вопросом, касающимся того, как узнать свой коэффициент.

Как изменяется КБМ

Пришло время выяснить, в каких случаях и по каким причинам изменяется коэффициент. Как уже говорилось выше, бонус-малус рассчитывается в соответствии с приведенной ранее таблицей, согласно которой за каждый год следует рост «классности» на 1 (при условии безаварийности).

Если же в течение предыдущего расчетного периода водителям не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, в котором они являются непосредственными виновниками, тогда изменятся КБМ за год. То есть на установленную величину будет понижен класс и, соответственно, возрастет цена полиса ОСАГО.

Отметим, что, например, в случае аварии, произошедшей по вине водителя, имеющего 4 класс, в следующем году он понизится до 2-го.

Если в течение годового периода лицо не управляло автомобилем по тем или иным поводам, по причине чего не приобретался полис гражданской автоответственности, то при последующей покупке водителю вновь присваивается класс 3.

В 2020 г. КБМ все также является одним из основных показателей при расчете стоимости автогражданки, и если водитель никогда не являлся виновником дорожного происшествия, то значение коэффициента уменьшается.

Если очередной полис приобретается после ДТП, то цена повысится, причем значительно в сравнении с предыдущими годами. Данное обстоятельство объясняется тем, что скидка за безаварийную езду предоставлена не будет, а коэффициент возрастет.

Выплата возмещения будет осуществляться лишь при наличии полиса, стоимость которого уже выше предыдущего, либо при этом не будет учтена накопленная скидка.

До настоящего времени на коэффициент оказывали влияние такие факторы, как:

  • тех. состояние ТС;
  • модель;
  • год выпуска авто.

Сейчас учитывается и стаж водителя. Безусловно, максимально выгодным КБМ будет при безаварийной езде.

Примеры расчета

Ситуация 1. Водитель, условно назовем его Сергеем М., решил проверить свой коэффициент, в этих целях ему достаточно было воспользоваться уже известной таблицей и осуществить ряд последовательных действий:

  1. Для начала Сергей находит присвоенный ему на начало страхования класс, пусть он будет со значением 3.
  2. Затем ему необходимо определиться с числом случаев, признанных страховыми, за определенный (за время действия полиса) период. Если ДТП по его вине за это время не случилось, тогда их значение будет равно 0.
  3. Из данных таблицы видно, что на следующий год его класс повысится до 4.
  4. Теперь без труда определяется, какой КБМ должен быть при езде безаварийной, в данном случае указанному классу соответствует коэффициент, равный 0,95.

Если и в следующем году Сергей не допустит дорожных происшествий, в которых он будет признан виновным, то его КБМ вновь уменьшится на 5%, т.е. скидка составит еще 0,05

Ситуация 2. Также можно рассмотреть в качестве примера такой случай: водитель-новичок Владимир является виновником ДТП, произошедшего у него впервые. При обращении к страховщику ему будет сообщено, что его бонус-малус теперь составит 55% от цены страховки.

Ситуация 3. Михаил впервые попадает в дорожное происшествие по прошествии 4 лет вождения без аварий. Ему придется столкнуться с тем, что накопленная им скидка в размере 15% аннулируется. А что касается приобретаемой им очередной страховки, то скидка на нее теперь составит только 5%.

Ситуация 4. Если речь идет об обоюдной вине водителей в дорожном происшествии, тогда со стороны страховщика подобная ситуация будет рассматриваться в зависимости от определенных факторов. Например, может быть отменена/сокращена имеющаяся у них скидка.

Возможен и такой вариант: когда у водителей (у одного из них) отсутствует длительный стаж езды без допущения ДТП, то данное обстоятельство является основанием для применения повышенного коэффициента.

Приобретение полиса вполовину дешевле его первоначальной стоимости возможно за 10 лет безаварийного стажа, когда КБМ будет равен 0,5, а снижение его цены на четверть является своеобразным вознаграждением за 5 лет безаварийной езды.

Подводя итоги сказанному ранее, отметим, что не только КБМ влияет на итоговую стоимость страховки. При желании ее можно правильно рассчитать, воспользовавшись специальным калькулятором ОСАГО.

До начала 2011 г. значения коэффициента находились в архивах страховщиков, и при смене компании водителю требовалось получить справку в той из них, услугами которой он пользовался ранее.

На сегодняшний день ситуация изменилась, и хранением КБМ в единой базе занимается РСА. На СК при заключении договоров ОСАГО, возложена обязанность использовать данные только из нее.

Если же необходимая информация в базе отсутствует, то в расчете автоматически будет применен коэффициент 1.

Таблица КБМ: значиние от РСА для ОСАГО

Классы за безаварийную езду

Правила использования таблицы КБМ будут полезны как для профессиональных водителей с многолетним стажем, так и автолюбителей, которые совсем недавно сдали экзамены и получили долгожданные права. Закон, как говорится един для всех!

За вождение автотранспорта без страховки (отсутствие или окончился срок) штраф в 2020 году составляет 800 рублей и 500 рублей, если транспортным средством управляет водитель не вписанный в страховой лист. Тарифы на ОСАГО устанавливаются официально Государством и ведется единая база данных по всем застрахованным лицам.

Что такое КБМ?

Для водителей, которые не попали в ДТП и проездили весь предыдущий год без аварий — значение коэффициента Бонус — Малус будет уменьшаться в следующем календарном году, а значит и стоимость страховки по ОСАГО будет ниже прошлогодней. Но, обратное тоже верно — было зафиксировано дорожно-транспортное происшествие с вашим участием и страховая компания выплатила потерпевшей стороне за ремонт, значит платить придется больше.

Для сведения:

С 01 апреля 2019 года изменился расчет КБМ по ОСАГО:

  1. Больше значение КБМ не будет теряться, если прошло больше года с момента последней страховки;
  2. Дата изменения коэффициента у всех одна — это 01 апреля и значение фиксируется и применяется весь год вплоть до следующего 1 апреля;
  3. Прекратилось задвоение коэффициентов, если у вас несколько машин показатель КБМ стал один для всех;
  4. В расчет берется минимальное значение КБМ за предыдущие два года, если в базе обнаружится несколько различных данных.

Таблица значений КБМ ОСАГО от РСА на 2020 год

Для удобства расчета стоимости страховки имеется Таблица с основными параметрами, которые влияют на цену. Это класс на начало каждого периода, значение коэффициента, применяемого при расчете суммы страхования и класс следующего периода начисления. На сегодня установлено 15 классов страхования водителей.

Рассмотрим подробно как проверить или рассчитать КБМ на примере Таблицы.

Инструкция по использованию и обозначения таблицы

Изначально, если вы впервые получаете страховку по ОСАГО:

Весь расчет начинается с 3 класса;

Устанавливается коэффициент равный 1.

Именно от этих двух параметров ведется отсчет последующих страховых скидок.

  • Класс на окончание срока.

Через год, очередной класс увеличивается или уменьшается и это зависит уже от вашей успешной или не очень езды в течение года.

Примеры расчета КБМ по таблице

За безаварийную езду в течение года на следующий год стоимость страховки уменьшается на 5%, и класс переходит в следующий. Так происходит ежегодно до достижения 50% (класс 13) — менее скидки не установлены и это является Бонусом.

Как видно из таблицы, если была зафиксирована авария (1 ДТП или более) с вашим участием и компанией произведена выплата потерпевшему, тогда в силу вступает Малус, то есть повышение ставки КБР и, естественно, увеличение суммы ежегодного страхования. Рассмотрим подробнее два примера.

Без ДТП и аварий

Предположим, что первый год вы проехали без ДТП, приходите в вашу страховую компанию и уже ваш страховой Полис будет стоить дешевле на 5%, т.е. будет применен коэффициент 0,95.

Новый класс уже равен 4. На последующий год без аварий еще пойдет уменьшение на 5% (итого 10%) и соответственно КБМ равен 0,90. Класс 4+1.

И так далее смотрим вниз на столбцы и строки Таблицы;

После ДТП

Надо рассмотреть и этот вариант, чтобы знать почему увеличивается стоимость страховки. Малус (М повышение КБМ) зависит от количества зафиксированных ДТП за год, чем больше происшествий, тем дольше период в годах, когда цена вашего Полиса будет самой высокой и без изменений.

Как видно из Таблицы, если у вас за первый год страхования было 3 дорожно-транспортных происшествия с вашим участием, класс понижается до М. Значение коэффициента увеличивается до 2,45.

И на следующий год вы уже переместитесь в самый верх Таблицы, откуда и пойдут следующие исчисления.

Расчет КБМ при неограниченной страховке

При оформлении страховки на неограниченное количество человек важно знать, что значение КБМ привязан только к водителю — хозяину автомобиля.

В случае аварии увеличение КБМ будет у водителя, который находился за рулем и стал виновником дорожного происшествия.

Причина обнуления КБМ

Две серьезные причин могут обнулить показатель КБМ водителя:

  1. Отсутствие страхового полиса в течение года;
  2. Были зафиксированы ДТП с выплатой (по вышей вине).

Если же обнуление произошло из-за технической ошибки в базе данных АИС или из-за нерасторопности вашего страховщика, тогда эта ситуация поправима — надо восстановить правильный показатель. В этом мы сможем вам помочь, ознакомьтесь с информацией ниже.

Восстановление КБМ

Для проверки текущего значение коэффициента водители могут воспользоваться базой Автоматизированной информационной системы (АИС) на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) или формой на нашем сайте.

База находится в свободном доступе и предназначена только для граждан России и резидентов РФ. Если вы не согласны с представленными в базе данными, подавайте заявление страховщику на восстановление КБМ. Не помогло, тогда подавайте жалобу на РСА.

Только вначале внимательно проверьте — все ли параметры указали корректно, ничего не исказили в запросе. Наш автоюрист всегда готов вам помочь.

Как видите, из вышеизложенного, в настоящее время наведен порядок начисления и учета значений КБМ. Оперативно можно убедиться в правильном отражении значения или внести изменение. Главное, не нарушайте ПДД и не забывайте своевременно оформлять страховку и тем самым — сэкономите ваши средства на штрафах и ежегодном уменьшении суммы страхования автомобиля.

Какой КБМ должен быть при безаварийной езде (скидка) в 2020 году — класс, узнать, за 10 лет, 5, восемь

Классы за безаварийную езду

Показатель КБМ крайне важен для водителей, которые хотят сэкономить при страховке, поскольку именно он позволяет снизить размер платы за страховой полис.

Он предоставляется за безаварийный период езды, но кроме того, дается, когда по факту аварии не было требования выплатить сумму ущерба.

За езду без проблем КБМ повышается на одну единицу, в то время как при аварии снижается на определенный показатель, который прописан в законе.

В то же время добропорядочные водители должны понимать, какой КБМ должен быть при безаварийной езде в России (скидка) в 2020 году.

Главные аспекты

На дорогах часто происходят аварии, которые приводят к определенному ущербу всем их участникам.

Между тем, виновник должен позаботиться об его возмещении, и чаще всего, если не было отягощающих обстоятельств, то средства на ремонт автомобиля или его стоимость в случае тотального разрушения платит именно страховая компания.

Некоторые водители не попадают в экстренные ситуации, поэтому их было решено поощрять скидкой на услуги страховых компаний.

Тем более, что при длительном страховом стаже без аварий можно платить половину стоимости полиса.

Чтобы воспользоваться такой привилегией, не нужно собирать дополнительные документы или хранить полисы, ведь вся информация хранится централизованно в единой системе страховщиков.

Но нужно помнить, что при смене удостоверения компанию нужно уведомить, чтобы они внесли информацию в базу, а если страховка покупается неограниченная взамен ограниченной, то КБМ становится стандартным.

Основные понятия

Чтобы разобраться в вопросе КБМ, следует для начала определить, какие существуют понятия в страховой сфере, а также какая расшифровка класса бонус-малус как понятия.

Ведь это пригодится не только для понимания КБМ в целом, но и позволит разбираться в документах и грамотно вести диалог даже со специалистами страховой компании.

ТерминЗначение
КБМ (Класс бонус-малус)Понятие в страховой сфере, которое обозначает определенную систему поощрения водителей за безаварийную езду. Если ДТП по вине автомобилиста не происходили, тогда действует бонус, повышающий уровень скидки. При совершении аварии начинает работать малус, который повышает стоимость полиса
Страховой полисДокумент, который свидетельствует о наличии договоренностей между страховой компанией и водителем, а также о проведении страхования гражданской ответственности. Полис дает право на возмещение ущерба в аварии по вине застрахованного лица из средств самой компании. При этом не проводится никаких возвратов и возмещений от водителя, поскольку риск заложен в страховой взнос
ДТПЧрезвычайная ситуация, возникшая на дороге в процессе движения автомобиля и приведшая к ущербу для имущества или здоровья других людей. Авария может происходить как между автомобилями, так и с участием пешехода, в любом случае определяется виновник ДТП, выплачивающий компенсацию

Зачем он нужен

Коэффициент бонус-малус был создан для того, чтобы не только поощрить водителей за аккуратное вождение, но и защитить страховую компанию от возможных больших сумм выплат.

Ведь при аварии автомобилист будет вынужден платить компании больше за полис, а это частично покрывает риски страховщика.

Ведь при частых авариях он будет должен выплачивать компенсации пострадавшим, а при стабильной плате гарантировать это практически невозможно.

Но и для водителей также есть определенные плюсы, которые заключаются в том, что при должной аккуратности и умении водить они могут платить за страховку существенно меньше, чем платили изначально.

Таким образом, желающие сэкономить смогут это сделать, если будут соблюдать правила дорожного движения и не рисковать деньгами.

Ведь если будут отягощающие обстоятельства, то страховая выплатит компенсацию и понизит КБМ, но вдобавок может обязать водителя возместить эту сумму, если такое прописано в договоре.

Какими нормативными актами регулируется

В законодательстве Российской Федерации широко осветляются аспекты, касающиеся страховой сферы и отдельных ее деталей.

Основным для автомобилистов законом является 40-ФЗ, известный под названием “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Он гласит о том, какие компании совершают процедуру страхования автомобилистов, каким образом определяется размер компенсации и ее выплата.

Кроме того, в законе также есть информация и о том, когда заставить возмещать ущерб могут самого водителя, именно такие нормы и нужно принимать во внимание всем застрахованным лицам.

Кроме того, страховка является обязательной, поэтому полис ОСАГО должен возить с собой каждый водитель.

По нормам Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, если водитель забыл полис или не оформлял его, то применяется определенное наказание.

Так, в первом случае работает статья 12.3, которая появляется после проверки водителя по базе данных и грозит назначением штрафа в 500 рублей. Второй же случай предусматривает штраф в 800 рублей по статье 12.37 КоАП РФ.

Что нужно знать

Водителю, который хочет сэкономить на оплате страховки необходимо обязательно знать некоторые нюансы, связанные, в том числе и с КБМ.

Таким образом, следует разобрать, какие классы в принципе существуют, и где водитель имеет возможность проверить присвоенный ему показатель.

Кроме того, не менее важен и вопрос, как будет изменяться КБМ при безаварийной езде на протяжении определенного периода.

Так, водитель может узнать о наиболее важных нюансах назначения коэффициента и его зависимости от других показателей, а также понять, как нужно действовать в ситуации, когда класс бонус-малус стал отрицательным или сбросился до стандартного показателя.

Чаще всего в понижении класса виноваты аварии, вина застрахованного водителя в которых должна быть доказана сотрудниками ГИБДД.

Но если он резко обнулился, хотя количество аварий или их отсутствие этого не позволяет, то скорее всего имеет место человеческая ошибка, сбой в базе данных или намеренные действия страховщиков.

Последнее может произойти, если водитель поменял компанию, а предыдущая не разместила данные о действующем КБМ в единой базе.

Также встречаются и ситуации, в которых водитель поменял права, перешел с ограниченной страховки на неограниченную или приобрел новый автомобиль, если речь идет о страховке, которая позволяет управлять машиной любому человеку.

Какие присваиваются классы

Всего существует 15 классов, которые зависят от вождения и количества аварий. Из этого количества всего 10 являются положительными, а 4 — отрицательными.

Изначально присваивается стандартный КБМ, который имеет цифру 3 и предполагает, что полис приобретается по стандартной цене, установленной страховой компанией.

При пользовании автомобилем без аварий, или если ДТП происходили по вине другого водителя, то коэффициент медленно понижается с каждым уровнем.

Таким образом приобретается возможность купить полис страхования по сниженной цене. К примеру за 3 года будет достигнут 6 класс со скидкой 15%.

Минимальным является класс М, который заставляет переплачивать водителя примерно в два раза за страховку.

Другие отрицательные классы, которые именуются малусами, также предполагают увеличение платы за полис, но в меньших размерах.

Начиная с 4 класса начинается действие скидки, а максимально можно заработать 13-й класс, который даст право пользоваться страховкой за половину ее стоимости.

Если же водитель допускает аварию, класс снижается, причем если на небольших положительных уровнях снижение производится на две единицы за одну аварию, то на высоких можно потерять сразу 5-6 уровней.

К слову, совершение четырех и более аварий за год, в которых вина водителя будет наказана, приведет к уменьшению класса до М в любом случае, какой бы до этого безаварийный стаж водитель бы не имел.

Достичь же максимальной скидки по страховке можно за 10 лет, в таком случае будет получен 13 класс.

Больше продвинуться вверх не получится, но в любом случае, это будет хорошим показателем, который покажет мастерство водителя и его добропорядочность.

таблица КБМ

Как узнать какая скидка, если не попадал в ДТП

Если водитель никогда не становился участником ДТП, и тем более его виновником, то следует только отсчитать количество полных лет от приобретения первой страховки.

Таким образом, если стартует он с класса 3, то за каждый год без аварий повышает его. Так, при двух годах без аварий можно рассчитывать на скидку в 5%, при трех годах можно рассчитывать на показатель в 10%.

Таким образом, с каждым годом скидка повышается на 5%, пока на максимальном — 13-м уровне не будет иметь 50%.

Но следует каждый раз проверять новый полис, ведь может иметь место ошибка специалиста или сбой в системе.

Если в нем указан другой КБМ, хотя аварий по вине водителя не было, то следует начать разбирательство и потребовать возврата не только коэффициента, но и излишне уплаченных средств за все годы, в которые действовал неправильный КБМ.

И если возникает вопрос, какой КБМ должен быть при безаварийной езде за 4 года, можно сказать, что в таком случае присваивается класс 7.

Где можно ее проверить

Действующую скидку можно проверить несколькими способами. Прежде всего это обращение в страховую компанию, где специалист, сверившись с базой, сможет помочь в определении текущего КБМ.

Но также можно сделать это и самому, воспользовавшись интернет-ресурсами. Так, функцию предоставления информации о текущем КБМ предоставляют официальные сайты многих страховых компаний, о наличии такой функции можно уточнить в офисе, если это компания, с которой водитель работает.

Еще существует большое количество ресурсов, которые предоставляют информацию, не являясь сайтами страховщиков.

Потребуются только общие данные, которые имеются у любого водителя, к примеру, номер удостоверения или ФИО.

проверка КБМ на сайте РСА. Часть 1

И конечно, наиболее полную и достоверную информацию можно получить на сайте РСА, там функция проверки КБМ предоставляется бесплатно.

Проверка КБМ на сайте РСА. Часть 2

Как изменяется КБМ за год безаварийной езды

Как уже говорилось ранее, с каждым годом, в котором не было аварий по вине водителя, его КБМ увеличивается на 5% до максимального показателя.

Начинаясь с единицы, этот показатель постоянно уменьшается на 0,05, но в случае, когда водитель начинает с коэффициента 2,45, то есть М, то КБМ меняется на другие величины.

Добиться повышения КБМ до максимального показателя можно за 10 лет без аварий, но если ДТП все же произойдет и вина водителя будет признана, то показатель может упасть сразу на несколько пунктов и соответственно — автомобилист потеряет скидку.

: как рассчитать скидку за безаварийное вождение КБМ

10 лет

При десятилетнем безаварийном стаже КБМ будет иметь наивысший класс — 13, и следовательно очередной год без ДТП не приведет к его повышению.

Он не изменится, оставаясь на уровне 0,50 и предоставляя владельцу возможность пользоваться скидкой на полис в размере 50% от базовой стоимости.

5

Через пять лет безаварийной езды КБМ получит класс восемь и коэффициент 0,75, который дает право на скидку в 25% от стоимости полиса.

Таким образом, если за этот год ДТП также не будет, то класс повысится до 9-го и соответственно примет значение 0,7, снижающий цену полиса уже на 30% от первоначальной стоимости.

Восемь

Восемь лет страхового стажа без ДТП дают право на получение класса 11, который обладает коэффициентом 0,6 и скидкой на страхование в размере 40%.

За следующий год произойдет повышение КБМ до 12-го и коэффициента 0,55. От максимального класса КБМ водителя отделяет только один год, именно тогда класс станет 13-м.

Класс бонус-малус — это тот показатель, который прямым образом влияет на стоимость страховки, понижаясь при безаварийной езде и повышаясь, если происходили ДТП по вине застрахованного лица.

Таким образом, неосторожные водители будут платить за страховку в два раза больше, чем ее стандартная стоимость, а аккуратные и выполняющие правила — будут пользоваться скидкой на страховку, которая может достигать даже половины цены.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.