+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кому подчиняется следственный комитет города

Кому подчиняется следственный комитет и прокуратура

Кому подчиняется следственный комитет города

Очень скоро в противостоянии двух структур будет поставлена окончательная точка

В администрацию президента России внесен разработанный при участии Генпрокуратуры законопроект, в соответствии с которым надзорное ведомство становится самым мощным правоохранительным органом страны, пишет «Коммерсантъ».

Сохраняя нынешние функции, прокуратура рассчитывает получить право возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении так называемых спецсубъектов — лиц, имеющих особый статус и неприкосновенность, в том числе следователей и их руководителей. Кроме того, прокуратура вместе с другими следственными органами намерена обращаться в суды с арестами физических лиц и их имущества.

По данным «Ъ», законопроект был внесен в администрацию президента 16 января — через три дня после встречи Дмитрия Медведева с делегаций прокуроров из 25 стран, на которой глава государства заявил о возможном расширении функций надзорного ведомства России, недавно отметившего свое 290-летие.

Наблюдатели внимательно отслеживают баланс сил в противостоянии Следственного комитета и генпрокуратуры. Одним из его эпизодов стало «игорное дело», фигурантами которых стали – среди прочих – подмосковные прокуроры, крышевавшие нелегальные казино.

Фактически надзорному ведомству возвращаются полномочия, которых оно лишилось в 2007 году, когда из Генпрокуратуры были выделены прокурорские следственные органы.

Таким образом, Генпрокуратура будет не только дублировать функции следственного комитета России (СКР), но и превратится в доминирующую над этим и другими правоохранительными органами структуру, поскольку сохранит за собой надзор за расследованием дел иными ведомствами и представление обвинения в судах. В итоге, утверждает «Ъ», перечеркивается идея независимого следствия, за которую выступал президент Медведев.

deita.ru

Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Статья просмотрена: 3231 раз

Библиографическое описание:

Безвершенко Д. А. Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 52-55. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/83/3556/ (дата обращения: 02.08.2018).

Следственный комитет Российской Федерации (СКР) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, начавший свою деятельность с 15 января 2011 годах [12]. Структурная схема следственного комитета представлена на рис.1

Рис. 1. Структура Следственного комитета

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2,14].

Структурная схема прокуратуры представлена на рис.2

Рис. 2. Структура Прокуратуры РФ

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов.

О важности налаживания правового механизма уголовного преследования и организации органов его осуществляющих в условиях состязательности и разделения властей Н. В.

Муравьев высказался так: «Разделение уголовно-судебных функций (на судебную, защитную и обвинительную) в состязательном уголовном судопроизводстве и потребность в специальном государственном органе, полномочным на реализацию публичного уголовного преследования делает прокуратуру органом обвинительной власти» [7,9].

В 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [2,3,4].

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием.

Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.

1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации [2].

Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

На данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной.

Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер [12].

Однако окончательное восстановление вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [6].

Согласно пояснительной записке проекта данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, укрепит взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

Возникнет логическая цепь оперативник — следователь — государственный обвинитель — судья, где каждое звено подчиняется своему руководителю, имеет свои критерии работы и ведомственные интересы.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.

Я Чайка является сторонником создания единого следственного комитета и считает, что соотношение функций следственного комитета и прокуратуры должно происходить следующим образом: «Прокурор смотрит за состоянием законности при расследовании преступлений с момента возбуждения уголовного дела, то есть прокурор должен иметь возможность вникать, насколько обоснованно предъявлено обвинение конкретному лицу. Именно с момента предъявления обвинения можно говорить о реализации функции уголовного преследования, и это прерогатива прокурора. Все следственные действия, которые затрагивают конституционные права граждан, которые требуют санкции суда, должны проходить с участием прокурора. Все остальные функции выполняет следствие: руководит, направляет расследование, закрепляет доказательства. Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем, потому что именно прокурор будет поддерживать обвинение в суде от имени государства» [11].

Старший помощник руководителя следственного управления В. Р. Аврора по Приморскому краю отмечает: «Подводя итоги трехгодичной деятельности, можно с уверенностью сказать, что создание самостоятельного следственного органа придало новые качественные возможности следствия.

Разделение следствия и надзора считаю правильным, так как его можно сравнить с принципом разделением властей: законодательной, исполнительной и судебной. Следователь СКР самостоятельно расследует, принимает решение, но вместе с тем прокуратура осуществляет надзор.

При такой расстановке сил качество следствия повышается» [10].

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации — самостоятельный следственный орган, надзор за уголовно — процессуальной деятельностью которого осуществляет прокуратура Российской Федерации на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

Следственный комитет (СКР) — единая федеральная централизованная система создана путем выделения из иной системы. Одним из результатов реформы досудебного производства и выделения СКР стало противостояние СКР и прокуратуры. Одной из причин конфликта ведомств послужил порядок создания СКР как системы.

Вновь созданная система должна аргументировать целесообразность своего образования, а для этого показать большую результативность своей деятельности. Расчлененная материнская система, напротив, стремится к обратному обоснованию — нецелесообразности и неэффективности реформы.

Поэтому противостояние и конфликт ведомств на первоначальном этапе становления СКР и прокуратуры, лишенной следствия, был, как представляется, неизбежен и предсказуем [8].

Ю.Я Чайка считает, что баланс между следствием и надзором нарушен по причине несовершенства законодательства [11].

Следовательно, пока на законодательном уровне так и не решен вопрос о разделении между ветвями государственной власти таких уголовно-процессуальных функций, как уголовное преследование, составными частями которого являются раскрытие преступлений, впоследствии перерастающее в обвинение, и предварительное расследование, оценивать результативность выделения СКР из органов прокуратуры невозможно.

Источник: https://advokatnik.ru/513/

Чем занимается следственный комитет России

Кому подчиняется следственный комитет города

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 12 марта 2019. Время чтения 4 мин.

Объективное и оперативное расследование преступлений, защита прав, свобод и законных интересов человека, обеспечение общественного порядка — вот главные задачи Следственного комитета России. При выполнении возложенных функций сотрудники ведомства обязаны соблюдать нормативные документы, права граждан и не допускать превышения полномочий.

В соответствии с нормативными документами, Следственный комитет РФ занимается осуществлением полномочий в области уголовного судопроизводства. Расследование резонансных и тяжких преступлений, защита прав и свобод граждан, совершенствование правовой базы в сфере компетенции и процессуальный контроль над работой следователей СК — вот ключевые аспекты деятельности ведомства.

Общие сведения

Таблица 1. Справочная информация по ведомству

Полное наименованиеОсновная задачаРуководитель (наименование должности и личные данные)Кому подконтрольно учреждениеОфициальный сайт
Следственный комитет Российской ФедерацииРасследование преступлений, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, контроль над деятельностью следственных органов СКПредседатель Бастрыкин Александр ИвановичПрезидент РФhttps://sledcom.ru

Чем занимается Следственный комитет РФ

Задачами ведомства являются:

  • расследование подследственных преступлений (убийство, принуждение к изъятию органов человека для трансплантации, похищение человека, клевета в отношении судьи, прокурора, судебного пристава, все тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и прочее) максимально оперативно и качественно;
  • надзор за деятельностью следователей СК;
  • защита прав и свобод граждан, обеспечение законного порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлении;
  • совершенствование нормативной базы в сфере деятельности (например, внесение предложений по изменению каких-либо положений кодексов, законов).

При выполнении возложенных задач сотрудники ведомства руководствуются Конституцией Российской Федерации и иными правовыми документами.

Одно из дел СК РФ:

Полномочия

Ведомством осуществляется следующая деятельность:

  1. принимаются, регистрируются и проверяются сообщения о преступлениях;
  2. проводится расследование с принятием окончательного процессуального решения (о прекращении уголовного дела, о предъявлении обвинения и направлении дела в суд, прочее);
  3. готовит и вносит проекты законов по вопросам деятельности;
  4. контролирует работу следователей;
  5. анализирует практику применения нормативных документов в области уголовного судопроизводства (с этой целью обычно собирает сведения из территориальных подразделений СК);
  6. организует кадровую работу (прием, увольнение сотрудников, обучение, повышение квалификации);
  7. взаимодействует со СМИ (информирует о своей работе общественность, например, о ходе расследования уголовного дела или об обстоятельствах задержания подозреваемого);
  8. проводит прием граждан, рассматривает их обращения (в том числе жалобы на следователей региональных подразделений);
  9. представляет и защищает интересы СК, например, в суде.

При осуществлении деятельности сотрудники ведомства могут:

  • запрашивать и получать бесплатно нужные сведения;
  • участвовать в создании баз данных по сфере деятельности;
  • вести криминалистические учеты, базы данных и использовать их в работе;
  • в случае необходимости привлекать к сотрудничеству специалистов, ученых.

При этом Следственный комитет имеет право издавать собственные нормативные документы.

Рис. 1. Председатель СК России.

Руководство

С января 2011 года ведомством руководит генерал юстиции Российской Федерации Бастрыкин Александр Иванович, уроженец г. Пскова, выходец из рабочей семьи. Окончил юридический факультет Ленинградского университета, обучался в одной группе с Президентом Путиным В. В.

Трудовую деятельность начинал с инспектора уголовного розыска и следователя ОВД. В 1989 г. поступил в аспирантуру юридического факультета Ленинградского госуниверситета, где год спустя защитил кандидатскую, а через семь лет — докторскую диссертацию.

В 2008 году возглавил расследование убийства прокурора Саратовской области, которое было раскрыто менее чем за месяц. В 2010 году руководил следствием по делу о массовом убийстве в станице Кущевская Краснодарского края.

Был инициатором создания Московской и Санкт-Петербургской Академий СК, двух кадетских корпусов. Награжден многочисленными орденами, имеет почетные звания (работника юстиции, прокуратуры, СК).

! Неоднократно имя главы Следственного комитета упоминалось в связи с неоднозначными ситуациями. Например, в 2012 году его обвиняли в угрозах журналисту, подготовившему статью о приговоре Цеповязу С., получившему за уничтожение улик по делу о массовом убийстве в качестве наказания штраф.

Из истории

Судебная реформа Петра I, разделившая стадии уголовного расследования и процесса, стала началом образования ведомства. Были учреждены «майорские» следственные канцелярии. Их отличие в том, что они подчинялись непосредственно главе государства. После смерти Петра I учреждение упразднили, следствие вели неспециализированные органы.

В 1808 году была учреждена должность следственных приставов, состоящих в штате городской полиции. Впоследствии они были выведены в отдельное формирование. В ноябре 1918 года образован единый следственный отдел. К концу 1930 года судебные следователи переведены в состав прокуратуры.

В январе 2011 года вступил в силу ФЗ № 403, выведший Следственный комитет РФ в отдельную структуру.

Источник: https://yakapitalist.ru/gov/zanimaetsya-sledstvennyy-komitet/

Следственный комитет РФ: понятие, задачи, принципы, структура

Кому подчиняется следственный комитет города
Определение 1

Следственный комитет РФ (СК РФ), подробности о котором раскроет данный реферат, — автономный орган федеральной исполнительной власти, возможности которого распространяются уголовное судопроизводство.

Как муниципальный орган, он ставит работу, делая упор на правовую базу.

Понятие и структура

Определение 2

Следственный комитет РФ — федеральная централизованная система, сосредотачивающая следственные органы и учреждения, функционирующая на базе подчинения нижестоящих глав вышестоящим руководителям и Председателю СК РФ.

Начал функционировать 15.01.2011. Военная организация, одним из прав которой является приобретение боевого оружия. Отделение СК РФ от Прокуратуры РФ было нацелено на независимость следствия при формировании уголовных дел.

Система органов полагается на принципы:

  • административно-территориального и военно-административного разделения РФ;
  • централизации внутри системы (субординация, подчинение);
  • процессуального, организационного контроля над следователями процессе работы по уголовным делам.

Глава Следственного комитет РФ — Председатель СК РФ. Он находится в непосредственном подчинении Президента РФ, назначается и снимается с должности главой государства. Председатель несет личные обязательства за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач. Контролирует реализацию деятельности в сфере уголовно-процессуальной работы.

Председатель Следственного комитета РФ имеет первого зама, заместителя Председателя СК РФ. Численность заместителей уточняется, назначается и снимается с должности Президентом РФ. Председателю Следственного комитета РФ вменены в помощь советники, старшие помощники, помощники по особым поручениям.

Состав центрального аппарата Следственного комитета РФ структурирован и состоит из управлений:

  • следственного;
  • процессуально контролирующего;
  • организационно-инспекторского;
  • криминалистики;
  • обеспечения деятельности;
  • по федеральным округам;
  • процессуального контроля за расследованием важных дел в федеральных округах;
  • военного следственного.

В центральном Следственном комитете РФ образованы вспомогательные структурные управления:

  • обеспечения работы;
  • правовое;
  • взаимодействия со СМИ;
  • международно-правового сотрудничества;
  • по информационному обеспечению;
  • по обороне государственной тайны;
  • отдел документационного обеспечения.

Выделенное звено в организационной структуре СК РФ — Главное военное следственное управление. Территориальные структуры Следственного комитета РФ — следственные управления в субъектах РФ. Территориальные структуры низшего звена — городские и районные следственные отделы. В структуре Следственного комитета РФ есть еще и специальные следственные управления на транспорте и иные спецорганы.

Замечание 1

Каждая структурная единица имеет свое деление, свои отделы, сформированные аналогично звеньям СК РФ.

Полную классификацию системы следственных органов можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1.Классификация системы следственных органов

Пополнение штата СК РФ

Определение 3

Служба в Следственном комитете РФ — федеральная государственная служба.

Другими словами, следователи и иные должностные лица СК страны считаются федеральными муниципальными служащими, исполняющими прямые обязанности по замещаемой должности федеральной госслужбы с учетом индивидуальностей, предусмотренных законодательством о Следственном комитете РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Вывод 1

Это означает, что на служащих органов СК РФ, куда входит и главное следственное управление, распространено трудовое законодательство (с учетом специфичности службы).

Прием сотрудников в Следственный комитет РФ осуществляется на основании соответствующих законов и положений о государственных служащих. В СК РФ могут быть приняты только резиденты РФ.

Исключительные случаи — пополнение штата следователей местных, городских следственных отделов и следственных филиалов. Здесь на должности СК могут назначаться лица, окончившие 3 курса университета по юридической специальности. 

На отдельные должности федеральной госслужбы в СК РФ могут принять и без высшего юридического образования. В этом случае у кандидата должно быть иное в/о, которое будет соответствовать замещаемой должности.

Не имеющим право поступать на госслужбу в СК РФ относятся граждане:

  • недееспособные, ограниченно дееспособные;
  • осужденные за преступления;
  • имевшие судимость, которая снята или же погашена;
  • в отношении которых исполняется уголовное преследование;
  • уголовное преследование прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, в связи с инициативным раскаянием и т.п.;
  • отказавшиеся предоставить должную информацию,
  • препятствующие предоставлению информации;
  • имеющие заболевание, ограничивающее выполнение служебных обязанностей;
  • находящиеся в родственных связях с сотрудниками СК РФ;
  • лишенные гражданства РФ;
  • иностранцы, кроме случаев с международными контрактами;
  • предоставившие недостоверные сведения о себе, родственниках при поступлении на следственную службу.

Граждане, с высшим юридическим образованием, которое получили по договорам о мотивированном обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), должны пройти службу в следственных органах или же учреждениях комитета по соответствующей специализации не менее 5 лет.

Замечание 2

При этом, в случае прерывания следственной службы (кроме предусмотренных особых случаев) граждане всецело возмещают затраченные на их обучение средства.

Законодательная база СК РФ

Определение 4

Главным нормативным правовым актом, упорядочивающий организацию, работу следственного органа, считается Закон о Следственном комитете РФ.

Данный закон регулирует задачи, функции, работу Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, прочие вопросы.

Определение 5

Нормативные акты Следственного комитета РФ — состояние о Следственном комитете РФ, устанавливающий предписания для Закона о СК РФ и перечень должностей в Следственном комитете РФ, определяющий систему должностей и званий.

Значимый правовой смысл содержит Кодекс этики и казенного поведения федеральных муниципальных служащих Следственного комитета РФ, который одобрил Председатель Следственного комитета.

В данный нормативный документ интегрированы главные основы и критерии поведения муниципальных служащих, рекомендательные критерии их поведения, вопросы, связанные с возложением ответственности за несоблюдение надлежащих правил.

Задачи возлагаемые на СК РФ

Ведущими задачами Следственного комитета РФ (в границах предоставленных ему полномочий) считаются:

  • оперативное, всестороннее, абсолютное, беспристрастное (качественное) расследование злодеяний (соответственно последовательности, конкретной УПК РФ);
  • обеспечение соблюдения прав и свобод человека, законности регистрации, проверок, возбуждении уголовных дел, производстве подготовительного расследования;
  • воплощение внутриведомственного процессуального контроля над работой по расследованию преступлений;
  • выявление и пресечение действий, которые могут способствовать совершению преступлений;
  • содействие международному сотрудничеству;
  • разработка системы (мер, действий), с помощью которой будет реализовываться уголовно-процессуальная политика;
  • роль в правотворческой работе и улучшение УПК;
  • обеспечение взаимодействия (координация на разных уровнях) с другими, поддерживающими правопорядок органами;
  • информационно-статистическая работа, подотчетность ведомств перед Президентом РФ.

Принципы работы Следственного Комитета РФ

Организация работы Следственного комитета РФ основывается на принципах:

  • целостности форм и содержания – присутствия у следственных органов совокупных функций и выполнение совокупных задач единообразными методами и средствами;
  • законности – воплощения собственных возможностей согласно с УПК РФ и иным законодательством РФ;
  • централизации – реализации следственных и других возможностей в рамках отношений субординации, подчиненности, подотчетности нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим органам и должностным лицам;
  • независимости – недопустимости появления у следственных органов и их должностных лиц каких-то отношений (материальных или же нематериальных) с любым субъектом правовых отношений;
  • транспарентности – гласности воплощения событий и поступков и информационной открытости итогов следственной работы для органов власти и населения (если это не нарушает прав и свобод человека, не противоречит уголовно-процессуальному законодательству и законодательству РФ);
  • деполитизации – недопустимости вовлечения служащих следственных органов, в политическую работу, совершения или принятия ими политических решений;
  • декоммерциализации – запрещение для служащих следственных органов совмещения собственной работы с платной или же другой работой, осуществляемой на возмездной основе;
  • творческой свободы – допустимости совмещения собственной работы с преподавательской, научной и другой творческой работой, не считая работы, финансируемой средствами зарубежных стран, организаций, граждан.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/sledstvennyj-komitet-rf/

Следственный комитет РФ – структура, функции и обязанности

Кому подчиняется следственный комитет города

Следственный комитет РФ (именно такую расшифровку имеет аббревиатура СК РФ)- это один из федеральных органов государственной власти, который призван осуществлять свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с законами РФ.

История создания

Впервые в России следственное ведомство было создано в 1713 г. в ходе судебной реформы Петра I. В ходе этой реформы уголовный процесс был разделен на две стадии: предварительного расследования и судебного разбирательства. 

Первыми специализированными следственными органами были «майорские канцелярии». Они должны были расследовать дела государственной важности, в первую очередь это были дела о коррупционных преступлениях, которые совершались высокопоставленными должностными лицами (казнокрадство, мошенничество, взяточничество). 

«Майорские канцелярии» были справедливы и объективны при преследовании должностных лиц, так как напрямую подчинялись императору и не зависели от иных высших органов власти государства.

Основные задачи Следственного комитета

Что касается основных задач СК РФ в наше время, то к ним относятся такие задачи:

  • качественное и быстрое расследование преступлений;
  • обеспечение законности и соблюдение порядка стадий уголовного процесса;
  • защита прав и свобод граждан;
  • ведение наблюдения за деятельностью СК и его должностными лицами;
  • нахождение обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений, и введение мер по их устранению;
  • ведение международного сотрудничества;
  • усовершенствование нормативно-правового регулирования;
  • предоставление отчетности о совершенной следственной работе.

Данные задачи осуществляются только в пределах предоставленных СК РФ полномочий, которые входят в компетенцию его сотрудников.

Структура и глава СК РФ

СК РФ возглавляет его председатель. На данный момент главным в СК РФ является Бастрыкин Александр Иванович. У него имеется пять заместителей: Сорочкин Александр Сергеевич, Леоненко Елена Евгеньевна, Федоров Александр Вячеславович, Лазутов Илья Валерьевич и Краснов Игорь Викторович.

Штаб-квартира находится по адресу: город Москва, Технический переулок, дом 2.

В состав СК РФ входит Центральный аппарат, который состоит из многих других различных управлений. Насчитывается 16 управлений, которые в свою очередь так же делятся на управления и отделы.

Следующим звеном в составе СК РФ являются управления по субъектам РФ, а ниже располагаются управления по муниципальным образованиям РФ.

Еще в структуру СК РФ вошли организации, которые оказывают содействие СК РФ в сфере образования, науки, спорта, санаторно-курортные организации, и многие другие.

Принципы деятельности СК РФ

Одним из принципов работы СК РФ является то, что он реализовывает свои полномочия самостоятельно, не подчиняясь при этом каким-либо другим органам. Сотрудники СК РФ своими действиями не должны нарушать права и свободы человека и обязаны доводить информацию о своей выполненной работе до органов власти, а также до народа РФ. 

Чем занимается СК РФ

Многие считают, что СК и полиция это одно и тоже, но не стоит их путать.

СК РФ занимается расследованием преступлений уголовной направленности, осуществляет защиту прав и свобод граждан. А вот полиция занимается приемом сообщений и их проверкой, также профилактикой преступлений и всеми силами способствует их предотвращению. 

В связи с этим проводятся различные мероприятия, профилактические беседы в школьных и дошкольных учреждениях, призывающие соблюдать закон. Такие мероприятия помогают молодежи стать грамотнее в правовом отношении, а также научат нести ответственность за свои действия.

Что же касается СК РФ, то он создан чисто для осуществления предварительного следствия и раскрытия преступлений. Следователь после получения необходимой документации по делу принимает его к своему рассмотрению и вместе со следственной группой выезжает на место совершения преступления. 

В ходе расследования совершает различные следственные действия, которые помогают как можно достовернее установить ход совершения самого преступления и лицо его совершившее. После раскрытия преступления все материалы дела направляются в Прокуратуру, а оттуда уже в Суд.

Требования, предъявляемые к сотрудникам СК

Работать в СК РФ могут только полностью дееспособные граждане Российской Федерации (не имеющие другого гражданства), с наличием высшего образования в сфере юриспруденции, подходящие по состоянию здоровья (прошедшие медицинскую комиссию). 

Также обязательным требованием для граждан является отсутствие судимости у самого гражданина и его близких родственников. 

Если гражданин, желающий попасть на службу в правоохранительные органы, предоставляет подложные, т. е. поддельные документы и не правдивые сведения о себе, о своих доходах и т. д., то такой гражданин автоматически не допускается на службу в СК РФ и в будущем уже никогда не будет допущен.

Что касается ношения формы, то это обязательно только при осуществлении определенных мероприятий. В основном следователи ходят в гражданской одежде.

Особенности работы следователем

Следователь выполняет очень тяжелую, объемную работу. Будучи руководителем оперативной группы, он должен грамотно организовать их работу и направить на верный след. 

Следователь обязан руководить всем процессом и самостоятельно принимать те или иные решения на основании собранных данных. 

Грамотно фиксировать все полученные в ходе оперативной работы сведения и отчитываться перед начальством. Можно сказать, что следователь это человек, который «женат» на своей работе. Это означает то, что, чтобы выполнить все свои функциональные обязанности, необходимо работать день и ночь. 

Качества и навыки, помогающие в работе

Что касается качеств, которыми должен обладать хороший следователь, то в первую очередь это внимательность, сообразительность, хорошая память, коммуникабельность. 

Следователь должен уметь находить свой подход к каждому человеку, ведь ему приходится иметь дело с разным контингентом людей, будь то профессиональный убийца, мошенник, пожилой человек и даже ребенок. Очень важно суметь добиться правдивых показаний от человека и отличить ложь от истины.

Что касается эрудированности, то следователь это такой человек, который должен знать все обо всем. Для эффективного расследования дела необходимо иметь немалый багаж знаний, ведь ему приходится опять же общаться с разными людьми, имеющие свои профессиональные особенности и интересы. 

Следователь должен понимать, о чем они говорят или что хотят донести до него, так же нелишним будут знания из психологии. Да и вообще для развития эрудиции и смекалки стоит больше читать хорошей разнообразной литературы.

Заключение

В наше время у сотрудников СК РФ всегда полно работы, так как с каждым годом преступления становятся все более изощренными и продуманными.

Сейчас уже почти не встретишь воришек на улице, все преступления имущественного характера постепенно переходят в социальную сеть. Поэтому сотрудникам требуется прочные знания и в этой области.

Так что у молодых продвинутых ребят всегда есть шансы попасть на службу в ПО РФ.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/sledstvennyy-komitet-rf.html

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Кому подчиняется следственный комитет города

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.