+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Содержание принципов оперативно розыскной деятельности

Задачи принципы и правовая основа оперативно розыскной деятельности

Содержание принципов оперативно розыскной деятельности

законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об обжалован и в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»; проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; Позднее, 12 августа 1995 г., был принят новый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Лекция \

Он, сохранив концептуальные идеи Закона 1992 г.

, предусмотрел ряд новых положений, в частности, возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан только на основании судебного решения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав и свобод граждан, защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В «широком смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов — цели. Соотношение уголовно процессуальной и оперативно розыскной деятельности рб? Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности

В других перечисленных выше законах закреплены компетенция государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и аспекты этой деятельности примени к задачам, решаемым соответствующими органами.

Пункт 1 части 1 ст. 40 УПК РФ говорит о том, что органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, являющиеся органами дознания, наделяются в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

УЧИТЕСЬ, ОПЕРА! урок операм ФСБ и операм УСБ от ООЮ

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Суть этого принципа в том, что исполнитель ОРМ обязан использовать обе формы деятельности в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и методов, а также оперативную обстановку.

Применение гласных и негласных методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника.

Результаты ОРД, сведения об организации, тактике ОРМ и лицах, оказывающих помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

Правовая основаоперативно-розыскной деятельности – есть совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности .

Основы оперативно-розыскной деятельности

Такое явление, как преступность, всегда существовало и, к сожалению, будет существовать. Однако поскольку мы живем в государстве, то, безусловно, рассчитываем на определенные меры, которые принимают государственные правоохранительные органы для защиты граждан от преступных посягательств, защиты их прав и законных интересов, а также принадлежащей гражданам собственности.

В системе мер государственных органов в борьбе с преступностью особое место занимает оперативно-розыскная деятельность (ОРД), в основе которой лежат негласные, т. е. тайные, методы выявления преступлений и установления лиц, причастных к их совершению.

Рассмотрение термина «оперативно-розыскная деятельность», отдельных элементов (слов) этого сочетания позволяет сделать следующие выводы:

Выполнение данной задачи включает в себя инициативный поиск указанных выше сведений посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий и использования помощи лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам или спецслужбам Российской Федерации.

Задачи оперативно-розыскной деятельности указаны законодателем в ст. 2 Закона об ОРД и определяют необходимость и важность их решения для достижения цели защиты личности, собственности, общества и государства от преступных посягательств. К ним относятся.

  • понятие, признаки, задачи и правовые основы оперативно-розыскной деятельности;
  • принципы оперативно-розыскной деятельности;
  • систему органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • систему и содержание оперативно-розыскных мероприятий;
  • формы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • систему учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности;

1 Понятие, принципы, задачи и правовая основа орд

– осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативном учете.

– организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений;

– принцип наступательности (ОРД должна носить превентивный характер). Принцип Г означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Ст.

Понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны

Принцип законности заключается прежде всего в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.

— выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;Правом на производство оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обладают лишь оперативные аппараты органов, перечень которых определен в ст.13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности №144-ФЗ от 12.08.1995 г., это: Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности. Сочетание гласных и негласных методов и средств. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Социальная и правовая защита участников оперативно розыскной деятельности? Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

2. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
  • розыск без вести пропавших.

обеспе­чение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; — производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности от 02.12.1990 г. № 395-1; К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести: Например, решением Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 г. одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, которой в качестве основных форм взаимодействия компетентных органов признано осуществление совместных ОРМ на территориях государств — участников СНГСогласно п. «а ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо оттого, содержится такое в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т. п.).

Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.

ОРД основывается на принципах законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД – один из факторов, позволяющих добиться успеха.

В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Законность.

Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: «разрешено только то, что разрешено (но не «разрешено то, что не запрещено»).

Неоценимую помощь в победе советских войск на Курской дуге оказала информация, полученная легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым, продублированная данными, добытыми зарубежной разведгруппой «Дора о намерениях немецкого командования начать наступление именно под Курском.

Таким образом, подчеркивая важность разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, необходимо иметь в виду, что сбор информации должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью.

В Республике Казахстан до 1994 года оперативно-розыскная деятельность осуществлялась на основе нормативных правовых актов, носящих в основном ведомственный характер и закрытых для подавляющей части населения страны.

С введением в 1994 году в действие Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» эта деятельность впервые в истории нашего государства получила законодательное регламентирование, что способствовало укреплению законности в стране и явилось определенным шагом к созданию правового государства.- осуществление разведывательной деятельности против иностранных государств нарушает законодательство этих государств и поэтому требует использования негласных, конспиративных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Выявление преступлений включает в себя такие оперативно-розыскные мероприятия, как сбор информации о скрытых общественно опасных деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, а также добычу новых фактов и сведений о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п. 38 ст.

Презентация на тему — Понятие, правовая основа, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

НОРМЫ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ представлены совокупностью правовых норм, раскрывающих ОРД, как вид правоохранительной деятельности:

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ МИЛИЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ РАЗВЕДОРГАНЫ : АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА, ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ, СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ (ТОЛЬКО В СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ) ст. 5 Закона Украины «Об ОРД»

НОРМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ЧАСТИ регламентируют проведение, как всех, так и отдельных оперативно- розыскных мероприятий : КОНСПИРАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ НАСТУПАТЕЛЬНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦЗАЩИТЫ КОНФИДЕНТОВ ДОБРОВОЛЬНОСТИ 2,5мин от лат.conspiratio- заговорСт.4 Закона Украины «Об ОРД ЗАКОННОСТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ, И НАСЕЛЕНИЕМ

Читать онлайн Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка

СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ2. Социальная и правовая защита субъектов оперативно розыскной деятельности? Обеспечение безопасности РФ: добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.52. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ОРД.

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/osvobozhdenie/zadachi-principy-i-pravovaja-osnova-operativno.html

Принципы оперативно-розыскной деятельности: понятие, система

Содержание принципов оперативно розыскной деятельности

Так как оперативно-розыскная деятельность относится к разновидностям юридической деятельности, она не смогла бы функционировать без определенных норм. В данном случае в качестве норм используются принципы орд. В переводе с латинского дословно «принцип» (principium) означает основу чего-то.

Замечание 1

Принципы должны вписываться в реальные условия и выступать в роли основы для организации и руководства где-либо, в частности – в сферах практической работы.

Под понятием «принцип» имеется в виду внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения. В оперативно-розыскной работе под внутренним убеждением понимают объективные и существенные закономерности, предопределенные общественными отношениями в данной сфере.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Принципы оперативно-розыскной деятельности не могут быть обособлены от окружающей действительности, которая наполняет их конкретным организационным и тактическим смыслом, они представляют собой связующее звено в любой системе.

Одновременно с этим они вносят целостность в объяснение знания и служат выражением в нем основных справедливых закономерностей какой-либо деятельности. Визуальное несоответствие принципам непременно приводит к изменениям ее сути, а при большом числе расхождений – к превращению в другой вид деятельности.

Принципы ОРД были изложены теорией на базе подытоживания и исследования практической деятельности оперативных отделений, как следствие, – изучения данных закономерностей.

Эти принципы зафиксированы в положениях Закона об ОРД и ведомственных подзаконных юридических документах, которые должны не нарушаться оперативными служащими. Они тоже считаются отражением узконаправленных закономерностей в сфере борьбы с криминалом, ведущейся при помощи оперативно-розыскных сил, способов и средств.

Определение 1

Принципы ОРД – это закрепленные в правоприменительных и других юридических документах, и созданные оперативно-розыскной деятельностью центральные начала, а также моральные представления людей относительно основы, смысла и задачи учреждении и тактики использования оперативно-розыскных сил, способов и средств.

По своему содержанию принципы ОРД носят нравственный, требовательный характер и включают необходимые предписания, выполнение которых осуществляется всем арсеналом оперативно-розыскных способов.

Замечание 2

Изначально научное разделение принципов получило наибольшее распространение в определенной литературе 1970-х гг. Несмотря на то, что в ней имеется разное объяснение понятия, смысла и положения принципов, специалисты единогласно признают их существование в области ОРД и обозначают их конкретную специфику.

Все принципы отображают различные закономерности социальной жизни, включают в себя группы однородных качеств и признаков, комплекс которых, отличаясь автономным направлением, приобретает образ того или иного начального положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД непременно должен влиять на структуру ее главенствующих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, общественную и правовую природу ОРД.

Под системой следует понимать совокупность некоторого многообразия в единое и при этом четко разграниченное целое. В системе должно иметься такое число принципов, которое в цельном объеме содействует выполнению функций и решению проблем, стоящих перед субъектами ОРД.

Каждый принцип системы по смыслу должен быть относительно свободным. Однако, это не значит, что несоблюдение одного принципа не повлечет за собой нарушения следующего.

Они создают условия к развитию идеи каждого положения либо всей их системы в целом, гарантируя тем самым улучшение различных течений оперативно-розыскной деятельности.

В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

Правовые принципы

Правовые принципы делятся на 2 категории:

  • конституционные;
  • отраслевые.

Правовые принципы – это главные положения для всей правоохранительной системы.

Они включают:

  • законность;
  • почтение и соблюдение прав и свобод человека при проведении ОРД.

Эти 2 положения законодатель назвал конституционными, так как они основываются на законодательной базе.

Отраслевые принципы работают только в границах одной сферы права – ОРД. Они вытекают из правомерностей данного рода деятельности, в связи с чем имеют ограниченный характер и применяются только в области ОРД.

Отраслевыми принципами считаются:

  • маскировка;
  • совокупность гласных и негласных способов и средств.

В зависимости от текстуального закрепления принципы группируются:

  • на нормы-положения, находящие закрепление в статьях законодательной базы и подзаконных юридических документах;
  • принципы-нормы, созданные теорией ОРД в качестве организационно управленческой базы работы оперативных отделений.

Все положения ОРД свободные, среди них нет первостепенных и дополнительных, и внутри их структуры не может быть противопоставления принципов друг другу.

Вместе с тем ОРД как форма практической работы оперативных отделений представляет собой узконаправленную систему со своим определенным механизмом и организацией работы, которые соответствуют принятым в государстве требованиям. На основании этого выделяют организационные положения.

Организационные принципы

Организационные принципы – это центральные идеи, правила и распоряжения, прописанные оперативно- розыскной концепцией и практикой.

Эта категория принципов отражает центральные начала, важные мысли, определяющие наиболее главные черты и определения разнообразной деятельности оперативно-розыскных органов, а также начальные моменты их образования и деятельности.

Главные принципы теории ОРД считаются:

  • справедливость;
  • точность;
  • переплетение теории с практикой.

Принципами практики ОРД считаются главные положения, которые должны не нарушаться оперативными служащими в их ежедневной профессиональной работе. Большая часть из них были изложены в 1960-х гг. профессором А. Г. Лекарем и приобрели дальнейшее распространение в работах других специалистов (И. А. Климов, В. А. Лукашов, Г. К. Синилов, К. В. Сурков и др.).

Принципы практики ОРД группируются на 3 части:

  • общие принципы – научность, регламентированность, связь с обществом;
  • принципы регулирования оперативными структурами – доступный централизм, коллективность, единоначалие и др.;
  • принципы проведение ОРД – справедливость, предсказывание оперативной ситуации, мгновенная готовность, наступательность, вовлечение конфидентов и др.

Морально-этические принципы

Морально-этические принципы считаются базой, на которой основывается правовое управление ОРД для ее успешного выполнения в рамках морали.

Если обдумать смысл оперативно-розыскной деятельности с позиции морали, то мы обязательно столкнемся с нравственным оценками этой деятельности и мнениями об этической дозволенности или недопустимости тех, или других конкретных методов решения индивидуальных задач в области ОРД. Так как в ходе выполнения возникают такие нравственные взаимоотношения, то в исследуемой структуре, соответственно, обозначается группа морально-этических положений.

Замечание 3

Не обращение внимания в ходе выполнения ОРД на одно положение или несколько принципов нарушает целостность восприятия этого типа деятельности, снижает коэффициент продуктивности всей оперативно-розыскной деятельности.

В качестве самого важного основания для всей классификации положений ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают.

Исходя из этого, положения ОРД должны в своем комплексе:

  • показывать ее общественное и юридическое направление;
  • помогать изучению ее сущности;
  • гарантировать улучшение ее правового управления;
  • находить закрепление и отражение в существующих правовых документах;
  • подчеркивать специфическое и независимое направление данной деятельности;
  • отражать ее место и соотношение с другими формами правоохранительной деятельности;
  • обеспечить не нарушение прав и свобод личности при ведении ОРД;
  • служить основой при выявлении главных течений улучшения теории и практики ОРД.

Помимо этого, при отсутствии юридического контролирования последовательности решения определенных оперативно-тактических задач положения могут быть своего рода регулятором выбора методов и границ их правильного исполнения, вынесения обдуманных и законных решений.

Органы, производящие ОРД, и их уполномоченные представители выстраивают свою работу на базе рассмотренной структуры принципов и несут ответственность за их несоблюдение.

Наряду с такими положениями могут руководствоваться некоторые правительственные органы, служащие суда при изучении ходатайств оперативно-розыскных органов о совершении ОРМ, касающихся конституционных прав граждан, а также лиц, вовлекаемых в область оперативно-розыскных отношений.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/operativno-rozysknaja-dejatelnost/printsipy-operativno-rozysknoj-dejatelnosti/

Оперативно-розыскная деятельность. ШпаргалкаТекст

Содержание принципов оперативно розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности.

Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.

Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства.

ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение фор-

мальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.

ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих.

Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД.

Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст.

38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ) результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью ОРД, не являются доказательством.

2 ЗАДАЧИ ОРД

Согласно ст.

2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Задачи ОРД тесно связаны между собой, но в то же время каждая из них является самостоятельной. В указанном законе задачи ОРД выстроены по приоритету: личность – общество – государство.

Задачи, указанные в п. 1 ст. 2, выполняются в целях борьбы с преступностью.

Выявление преступлений включает в себя такие оперативно-розыскные мероприятия, как сбор информации о скрытых общественно опасных деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, а также добычу новых фактов и сведений о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых.

Пресечение преступлений имеет очень важное значение в ОРД. Под пресечением преступлений понимаются задержание участников преступления сразу же после его совершения либо прекращение начатого криминального деяния в ходе неоконченного преступления или покушения на него. Также под пресечением преступления следует понимать разложение или разобщение организованных преступных группировок.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 2 ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», являются составной частью ОРД. Данные мероприятия представляют собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий.

Их комплексное осуществление дает возможность быстро обнаружить розыскиваемых, установить негативные факторы, позволяющие им проживать на нелегальном положении и способствующие укрывательству преступников.

Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы уполномоченных органов, в частности МВД РФ.

В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 3 ст. 2, осуществляются в целях раскрытия преступлений. Вся информация, которая собрана оперативным путем, должна быть оформлена соответственно уголовно-процессуальному законодательству. В противном случае такая информация не будет являться доказательством.

3 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРД

Согласно ст.

4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Условно всю правовую основу ОРД можно разделить на четыре раздела.

1) Конституционный раздел является ведущим регулятором отношений, возникающих в сфере ОРД. К нему относятся нормы, закрепленные Конституцией РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционных норм;

2) Международные правовые акты. К ним относятся акты общего характера, ратифицированные, РФ или акты, к которым РФ присоединилась.

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, относятся:

а) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

б) Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

в) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

г) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г., и др.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств-участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ, являющихся международными субъектами ОРД.

3) Законодательный раздел. В него входят:

а) ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

б) Уголовный кодекс Российской Федерации

от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

в) УПК РФ (устанавливает базовые положения осуществления ОРД);

г) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ;

д) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»;

е) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;

ж) иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

4) Подзаконный раздел. К нему относятся Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, решения Верховного Суда РФ и акты Генеральной прокуратуры РФ, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Органы, осуществляющие ОРД, издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно ст.

3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом принцип законности является основным. Его смысл заключается в том, что только загон определяет точное и безусловное оэблюдение всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об

ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безoпасности личности, общества и государства, охране правопорядка и бoрьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопрос oрганизации и тактики прoведения ОРМ.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Суть данной статьи заключается в том, что права и свободы человека возникают и существуют не по воле государства. В качестве основы прав и свобод выступает человеческое достоинство.

На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод также распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, закон устанавливает границы пользования правами и свободами. Нарушение таких границ ведет к нарушению прав и свобод других лиц.

На основании судебного решения и при соблюдении определенных условий ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность ограничения у таких лиц права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.

Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данная норма направлена на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.

В то же время данная норма способствует укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

Источник: https://www.litres.ru/a-zorin/operativno-rozysknaya-deyatelnost-shpargalka/chitat-onlayn/

А. С. ЗоринОперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка

Содержание принципов оперативно розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности.

Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.

Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства.

ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение фор-

мальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.

ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих.

Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД.

Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст.

38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ) результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью ОРД, не являются доказательством.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.