Дети из неблагополучных семей психология
Психология ребенка из неблагополучной семьи
Психология ребенка из неблагополучной семьиЧасто абонентами по проблемам неблагополучнойсемьи являются не только дети, но и взрослые, хотя для детей более естественнообсуждать эти проблемы со своими сверстниками по подростковому телефонудоверия.
Дисгармонические семьи, характеризующиесяопределенными взаимоотношениями между собой и подходами в проблемах воспитания, могут быть классифицированы, как 1. Гипопротекция, или гипоопека безнадзорность -отсуствие воспитания, как такового.
Ребенок предоставлен себе, не получаетлюбви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает.
Это чаще дети изнеблагополучных семей, но главным здесь все-таки является не материальноеблагополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка.
Вариант — скрытаягипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками уроки сделал? ну, молодец, когда родители бессознательно вотличие от явной гипопротекции отвергают ребенка. 2.
Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов инаблюдения за каждым шагом.
Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения илишению ребенка собственного мнения.
Неизбежно приводит к формированию уребенку чувства неполноценности всем нельзя, а мне можно, неумению приспособиться к жизни, анализировать свой опыт, совершатьсамостоятельные действия и даже думать.Мысли и чувства, которые кажутся вдальнейшем ему собственными, на самом деле являются эхо -мыслями, эхо -чувствами и эхо — действиями, например, матери или отца.
Это неизбежно приводитк постоянному недовольству собой почему я хочу одного, а делаю другое и ситуации постоянной интроекции как вести себя? Буду брать примерс, некритическому поглощению информации и неспособностисамостоятельно осмысливать происходящее. 3. Потворствующая гиперпротекция — воспитаниеребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнееосвобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство ивосхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания.
Эточаще случается в неполных семьях.
За таких детей часто пишут работы, сдаютэкзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания ксвоему значимому окружению в будущем. Такие дети часто не заканчиваютинституты, редко задерживаются на работе более полугода т.к.
они не способныотсрочивать свои желания во времени, требуя удовлетворения их немедленно, чтоделает невозможным труд во имя длительно готовящихся достижений. 4. Эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, чтоим тяготятся.
Внешне ребенок может получать знаки внимания еде, одежда, информация, однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения.
При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятсясвоим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность освободиться от забот о ребенке, что часто бывает при появлении всемье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей.
Это случаетсяреже при появлении близнецов, погодков или при разнице между детьми менее 3лет, но чаще с незапланированными детьми. 5. Жестокие взаимоотношения — связаны с вербальнымили физическим насилием суровыми расправами за мелкие проступки срыванием злана ребенке за собственные неудачи.
Развитие ребенка 2−3 лет
… и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по звукоподражаниям … взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого; проявляет самостоятельность …
Жестокие взаимоотношения обычно бывают междувсеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних.
В таких семьяхчасто никому ни до кого нет дела потребностями друг друга пренебрегают царитдушевное безразличие, отупение чувств.
Однако может не быть громких скандаловили насилия — важна отделенность друг от друга и принцип рассчитывайтолько на себя. Подросток, живущий в такой семье, находится как бы вкрепости и не может из нее выйти навстречу другим людям. 6.
Условия повышенной моральной ответственности -родители воспитывают ребенка по принципу преуспей в том, в чем я несмог и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий ты должен быть лучшим во всем, напр. В учебе или в спорте, ит. д Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки.
Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубитьсяпоявлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенканесоизмеримо нагружают уходом за ними. 7.Противоречивое воспитание — проявляется вовзаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с нимиродственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий истимуляции установки ребенка сделаю, что хочу. Обычно со временемперетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию. 8.
Воспитание вне семьи — в доме малютки, детскомдоме, интернате, у дальних родственников, и т.п. Они не могут заменить мать идети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в ещехудшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуациючрезмерного или жестокого контроля.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4
… и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие …
Среди проблем, к которым приводит такое обращение- суицид, навязчивые страхи, проявляющиеся в навязчивых ритуалах или действиях, эмоциональные проблемы, как неспособность выразить свои чувства алекситимия -переживание чувств без их выражения, приводящее к застывшему гештальтуи необходимости дальнейшей работы с ним в контексте психотерапии илиидентифицировать их параалекситимия — чувствую, а что — не знаю, депрессии обычно проявляющиеся в заявлениях типа мне скучно, агрессивности проблема трудных подростков, речевым нарушениям инарушениям двигательных функций, девиантным отклоняющимся от нормы иделинквентным правонарушительным формам поведения, являющимися результатом выдавливания ребенка из семьи.
Чаще всего ребенок демонстрируетдевиантные формы поведения уход из дому, бродяжничество, криминальныеавантюры в поиске как бы эмоциональной пищи, которой он лишендома, в котором родители отвергают чувства не только в ребенке, но и в себе. Статья Моховикова А. Н.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Слово педагога |
Зайцева Ирина Александровна
Должность: педагог — психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 «Елочка»
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область,ХМАО — Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Психологическое развитие детей из неблагополучных семей»
09.04.2017
Раздел: дошкольное образование
Психологическое развитие детей
из неблагополучных семей.
.
Подготовила педагог-психолог
МАДОУ ДС № 29 «Ёлочка»
И.А.Зайцева
г. Нижневартовск
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к
возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день
такое печальное явление нашей действительности, как социально
неблагополучная семья, стало явление весьма распространенным.
Характеристика социально неблагополучных семей очень разнообразна.
Это семьи, где:
—
родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство,
алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
—
родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное,
эмоциональное насилие);
—
родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица – попечители
(низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание,
безработица).
Значительные нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими
людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического,
психического и эмоционального развития.
Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на
психическом развитии ребенка. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается
для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует
появлению чувства беззащитности, неуверенности в себе. В семьях с
преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное
развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе, у них не
формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть
нужным.
Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет
разрыв с семьей. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья
относится к категории самой неблагополучной. Дети по-прежнему продолжают
любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.
Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают
враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей
агрессивностью.
Тревожность таких детей связана с нарушением семейных
взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность,
приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания
общения.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается
практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный,
формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата
эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная
потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные
причины нарушения эмоционального развития детей.
Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд
специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная
конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и
враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный,
формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Часто такие
дети попадают в социально-педагогические учреждения. Жизнь детей в этих
учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети
тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих
родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше
возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в
неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности,
неуверенности в себе.
Тревожность таких детей, их неуверенность приводят к резкому
снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается
нормальное развитие чувственной сферы детей. Отсутствие нормальных
взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку препятствует
формированию у ребенка ощущения собственной значимости. Утрата
эмоциональных отношений с взрослыми и сверстниками, нереализованная
потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные
причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».
Особое внимание следует обратить на наличие следующих факторов:
—
дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов
(эмоциональная и социальная депривация);
—
актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности,
тревожности, страхов);
—
недостаточный уровень умственного развития (задержка темпов
интеллектуального развития, задержка психического развития и развития
речи, социальная и педагогическая запущенность);
—
низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость
игровых мотивов;
—
нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность,
неуравновешенность, неуправляемость);
—
низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения
положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Для указанной категории детей также характерны неустойчивость
интересов, быстрое «остывание» и переключение внимания на выполнение
каких-либо других действий (манипулирование предметами, толкание,
дерганье сверстников, выкрикивание и т.п.). отмечается категоричность
суждений в оценке действий партнера (кричат, осмеивают, передразнивают),
копирование действий друг друга.
Наблюдаемая потеря авторитета взрослого и вытекающая из этого
невосприимчивость к традиционным методам педагогического воздействия с
особой остротой ставят вопрос о пересмотре методического подхода педагогов
к работе с этими детьми.
В связи с этим целью деятельности в этом направлении становится не
только оказание психологической помощи детям, но и работа с педагогами по
оказанию поддержки ребенку.
Для этого необходимо:
—
выявление проблем неблагополучных семей;
—
разъяснение и правильное понимание причин поведения ребенка;
—
знакомство с результатами диагностики;
—
осуществление дифференцированного подхода в подборе средств, методов и
форм работы с каждым ребенком;
—
обучение педагогов технологии конструктивного общения с детьми из
неблагополучных семей;
—
использование развивающих занятий с учетом развития детей.
Психологически обоснованная помощь должна быть направлена на
повышение уровня принятия себя, снятия отчуждения, негативизма,
враждебности к окружающим и создание у таких детей правильной позиции по
отношению к взрослым и сверстникам. А также на формирование
оптимистического склада мышления и мироощущения, формирование
положительной установки, развитие позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие навыков социального поведения,
развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение.
Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их
поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми,
усвоение программы, а также их рисунки.
Защита и социальные гарантии детей из неблагополучных семей
Во всем мире и в частности в Российской Федерации множество несовершеннолетних граждан подвергаются серьезной опасности: воспитываются в неблагополучных семьях, проживание в которых может оказать самое неблагоприятное воздействие на моральное и физическое развитие детей, покалечить их будущее, подавить личность.
1. Факты, характеризующие семью как социально неблагополучную 2. Виды помощи ребенку из неблагополучной семьи 3. Институты по защите детей, проживающих с неблагополучными родителями 4. Мероприятия по предотвращению жестокого отношения к несовершеннолетним 5. Особенности социальной помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей 6. Приемы и методики помощи несовершеннолетним
Факты, характеризующие семью как социально неблагополучную
Хотя ни в одном законодательном акте РФ не существует четко обозначенных критериев, соответствие которым позволит утверждать, что семья считается неблагополучной, а также определения данного понятия, как такового, но все же несколько аспектов выделить можно. К ним относится:
- неудовлетворительные жилищные условия;
- низкие, не удовлетворяющие естественные нужды ребенка, доходы;
- неудовлетворительное здоровье родителя или опекуна, не позволяющее ему осуществлять необходимый уход за ребенком (психические или физические отклонения).
Факторы, неблагоприятно сказывающиеся на благоденствии семьи:
- пристрастие к алкогольным напиткам одного из родителей или обоих, алкогольная зависимость близких родственников и других граждан, вхожих в близкое окружение несовершеннолетних;
- психическое насилие над ребенком, применение неоправданно жестоких физических наказаний, экономическое насилие над ребенком и зависимым родителем.
- существенные жилищные проблемы.
Общепринятыми опасными ситуациями, непосредственно наносящими вред или потенциально способными его причинить несовершеннолетнему, считается следующее:
- первичные потребности ребенка игнорируются намеренно или бессознательно (не осуществляется оперативная квалифицированная помощь врачей, жилье не оборудовано всем необходимым для безопасного проживания или находится в плачевном состоянии).
- как следствие невнимательного отношения родителей или опекунов к своему подопечному, а также игнорирования его эмоциональных потребностей, ребенок ведет аморальный образ жизни, нарушает требования законодательства;
- родственники и вхожие в круг общения совершеннолетние сами ведут недостойный образ жизни, расстраивающие психику несовершеннолетнего.
Именно в таких ячейках общества потенциально возможны эпизоды жестокого обращения с несовершеннолетними.
Виды помощи ребенку из неблагополучной семьи
Несовершеннолетним, подвергающимся бесчеловечному обращению со стороны родственников или опекунов, государственные органы оказывают такую помощь:
- общественная и психологическая поддержка – это мероприятия, проводимые с целью помощи и защиты интересов детей, находящихся в разрушающей моральные ориентиры обстановке.
- психологическая поддержка, направленная на решение или подавление возникших от нахождения в неблагоприятной атмосфере неблагополучной семьи проблем и комплексов у детей и подростков. Призвана поспособствовать несовершеннолетнему в поисках жизненного призвания, внутреннего волевого ресурса, желания саморазвиваться.
- психокоррекция, направленная на конструктивную работу с деструктивным и общественно неприемлемым поведением несовершеннолетнего, исправление неподобающих поведенческих актов, восполнение отсутствующих паттернов в социальном и эмоциональном развитии.
- реконструкция приемлемых поведенческих реакций у несовершеннолетних индивидуумов с существенными пробелами в социальной адаптации.
С неблагополучными семьями проводят интенсивную работу сотрудники социальных служб.
Иногда для помощи несовершеннолетним может потребоваться углубленное вмешательство органов опеки.
Специальные центры реабилитации несовершеннолетних могут осуществить их изъятие из неблагоприятных семей при достаточно весомых на то причинах. Реабилитационные центры будут воплощать в жизнь ряд программ по восстановлению морального облика изъятого индивида и его социализации в обществе.
Институты по защите детей, проживающих с неблагополучными родителями
Для защиты правовых интересов, а также моральной и физической неприкосновенности детей и подростков из неблагополучных семей, принят федеральный законодательный акт, описывающий основы систематической профилактики беспризорности несовершеннолетних и нарушений ими законов.
Государственные органы социальной опеки, в данном случае, являются непосредственными защитниками интересов несовершеннолетних. Именно они реализовывают мероприятия по предупреждению и прекращению бесчеловечного обращения с детьми.
Федеральная система включает следующие институты по обеспечению благополучия семей в целом и несовершеннолетних в частности:
- центры по реабилитации морально и физически травмированных несовершеннолетних граждан;
- бюро помощи семьи и ребенку.
- круглосуточные центры ухода и присмотра, где члены семьи, подвергшиеся психологическому и физическому насилию, всегда могут найти убежище и квалифицированную помощь.
Мероприятия по предотвращению жестокого отношения к несовершеннолетним
Основная цель, преследуемая данными мерами, это предупреждение и максимальное избежание опасных для жизнедеятельности и психофизиологического состояния несовершеннолетнего обстоятельств и ситуаций в семье, а также поддержка и терапия пострадавших детей.
Перечень мероприятий, направленных на помощь подросткам из неблагодетельных семей, представляет собой следующее:
- поиск семей, нуждающихся в поддержке и помощи государства.
- оказание квалифицированной и своевременной помощи семьям, волей случая находящихся в кризисной ситуации (экономической, имущественной и прочей).
Особенности социальной помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей
Существуют определенные догмы, которым должен соответствовать процесс воспитания несовершеннолетних из неблагополучных семей:
- подход к таким детям — личностно ориентированный, то есть в его основе лежит принцип гуманности, помощи в реализации собственного потенциала, в социализации.
- вмешательство в саморазвитие ребенка должно быть целесообразным, своевременным и разумным.
- установление добрых и доверительных отношений между травмированным ребенком и социальным работником. Последний ни при каких обстоятельствах не должен разглашать полученные от ребенка данные, а обязан сохранять конфиденциальность.
- осуществление социальным работником тактики, ориентированной на предупреждение проблем, усиление дружественных и теплых связей между членами семьи.
- плотное взаимодействие различных органов по уходу и защите несовершеннолетних, их слаженная работа, комбинация различных тактик.
Приемы и методики помощи несовершеннолетним
Профилактическая деятельность различных органов по защите интересов детей включает следующие формы работы:
- улучшение общей атмосферы в семье.
- усиление важности процесса воспитания ребенка.
- предупреждение бесчеловечного обращения.
- формирование у несовершеннолетних четких личных границ, принципа собственной неприкосновенности, чувства личного достоинства.
- пробуждение у ребенка желания развиваться самостоятельно и разнонаправленно.
- профилактика наркомании и алкоголизма.
Реализация вышеописанных форм работы может производиться разнообразными способами: тренингами, дебатами, ролевыми играми и так далее.
Наиболее ощутимый эффект дает групповая работа, так как она создает чувство приобщённости к командной деятельности, нивелирует чувство отчуждённости и одиночества.
Работа, ориентированная на защиту несовершеннолетних. Она заключается в:
- выявлении отрицательно влияющих на ребенка факторов, разработке программ по их устранению.
- подготовке индивидуальной программы защиты каждого конкретного ребенка, проживающего в неблагополучной семье.
- разноуровневой защите детей, осуществляемой государственными органами.
Происходит защита такими способами:
- предоставление помощи нуждающейся семье в восстановлении жилья.
- восстановление утраченных документов и свидетельств.
- помощь и контроль процесса получения документов первоочередной важности (гражданства, например).
- судебные разбирательства, призванные установить неправомерность действий опекунов по отношению к опекаемым.
Диагностика. Проводится квалифицированным психологом-педагогом. Он должен обработать и проанализировать информацию, которая свидетельствует о причинах неблагополучного положения ребенка, а также о последствиях, к которым оно может привести.
Реабилитация. Систематические процессы, направленные на восстановление устойчивости психики травмированного ребенка, исправление и заполнение пробелов в социальном, духовном и физическом развитии.
Методы осуществления: ролевые игры, терапии, демонстрация примеров, почерпнутых из произведений искусства и культуры.
Никогда не следует упускать из внимания того факта, что государство, в лице работников определенных органов, имеет возможность и желание оказывать помощь детям и подросткам из неблагополучных семей, которые ежедневно и систематически подвергаются разнообразным формам насилия: психологическому, физическому, экономическому, сексуальному.
Но, к сожалению, бесчеловечное обращение к несовершеннолетним и проявляемая к ним жестокость не всегда очевидны. Из-за этого квалифицированная помощь специалистов может запоздать.
Поэтому гражданам, непосредственно работающим с неблагополучными несовершеннолетними (психологам, учителям) следует больше внимания обращать на своих воспитанников – уметь трактовать невербальные сигналы, подаваемыми ими, налаживать доверительные отношения, замечать необычные паттерны поведения.
(416 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…
Неблагополучные семьи — как выявить и выделить помощь
Развитие человека как личности всегда начинается в семье или в искусственно-созданной среде воспитания (детский дом, интернат). От того, в каких условиях растут люди, начиная с младенчества, зависит вся их дальнейшая жизнь. Благополучие и неблагополучие той или иной ячейки общества сказывается на их воспитании, социальной адаптации, физическом и психологическом развитии.
Неблагополучные семьи становятся объектом наблюдения со стороны социальных, государственных и психологических учреждений. Так какая же семья может считаться неблагополучной, какие меры стоит принять обществу для оказания помощи и исправления ситуации будет рассмотрено далее.
Какая семья считается неблагополучной
Благополучие и неблагополучие – понятия относительные, у них нет четкого определения ни в законных актах, ни в психологических учебниках. Однозначно определить статус неблагополучной семьи можно только при совместной работе психологов, полиции, социальных служб.
Иногда проблемы могут возникнуть в самой обычной ячейке общества из-за временных трудностей материальных, моральных (стрессы, усталость на работе родителей, проблемы с финансами). В этом случае своевременное оказание помощи специалистов может в кратчайшие сроки восстановить нормальные отношения среди родных людей, избежать присвоения статуса неблагополучной.
Но существуют семьи, в которых проблемы, аморальное поведение и другие отклонения от социальной нормы стали привычными, другой жизни и другого поведения дети, воспитывающиеся в таких условиях, просто не знают.
Помощь неблагополучной семье в этом случае выражается в длительной работе психологов, органов соцзащиты.
Возможно, даже с размещением отдельных взрослых в специальных учреждениях, или помещением несовершеннолетних в государственные детские дома или больницы.
Среди неблагополучных семей можно условно выделить два типа:
- Явно неблагополучные. К ним относятся аморальные, асоциальные, семьи алкоголиков и наркоманов, так называемые конфликтные, неполные ячейки общества.
- Скрытые неблагополучные. В этом случае внешне проблемы никак не проявляются, все члены этой семьи ведут вполне нормальный образ жизни, социально активны, со стороны выглядят благополучно. Но внутрисемейные отношения чаще всего характеризуются отсутствием моральных ценностей, антисоциальными установками, неблагоприятным поведением родителей.
проблема в неблагополучной семье – это отсутствие условий для нормального развития младших ее членов. Это могут быть как материальные трудности, так и нехватка внимания, психологические проблемы, межличностные отношения. В зависимости от проблем, выделяют следующие виды и категории неблагополучных семей:
- Семьи алкоголиков и наркоманов, одним словом – аморальные. Даже если один из родственников имеет пристрастие к психотропным веществам, это сказывается на всех. Прежде всего, страдают дети, поскольку начинают считать нормой такой образ жизни одного или обоих родителей. Все окружающие люди попадают в созависимость от пристрастий одного человека. Ссоры на почве алкоголизма, рукоприкладство, стресс оказывают огромное влияние на детей и их психологическое развитие.
- Еще одним видом неблагополучной является конфликтная семья – это та ячейка общества, внутри которой происходят постоянные ссоры родителей, нарастает их взаимное отчуждение, отсутствует уважение друг к другу. Громкие скандалы, выяснения отношений на повышенных тонах также пагубно сказываются на развитии детской психики, как и тихое противостояние отдельных членов ячейки общества. Негатив в отношениях между родственниками сказывается на будущем малыша. Он попросту не сможет построить свои семейные отношения, а отсутствие поддержки со стороны родителей скажется на самооценке и отношении к себе на протяжении всей жизни.
- Неблагополучные семьи возникают, когда родители не умеют правильно строить свой диалог с детьми. Они могут быть слишком строгими, даже жестокими, или же наоборот теряют авторитет, слишком опекая своих чад. Чаще всего такое воспитание сказывается в подростковом возрасте и дальнейшей жизни уже повзрослевшего отпрыска.
- В антисоциальных семьях родители прибегают к физической силе, могут заставить ребенка стоять на паперти, воровать, искать еду и одежду на свалках. Родители не знают, что такое моральные ценности и не придерживаются никаких общественных норм и правил. Помощь неблагополучной семье заключается в работе с детьми, изъятии их из такой нездоровой обстановки.
- Можно выделить еще один вид временно неблагополучной – это кризисная семья. В этом случае факторы социального риска имеют временный характер и скорее всего через небольшой промежуток времени ситуация стабилизируется. Причинами временной нездоровой обстановки в доме могут стать смерть одного из родственников, родителей, развод, переходный возраст, отсутствие работы и, следовательно, финансовой свободы.
- Согласно классификации психолога В. В. Юстицкиса, существуют еще несколько видов скрытых форм семейного неблагополучия. Это «недоверчивые», «легкомысленные» и «хитрые» ячейки общества.
Разбирать ситуацию в каждой семье следует индивидуально.
Важно! Не только рукоприкладство или жестокое обращение с детьми может стать причиной отклонений в развитии ребенка. Отсутствие доверительных отношений с обоими родителями, неумение выражать свои чувства может привести к появлению проблем в психическом становлении личности.
Дети в социально неблагополучных семьях
Дети из явно неблагополучных семей отличаются от своих сверстников не в лучшую сторону. Все зависит от степени разлада и характера проблем у них дома. Чтобы своевременно найти проблемную семью, педагогам, воспитателям, родственникам, не проживающим совместно, необходимо обращать внимание на общее состояние детей:
- синяки, следы побоев, появление которых не могут объяснить;
- постоянно неопрятный внешний вид;
- хроническая усталость, изможденность, сонный вид;
- характерны резкие вспышки агрессии, которые быстро сменяются на состояние подавленности;
- истощение из-за недоедания, потери сознания, постоянный голод;
- плохо развитая речь;
- заторможенность, отсутствие крупной и мелкой моторики;
- плохая успеваемость;
- можно наблюдать у детей сильное желание получить внимание, ласку со стороны окружающих;
- проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.
На помощь детям из социально неблагополучных семей приходят органы опеки и соцзащиты. Негативная обстановка дома сказывается на общем физическом состоянии ребенка, он начинает много болеть из-за ослабленного иммунитета.
Из-за недоедания у них могут возникнуть проблемы с развитием внутренних органов.
Практически всегда стресс, перенесенный в раннем детстве, сказывается на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы, работе органов ЖКТ, дыхательной системы.
Своевременная диагностика детей из социально неблагополучных семей позволит в будущем предотвратить увеличение числа таких нездоровых ячеек общества.
Ведь ребенок, выросший в условиях психологического и физического насилия, просто не знает другой жизни. Кроме того, при общении со сверстниками, он может проявлять агрессию, выражаться непристойными словами, копировать поведение взрослых.
Это может стать примером для других детей, которые впитывают всю информацию, подобно губке.
Важно! Многие хронические болезни, мучающие человека всю жизнь, берут свое начало в детском возрасте. Стоит своевременно обращать внимание на отклонения в развитии дошкольников и подростков!
Как выявить и куда обращаться
Выявление социально-неблагополучных семей иногда занимает достаточно длительный период времени. Не всегда проблемы всех или одного из родственников сказываются на поведении или внешнем виде. Так душевные переживания, страдания зачастую не придаются огласке, даже самые ближайшие люди, родители не догадываются о проблемах своих детей.
Для малышей детсадовского и дошкольного возраста разработаны некоторые алгоритмы и методы выявления благополучных и неблагополучных семей.
При поступлении в детский сад или школу создаются специальные комиссии, которые изучают условия жизни маленьких граждан.
В этом случае есть большая вероятность выявить проблемы в той или иной ячейке общества еще на ранних стадиях, оказать помощь семьям, нуждающимся в поддержке.Определить, в каких условиях растет ребенок, возможно из бесед, которые проводят с ним психологи и педагоги без присутствия родителей.
Постоянное общение не только с малышами, но и их родителями, посещение квартиры или дома, где проживает семья, способствует определению статуса «неблагополучной».
В этом случае директор образовательного учреждения обращается в социальную службу, которая берет на себя ответственность и обязательство помогать данным людям.
Методические рекомендации по выявлению социально-неблагополучных семей рассматривают как источники информации родственников, соседей, обращения самих несовершеннолетних в органы соцзащиты. Для раннего выявления проблемных ячеек общества между собой должны сотрудничать:
- инспекция по делам несовершеннолетних;
- районные отделы органов внутренних дел;
- школы и дошкольные учреждения;
- социально-педагогический центр;
- женские консультации, детские отделения районных больниц.
В зависимости от типа проблем, органы государственной власти включаются в работу с неблагополучной семьей, чтобы оказать помощь.
Важно в таком случае родителям не закрываться от общения с психологами и социальными работниками, а идти навстречу, проявлять инициативу в решении накопившихся проблем.
Выделяют следующие факторы риска, устранив которые можно побороться за сохранение нормальной ячейки общества:
- При наличии социально-экономического фактора, отвечающего за общее благосостояние всех членов семьи, помощь может быть оказана в виде сбора документов и оформления всех полагающихся выплат для малоимущих и нуждающихся граждан.
- К медико-санитарным факторам относят заболевания родителей, плохую наследственность, вредные условия труда матери, пренебрежение санитарными нормами со стороны взрослых. Устранить все эти факторы можно только при желании и активном участии родителей.
- Неполные и семьи, где родители повторно вступают в брак, приводят в дом сводных братьев и сестер, также нуждаются в помощи психолога.
- Аморальное поведение родителей, пристрастие к химическим веществам, алкоголизм необходимо лечить в специализированных учреждениях. При болезни обоих родителей дети помещаются в приюты и детские дома. В этом случае восстановить права взрослые смогут только доказав, что полностью излечились от пагубной привычки.
Выявив социально неблагополучную ячейку общества, главной задачей работников органов социальной защиты становится налаживание диалога как со взрослыми, так и с несовершеннолетними. Зачастую добиться понимания со стороны родителей, подающих негативный пример, сложнее, чем с малолетними детьми и даже подростками.
Отсутствие необходимого воспитания и ухода внутри социально неблагополучных семей сказывается не только на самом ребенке, но и на обществе вокруг него.
Чтобы сохранить полноценную любящую семью, где каждый ее член готов прийти на помощь и поддержать другого, родители должны прежде всего начать с воспитания себя.
Только собственным примером можно привить своим чадам любовь к окружающим, заботу, сопереживание и другие моральные ценности.
Какие шансы на успех имеет ребенок из неблагополучной семьи
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.
В России есть школы, которые показывают высокие образовательные результаты даже при условии, что основной контингент учащихся в них составляют дети из неблагополучных семей. Это так называемые резильентные школы. У них нет специального финансирования, они не занимаются отбором учеников и по внешним признакам ничем не отличаются от обычной школы.
Тем не менее дети из неблагополучных семей, обучающиеся в резильентных школах, имеют высокие шансы на поступление в вузы, следует из исследования Марины Пинской, Татьяны Хавенсон и аналитика Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Натальи Козиной. Феномен резильентной школы рассмотрен в их докладе «Билет на ковчег, или В каких школах учатся резильентные ученики».
Неблагополучные, но успешные
Резильентные (от англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый») школы входят в 25% школ, которые обучают самых неблагополучных по семейному бэкграунду учеников. Одновременно они числятся среди 25% школ с наилучшими образовательными достижениями.
Из 1270 школ, которые фигурируют в выборке исследования*, таких школ оказалось 38, то есть 3%. Чтобы проанализировать суть феномена резильентности учебных заведений, исследователи выделили четыре группы школ:
- с низким ИСБ (индекс социального благополучия школы) и низкими образовательными результатами;
- с низким ИСБ и высокими результатами (это и есть резильентные школы);
- с высоким ИСБ и низкими результатами;
- с высоким ИСБ и высокими результатами.
Индекс социального благополучия школы демонстрирует социально-экономические характеристики ее учеников. Он строится на таких параметрах, как доля учеников из семей с высшим образованием, доля детей безработных родителей, доля ребят, состоящих на разных формах учета, доля детей с неродным русским языком.
Выяснилось, что по достижениям — средним баллам ЕГЭ по русскому языку и математике резильентные школы лишь немного отстают от школ, «приятных во всех отношениях». При этом выпускники резильентных школ чаще поступают в вузы, чем дети из неблагополучных семей, обучающиеся в школах первой группы.
Рисунок 1. Резильентные школы: контингент и достижения.
Загадочный феномен резильентной школы
Исследователи попытались прояснить, в чем секрет успеха резильентной школы, что оказалось не так просто. Высокие результаты могут быть достигнуты с помощью материальной поддержки.
Однако резильентные школы, как выяснилось, по этим объемам — отнюдь не лидеры.
По размеру зарплат учителей и внешних «инвестиций» в разные направления изучаемая группа отстает не только от самых благополучных школ (группа 4), но и от школ с высоким ИСБ и слабой успеваемостью (группа 3).
Тогда можно было бы предположить, что в резильентных школах собрались необычные, предрасположенные к успеху дети. Но и эта гипотеза не оправдалась. Так, о сознательном выборе родителями таких школ говорить не приходится. В них приходят дети, живущие «в шаговой доступности».
Сами резильентные школы также не отбирают учеников и переводят в 10-й класс почти всех желающих.
Таким образом, остается вопрос, за счет чего дети добиваются высоких результатов.
Они фокусируются на достижениях
Получается, что источник резильентности находится внутри самой школы, а не вне ее, пришли к выводу исследователи.
Руководители резильентных школ, по результатам опросов, считают главным конкурентным преимуществом своего учреждения высокие баллы ЕГЭ выпускников.
Они активнее коллег из других школ выбирают и ответ о достижениях учеников в олимпиадах и конкурсах. Таким образом, директора резильентных школ акцентируют внимание на высоких результатах учеников.
Также резильентные школы активнее других формируют концентрированную образовательную среду. По мнению директоров резильентных школ, для родителей крайне важны разнообразные программы профильного обучения. Это логично, поскольку речь идет о семьях без существенного образовательного и экономического ресурса, которые могут «вложиться в результаты ЕГЭ лишь минимально».
Опции детей расширяет и дополнительное образование — еще один значимый пункт, которому резильентная школа уделяет внимание. Иными словами, подчеркнули эксперты, для резильентных школ важнее, чем для «образцовых», создать все условия для успешного обучения.Рисунок 2. Образовательная политика резильентных школ.
Образовательный шанс важно использовать
Исследователи проследили траектории детей из резильентных школ. С переходом в старшую школу явно действует социальный лифт. В 10-й класс в резильентных школах попадает больше детей, чем в полностью неблагополучных школах и в школах с «беспроблемными» детьми и низкими результатами.
Но от школ-флагманов изучаемая группа школ все же отстает.
Эта пробуксовка еще более заметна на стадии зачисления в вуз: социальный лифт для детей из резильентных школ приостанавливается.
В университеты из таких школ, как уже говорилось выше, поступают больше детей, чем из школ первой группы, но меньше, чем из школ для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами.
«Дети из семей со сложным социально-экономическим положением получили шансы, но мы пока не видим, как они их используют, — пояснили ученые. — Через продолжение академической траектории они их используют не всегда». Таким образом, резильентные школы позволяют сгладить неравенство, но лишь частично.
Рисунок 3. Образовательные траектории выпускников.
*Исследование опирается на данные Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ 2015 года (проводится совместно с Левада-центром; опрошены 1270 директоров школ в Москве и 8 Федеральных округах) и лонгитюдного исследования Высшей школы экономики «Траектории в образовании и профессии». Еще один источник данных — международный мониторинг качества математического и естественнонаучного образования в школах, TIMSS (2011 год; российская выборка составила 4893 ученика из 210 школ).
См. также:
Как повысить результат ЕГЭ
Дети богатых родителей лучше учатся в школе
Социальное расслоение воспроизводится в образовании
Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 августа, 2016 г. Образование 1 сентября Школа
на IQ.HSE