Где необходимо утвердить формы регистров налогового учета
Как организовать налоговый учет — НалогОбзор.Инфо
Чтобы правильно и своевременно формировать данные для расчета налога на прибыль, нужно вести налоговый учет (ст. 313 НК РФ).
Данные налогового учета должны отражать:
- общий порядок формирования доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, которые уменьшают прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), относящуюся к следующим налоговым периодам;
- порядок создания резервов;
- сумму задолженности по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.
Чтобы организовать налоговый учет, нужно:
При организации налогового учета особое внимание нужно уделить учету прямых и косвенных расходов.
Как вести регистры налогового учета
Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
- первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
- аналитических регистров налогового учета;
Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.
Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.
Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).
Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин.Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно.
Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.
Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).
Обязательные реквизиты
Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
- период (дату) составления;
- измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.
Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.
Рекомендованные формы регистров
Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.
В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)).
Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.
Ответственность за отсутствие регистров
Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ.
Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя.
Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).
Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены.
На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации.Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Ведение регистров
Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.
Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.
Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.
Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).
Регистры налогового учета: стандарты и принципы ведения
Регистры налогового учета — это специальные бланки и формы учетной документации, которые обязаны вести все налогоплательщики. Структура и формат учетной документации не закреплены на законодательном уровне. Налогоплательщики разрабатывают их самостоятельно. В статье разберем, какие формы регистров налогового учета следует вести в 2020 году.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Итак, налоговики не вправе утверждать унифицированные формы регистров для ведения налогового учета. А это значит, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно разработать учетный бланк и регистрировать в нем всю необходимую информацию.
Как разработать форму
Какую именно форму регистра будет использовать конкретная компания, не имеет никакого значения. Жестких требований по структуре документации нет. Поэтому каждый экономический субъект вправе:
- Разработать бланк с нуля. Например, придумать специальную таблицу, которая подходит для регистрации сведений налогового учета.
- Доработать журналы, ордера бухучета. Например, преобразовать расчетную ведомость в регистр по НДФЛ, добавив в форму определенные данные.
Причем формат ведения такой документации не имеет никакого значения. То есть данные фискального учета могут регистрироваться в документации от руки. Например, на бумажном носителе, и специалист систематически вносит сведения в него.
Либо нал. учет ведется в электронных таблицах Эксель. Такой подход более удобен, позволяет автоматизировать подсчеты. Еще один вариант — это использование специализированных бухгалтерских программ. Например, журнал бухучета преобразован в РНУ. Программа автоматически формирует запрашиваемые сведения за нужный период. Этот формат ведения НУ признан наиболее оптимальным и эффективным.
Независимо от варианта разработки бланков документации, регистры налогового учета, перечень их и формы должны быть утверждены на локальном уровне. Например, структуру документов утвердите в отдельном приказе руководства. Либо закрепите в приложениях к учетной политике в части организации и ведения НУ.
Обязательные реквизиты
Отсутствие унифицированных форматов не дает абсолютной свободы налогоплательщикам в части создания регистров. Так, чиновники предусмотрели ряд обязательных реквизитов, при отсутствии которых документ нельзя считать РНУ. К таковым относят:
- Наименование учетной документации. К примеру, компания решила использовать расчетную ведомость в качестве РНУ по НДФЛ. Следовательно, наименование документа «расчетная ведомость» оставить нельзя. Форму нужно скорректировать, изменив наименование, иначе документ нельзя считать регистром НУ.
- Дата составления и период. Данные реквизиты должны определяться без затруднений. Документ, который формируется за неопределенный период времени, нельзя считать учетной документацией. Дата создания (формирования, составления) также должна иметь конкретное значение.
- Денежное или натуральное выражение операций. То есть РНУ должен в обязательном порядке содержать информацию о том, в каком выражении была произведена конкретная операция. Например, доход работника начислен в рублях либо получен в натуральной форме.
- Наименование хозяйственной операции. Любой факт хозяйственной деятельности субъекта должен найти отражение в учете, а следовательно, операция должна иметь определенное наименование. Например, начислен доход, предоставлен вычет, удержан налог, перечислен страховой взнос и так далее.
- Сведения об ответственном исполнителе, его Ф.И.О., должность и подпись. Формы аналитических регистров налогового учета должны быть оформлены соответствующим образом, а также заверены подписью (с расшифровкой) ответственного лица.
Следовательно, аналитические РНУ — это сводные (обобщенные) формы фискального учета, данные которого систематизированы и сгруппированы соответствующим образом (гл. 25 НК РФ) за определенный период времени (отчетный период), без разделения по счетам бухучета.
Особые требования
Помимо обязательных реквизитов, чиновники предусмотрели и перечень специальных требований к ведению и заполнению РНУ (ст. 313 НК РФ):
- сведения вносятся с соблюдением хронологического порядка, непрерывно;
- аналитический учет раскрывает порядок формирования налоговой базы;
- порядок хранения документации исключает несанкционированный доступ;
- внесение необоснованных коррективов, исправлений и дополнительных записей недопустимо;
- исправления необходимо вносить согласно действующим рекомендациям;
- исправительные записи должны быть заверены ответственным лицом.
Помимо этого, следует помнить, что РНУ являются предметом налоговой тайны. Лица, имеющие доступ к РНУ, несут персональную ответственность за разглашение этих сведений.
Актуальные образцы
Итак, какие использовать аналитические регистры налогового учета, образец, самостоятельно решает налогоплательщик. Причем необходимо предусмотреть специальные формы по всем налоговым обязательствам, которые исчисляет и уплачивает организация. Так, по одному налогу компания может применять несколько бланков. Например, виды аналитических регистров налогового учета:
- Доходы от реализации.
- Расходы, которые уменьшают реализационные доходы.
- Внереализационные доходы.
- Внереализационные затраты.
Такие документы допустимо формировать на основании данных бухучета по соответствующим счетам (20, 26, 43, 44, 90, 91). Важно помнить, что не все расходные и доходные операции, отраженные в бухучете, подлежат отражению в НУ. Некоторые виды затрат и поступлений не нужно включать в РНУ.
Для регистрации сведений по НДФЛ можно преобразовать унифицированный бланк 1-НДФЛ.
Образец бланка 1-НДФЛ
Расшифровка доходов и расходов для налоговой образец – налоговый регистр
Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ.
Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.
К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль.
При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.
Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему!
Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций.
Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.
Как выглядит налоговый регистр
Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть здесь и здесь).
Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.
Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр.
Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров.
Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.
А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.
Регистры налогового учета
Статья 313 НК РФ позволяет организациям самостоятельно организовать систему налогового учета. По большому счету, все способы его организации, взятые на вооружение российскими компаниями, можно разделить на три группы:
- ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому;
- формирование налоговой базы «вручную»;
- ведение налогового учета на базе бухгалтерского.
Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим эти способы по отдельности.
Что представляет собой ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому
Данный способ предполагает формирование налоговых регистров на основе дополнительной, помимо бухгалтерской, обработки первичных документов. При такой системе регистры налогового учета, по сути, представляют собой перечень соответствующих первичных документов.
Достоинством этого способа является то, что при формировании налоговой базы уделено внимание каждому первичному документу. Но есть и недостатки.
Во-первых, объем бухгалтерской работы значительно возрастает. Ведь весь массив информации, содержащейся в первичных документах, обрабатывается и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Во-вторых, затруднен контроль за полнотой и правильностью разнесения первичных документов в налоговом учете (из-за отсутствия двойной записи).
При большом документообороте поиск ошибок может превратиться в трудновыполнимую задачу.
В результате на средних и крупных предприятиях при отсутствии специальной эффективной системы контроля налоговая база формируется практически «вслепую».
Еще один недостаток связан с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденным приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н. Чтобы выполнить требования этого документа, при такой схеме необходимо вести еще один дополнительный учет разниц, возникающих между налоговым и бухгалтерским учетом.
Как формируют налоговую базу «вручную»
Многие предприятия не ведут специальных налоговых регистров и до сих пор формируют налоговую базу путем корректировки бухгалтерской прибыли или отдельных статей расходов и доходов, полученных в бухгалтерском учете. То есть, по сути, продолжают использоваться способ расчета налогооблагаемой прибыли, применявшийся до 2002 года.
Данный способ позволяет выполнить требования ПБУ 18/02 — это «плюс».
Однако, как правило, применяя такой способ, можно лишь приблизительно определить налоговую базу, поскольку бухгалтерский и налоговый учет имеют существенные различия.
Так, на предприятии, имеющем на конец отчетного периода остаток незавершенного производства, корректно определить налоговую базу по налогу на прибыль с применением рассматриваемого способа маловероятно.
Как вести налоговый учет на базе бухгалтерского
Очевидно, что это самый привлекательный вариант. Для него характерны следующие особенности:
- первичные документы обрабатываются единожды, по ним делаются только бухгалтерские проводки. Таким образом, первичный документ учитывается и обрабатывается только по правилам бухгалтерского учета. Исключение составляет учет основных средств, а также операции, которые отсутствуют в бухгалтерском учете.
- основные, или стандартные, регистры налогового учета представляют собой перечень соответствующих бухгалтерских регистров.
- регистры налогового учета могут иметь простую кодировку. Система настраивается один раз, и затем практически ведется один учет — бухгалтерский. Соответствующая настройка специальной программы налогового учета позволяет автоматически формировать налоговые регистры и декларацию по налогу на прибыль.
- построенная таким образом система может быть настроена на любую бухгалтерскую программу.
- в данной системе могут быть реализованы требования по учету расчетов по налогу на прибыль, предусмотренные ПБУ 18/02.
Рассмотрим организацию системы налогового учета на базе бухгалтерского подробнее.
Основной принцип построения предлагаемой системы налогового учета заключается в следующем.
Информация для регистров налогового учета формируется в специальном бухгалтерском отчете — Ведомости приложений к регистрам налогового учета. Эта ведомость формируется аналогично оборотно-сальдовой ведомости.
Отличие лишь в содержании Ведомости приложений, которое определяется для конкретного предприятия в момент настройки системы налогового учета.
Чтобы организовать налоговый учет по описанной выше схеме и в конечном счете составить декларацию по налогу на прибыль, необходимо выполнить следующие действия.Шаг 1. Определить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета. На этом этапе нужно максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Шаг 2. Проанализировать рабочий план счетов. Анализируются счета доходов и расходов: 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
Для каждого субсчета и счета аналитического учета определяется статья Налогового кодекса, которая устанавливает, как этот вид доходов или расходов учитывается в налоговом учете. Такой анализ позволяет обеспечить корректный учет и не пропустить в налоговом учете никаких операций.
Если субсчет или счет аналитического учета содержит несколько видов доходов (расходов), которые в налоговом учете отражаются в разных строках декларации, к нему нужно открыть дополнительную аналитику.
В результате получаем рабочий план счетов бухгалтерского учета, который может быть использован для построения налогового учета в организации.
Шаг 3. В полученном плане счетов для каждого вида доходов и расходов, отраженных на субсчетах и счетах аналитического учета, необходимо определить их место в налоговой декларации а именно: лист, приложение к листу и строку.
Шаг 4. Все виды доходов и расходов, которые должны попасть в декларацию, переносятся в Ведомость приложений к налоговым регистрам. На основе Ведомости приложений формируются налоговые регистры и налоговая декларация.
Шаг 5. Необходимо разработать и утвердить в составе учетной политики для целей налогообложения:
- регистры налогового учета;
- приложения к регистрам налогового учета.
Теперь о каждом шаге детально
Общие принципы формирования учетной политики и рабочего плана счетов
Обязательное условие работы предлагаемой системы — максимальное единообразие в формировании стоимости активов в бухгалтерском и налоговом учете. Это позволит упростить первоначальную настройку системы. Например, себестоимость материалов при их отпуске в производство и ценных бумаг при их выбытии целесообразно списывать в бухгалтерском и налоговом учете одинаково.
Таким образом, учетную политику для целей бухгалтерского учета нужно формировать «с оглядкой» на налоговое законодательство. В рабочем плане счетов необходимо предусмотреть аналитику, необходимую для того, чтобы получить из бухгалтерского учета данные для налогового учета (см. таблицы 1 — 3).
Таблица 1. Пример аналитики для счета 90 субсчет 1 «Выручка»
1 | Выручка от реализации собственной продукции, связанной с обработкой сырья | Ст.249 |
Регистры налогового учета в 1С 8.3
Налоговые регистры в 1С 8.3 редакция 3.0 – что это? Кто должен вести регистры налогового учета? Для чего они предназначены? Какие регистры налогового учета можно вести автоматически в программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0? Обо всем этом узнаем далее.
Формы регистров налогового учета и порядок их отражения в 1С 8.3
Вести налоговые регистры налогоплательщиков налога на прибыль обязывает ст. 313 и 314 Налогового кодекса. Однако там четко прописан лишь перечень обязательных реквизитов этого документа:
- Название;
- Дата или период;
- Наименование операции;
- Измерители;
- Ответственные за составление и их подписи.
Форма же регистров, их перечень и содержание оставлены на усмотрение самих налогоплательщиков. Главное, чтобы они раскрывали порядок формирования налоговой базы. Разрешено даже использовать в этом качестве бухгалтерские регистры, если они содержат достаточно для расчета налога данных. В программе 1С 8.3 это могут быть оборотно-сальдовые ведомости, если их настроить следующим образом:
В оборотно-сальдовой ведомости (карточке счета и т.п.) на закладке Показатели нужно убрать галочку бухгалтерский учет и поставить налоговый учет. Таким образом, в отчете отразятся только данные налогового учета по счетам.
Тем не менее, относиться легкомысленно к этим документам не стоит, так как отсутствие регистров – повод для штрафа за грубое нарушение учета. Перечень и форму регистров нужно утвердить в Учетной политике по налоговому учету, принимая во внимание, что именно эти регистры обязаны предоставить при запросе налоговому органу.
Аналитические регистры налогового учета в 1С 8.3
В программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 представлено четыре блока аналитических регистров: Отчеты – Налог на прибыль – Регистры налогового учета:
Это не означает, что они все обязательны. Нужно выбрать те, что актуальны именно для организации. Рассмотрим их поближе. Первый блок содержит регистры, в которых отражается информация о доходах и расходах, попадающих непосредственно в декларацию по налогу на прибыль:
Остальные регистры носят информативный, вспомогательный характер, детализируют информацию различных участков учета. По ним можно ориентироваться при проверке декларации и поиске ошибок. По кнопке Настройка можно отметить только те отчеты, которыми пользуетесь в базе 1С 8.3, остальные будут скрыты:
Всегда можно вернуть автоматические настройки, воспользовавшись функцией Сбросить мои настройки в меню Еще:
Образец заполнения регистров налогового учета в 1С 8.3
Рассмотрим, какие настройки доступны внутри самих регистров. Как обычно, это Группировка, Отборы, Дополнительные поля, Сортировка, Оформление:
То, что может заинтересовать в рамках данного материала, находится на закладке Оформление. Чтобы распечатанный регистр соответствовал требованиям законодательства, он должен содержать все обязательные реквизиты, о которых говорилось выше. Для этого нужно проставить отметки напротив нужных реквизитов:
После формирования, в отчете появятся все необходимые сведения:
Назначить ответственного за ведение регистра в 1С 8.3 Бухгалтерия можно в разделе меню Главное – Реквизиты организации – Подписи:
По ссылке Ответственные за подготовку отчетов откроется перечень ответственных, где нужно выбрать нужных работников организации. Вся последовательность смены ответственных лиц хранится в базе 1С 8.3, ее можно посмотреть по ссылке История:Еще одна интересная настройка регистров – Отбор:
Добавив этот реквизит в отчет, увидим параметры, по которым в программе 1С 8.3 настроен отбор данных в конкретный регистр:
В 1С 8.3 можно настроить отчет необходимым образом и по кнопке Еще – Сохранить настройки, либо Сохранить вариант отчета:
При втором варианте, видоизмененный отчет появится в перечне регистров:
Кроме того, в 1С 8.3 можно настроить его доступность другим пользователям:
Как распечатать бланки налоговых регистров к Учетной политике
В конфигурации 8.3 разработчиками программы 1С предоставлена возможность распечатать регистры налогового учета к учетной политике в разделе Главное – Учетная политика:
После того как настроена и записана учетная политика, можно распечатать перечень выбранных регистров и их формы, отметив нужные галочками:
На сайте ПРОФБУХ8 Вы можете ознакомиться с другими бесплатными статьями и видеоуроками по конфигурации 1C Бухгалтерия 8.3 (8.2). Полный список наших предложений можно посмотреть в каталоге.
Рекомендуем посмотреть наш семинар по ошибкам в налоговом учете в 1С 8.3:
Поставьте вашу оценку этой статье: (1 5,00 из 5)
Загрузка… Поставьте вашу оценку этой статье: (1 5,00 из 5)
Загрузка…
Налоговые регистры: инструкция по применению
Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ.
Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего.
А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.
К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль.
При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения.
И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.
Сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль по новой форме
Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.
07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций.
Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.
Сколько строк в декларации — столько регистров?
Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса.
Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).
Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета.При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей.
А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.
Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно.
Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации.
И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.
Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.
Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой.
Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.
05 № А42-7611/04-15).
Тщательнее готовьте учетную политику
Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее.
Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает.
Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.
Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.Заметим, что это дело далеко не единственное.
Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике.
Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).
Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.
Неполные регистры
Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах.
Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее.
Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.
Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра.
Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см.
, например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).
*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.