+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Исчисление срока исковой давности для взыскания пеней по налогу

Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Исчисление срока исковой давности для взыскания пеней по налогу

Срок исковой давности по налогам — это период времени, когда налоговый орган вправе принудительно взыскать задолженность по уплате налогов. Однако у плательщиков довольно часто образуются задолженности по налоговым платежам. Поэтому важно разобраться в том, есть ли срок давности по налогам для физических и юридических лиц и какие в этом вопросе есть нюансы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований.

Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК. При нарушении установленных периодов уплачивается пеня (ст.

75 НК).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК, в налоговой сфере не применяется.

Срок давности по налогам физических лиц

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Налоговая проверка бывает:

  • камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
  • выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.

Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2020 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:

  • если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
  • когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
  • если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.

В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.

Срок исковой давности по налогам юридических лиц

Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше).

Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК.

Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.

С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 – 47 НК. Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств.

Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода.

Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

Давность по налоговым нарушениям

Названная давность аналогична рассмотренной выше (при взыскании налогового долга) по правилам и длительности. Давность привлечения к ответственности — это временной отрезок, когда ИФНС начисляет штраф. Он равен трем годам с момента совершения нарушения либо после окончания налогового периода, если речь идет о ст. 120, 122 НК.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/sroki-iskovoy-davnosti

Срок налоговой давности или срок давности по налогам

Исчисление срока исковой давности для взыскания пеней по налогу

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности – понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) –  до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок – инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать  налоговый орган потеряет;
  • срок, для  предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга  (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля  – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате  долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате  при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков  взыскания налогов  – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить  как  установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет,  с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика – если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика – если долг выявлен по результатам камеральной проверки.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга – взыскание  налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее – при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа  о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде  в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.

Списание задолженности по налогам по иску налогоплательщика

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/srok-davnosti-dlya-vyiyavleniya-i-vzyiskaniya-nalogovoy-nedoimki.html

Срок исковой давности по пеням в налоговую

Исчисление срока исковой давности для взыскания пеней по налогу

Статья акутальна на: Февраль 2020 г.

За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику или налоговому агенту в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.

Основание спора

Решением ИФНС предприятию доначислены к уплате в бюджет недоимка по НДФЛ,
пени по НДФЛ, в разы превышающие сумму недоимки, и штрафные санкции за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом. Пени исчислены по состоянию на дату принятия решения.

Позиция налогоплательщика

Налогоплательщик считает, что пеня за неуплату НДФЛ должна рассчитываться только
за проверяемый период.

Позиция налогового органа

За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога

или сбора, начисляются пени. Пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки по налогу.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30 сентября 2016 г. по делу № А32-19438/2016

Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога
не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).

За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику или налоговому агенту в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.

Пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки по налогу. Данная позиция отражена в пунктах 57 и 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1–4 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пунктом 5 статьи 75 НК РФ определено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. За все время до даты фактического исполнения обязанности по уплате налога пени продолжают начисляться
на сумму налога.

Задолженность образовалась в течение проверяемого периода, и пени, являющиеся по существу компенсацией потерь бюджета, подлежат начислению на момент окончания налоговой проверки и принятия итогового решения, в котором определяются неуплаченные суммы налогов, пени, как компенсационная мера, а также налоговые санкции.

Налоговое законодательство связывает момент прекращения начисления пени не с датой окончания проверяемого периода, а с моментом уплаты (перечисления) налога (сбора)
в соответствующий бюджет, что также подтверждается арбитражной практикой (постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, от 1 января 2010 г. № 13065/10).

Довод заявителя о том, что пеня должна рассчитываться за проверяемый период, то есть
с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года, несостоятелен.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2020 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Распечатать

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Давность взыскания налогов, пеней, штрафов

«Налоговый вестник», N 1, 2001

Для руководителя и бухгалтера любого предприятия важно знать, за какой срок к нему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов в отношении налогов, начислены пени и штрафы.

Этот вопрос возникает, когда предприятие узнает о предстоящей налоговой проверке или принимает решение заказать в аудиторской компании налоговый аудит за предыдущие годы деятельности.

Предприятие может самостоятельно выявить ошибку в исчислении налогов, которую оно продолжает делать уже несколько лет, и необходимо твердое понимание того, за какой период целесообразно подать исправленные декларации, а за какой этого можно не делать, так как наказать его за давностью уже невозможно.

Это важно знать:  Исковое заявление о нарушении прав потребителя: образец

1. Налоговые санкции

Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций (штрафов).

Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания.

1.1. Давность привлечения к налоговой ответственности

В соответствии со ст.113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст.120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ, а по остальным правонарушениям — со дня совершения правонарушения.

1.2. Давность взыскания

Согласно ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

2. Давность взыскания налога, пени

Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно взято из гражданского законодательства. В соответствии со ст.

2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот подход был подтвержден п.

1 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, утвержденного Письмом ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373. Скорее можно говорить о давности взыскания налога (пени).

2.1. Бесспорное взыскание налога налоговым органом

В соответствии со ст.46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, то есть свыше 60 дней, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.

Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Следовательно, налоговый орган вправе выставить требование или непосредственно после наступления срока уплаты налога (не позднее истечения 3 месяцев), или по итогам налоговой проверки. Других возможностей для выставления требования у налоговых органов нет.

В соответствии со ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

  1. налоговый орган не вправе выставлять требования по налогам, причитающимся к уплате ранее, чем за три предыдущих года;
  2. налоговый орган не вправе взыскать налоги (и пени по ним), которые могут быть выявлены и предъявлены к уплате только по результатам налоговой проверки, ранее, чем за три предыдущих года.

Однако согласно п.3 ст.46 НК РФ в случае пропуска срока для бесспорного взыскания налога (пени) налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы вправе обращаться в суд. По мнению, например, С.Д. Шаталова, таких ограничений нет, следовательно, сроков давности взыскания налогов и пеней через суд не установлено .

Источник: https://pravagarant.ru/srok-iskovoj-davnosti-po-penjam-v-nalogovuju/

Срок давности пени

Исчисление срока исковой давности для взыскания пеней по налогу

Уважаемый Аноним!

Налоговым кодексом РФ срок исковой давности по уплате недоимки, задолженности по пеням, штрафам не установлен.

Общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса РФ, к налоговым правоотношениям не применяется (часть 3 статьи 2 ГК РФ).

При рассмотрении вопроса о сроках взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не стоит путать сроки взыскания и срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный статьей 113 Налогового кодекса РФ.

Не стоить путать сроки взыскания также с таким понятием как срок давности по уплате налогов, поскольку указанного срока Налоговым кодексом РФ также не установлено.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием направления налоговым/таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1 ст. 45 НК РФ).

По общему правилу, требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафов должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки (ст.

Срок исковой давности по пеням

70 НК РФ)

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки направляется налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ч. 2 ст. 70 НК РФ).

По истечении срока, указанного в требовании, а таковой срок равен 8 дням с даты его получения (срок может иметь большую продолжительность), налоговый орган должен принять решение о взыскании.

В том случае, если налоговый орган обращает взыскание на счета налогоплательщика, решение должно быть принято после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 7 стати 46 Налогового кодекса РФ, налоговый орган имеет право произвести взыскание за счет имущества налогоплательщика. Решение о взыскании в данном случае должно быть вынесено налоговым органом в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решения о взыскании, вынесенные по истечении вышеперечисленных сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежат.

Однако, в данном случае, т. е. при наличии пропуска срока, установленного для вынесения соответствующего решения, налоговый орган имеет право обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Сроки обращения в суд также дифференцированы в зависимости от вида взыскания.

При принятии решении о взыскании на счета налогоплательщика, налоговый орган может обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Если решение было принято о взыскании за счет имущества налогоплательщика, срок для обращения в суд равен 2 годам со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В обоих случаях пропущенный срок при наличии уважительных причин его пропуска может быть восстановлен судом.

Перечисленные выше сроки, в течение которых налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании, установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей. Заявление о взыскании в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, не подав искового заявления о взыскании в течение вышеуказанных сроков, налоговый орган лишается возможности обращения взыскания на эти платежи.

В то же время следует иметь в виду, что срок давности обращения в суд о взыскании налоговой санкции является самостоятельным сроком он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срок давности, указанный в статье 113 Налогового кодекса РФ.

Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности.

Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности связывается не с решением суда о взыскании налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо, в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта, с соответствующим решением руководителя налогового органа (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П “По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа”).

Также необходимо отметить, что до признания в установленном порядке недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию, указанные суммы учитываются налоговыми органами в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из информационной базы ФНС России.

Одним из оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безденежными к взысканию и их списанию является судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафа (ст. 59 НК РФ).

УСПЕХА ВАМ.

Надеюсь на Ваш положительный отзыв.

Начисление пеней по истечении пресекательного срока

Не секрет, что организациям не всегда удается своевременно заплатить налоги, а ведь просрочка платежа по налогу чревата начислением пеней.

В связи с этим возникает вопрос: как долго происходит начисление пеней — до непосредственного исполнения обязательств или налоговым законодательством все же предусмотрены временные рамки, ограничивающие правомерность их начисления? Об этом вы узнаете из нашей статьи, а также о том, с какими проблемами в данной ситуации может столкнуться налогоплательщик.

Правовое поле

Как известно, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться разными способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика (п. 1 ст. 72 НК РФ).

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ст. 75 НК РФ).

Внимание! Пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (п. 8 ст. 75 НК РФ), а также в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В последнем случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Для взыскания пеней за несвоевременную уплату налога применяются те же правила, что и для взыскания недоимки по налогу (п. 6 ст. 75, п. 9 ст. 46 НК РФ).

Пени, помимо добровольной уплаты на основании самостоятельно выполненного расчета организацией или требования, выставленного налоговым органом в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки (ст. 69 НК РФ), могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке (ст. 46 НК РФ).

Для этого после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев налоговый орган принимает решение о принудительном взыскании налога. Если двухмесячный срок пропущен, налоговый орган может обратиться в суд с иском об уплате суммы налога.

При этом заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения обязательств, установленного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Примечание. Налоговым законодательством предусмотрено взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).

Теперь немного о пресекательном сроке, который предоставляется законом для выполнения определенного действия, необходимого в интересах сохранения лицом своего права или защиты своих интересов, и отличается от срока давности по цели.

Если при истечении срока давности само право продолжает существовать, хотя оно не может быть защищено в принудительном порядке, то после истечения пресекательного срока соответствующее право уже не существует.

Как правило, пресекательный срок не может быть увеличен или прерван.

Таким образом, если по истечении срока, установленного в требовании об уплате налога и пени, налоговым органом в течение двух месяцев не принимается решение о принудительном (бесспорном) взыскании недоимки и пеней, срок давности включает в себя три месяца на предъявление требования (срок на его добровольное исполнение) и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд. При этом последний является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя. Трехмесячный же срок не является пресекательным, поскольку его исчисление начинается со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Официальная позиция

Источник: https://berkutgun.ru/srok-davnosti-peni/

Допустимые сроки на взыскание пеней по налогу

Исчисление срока исковой давности для взыскания пеней по налогу

Реалии таковы, что хоз.субъекты являются основными нарушителями сроков расчетов по обязательным платежам в казну.

Начисление пеней не всегда способствует обеспечению исполнения обязательств перед бюджетом вовремя и добровольно, что увеличивает сумму долга.

Но важно понимать, до какого времени будет начисляться санкционная мера в 2019 году: до уплаты налога или есть для пени по налогам срок давности.

Срок давности по пеням

Пени – вариант неустойки, мера финансового характера, которая применяется, когда должное лицо не выполнило свою обязанность, основанную на законе (транспортный или земельный налог и т.д.) или на гражданско-правовом договоре:

  • Аренды.
  • Подряда.
  • Об алиментах.
  • Гос.контракту.
  • Кредитному.
  • Об оказании услуг ЖКХ.
  • С застройщиком и т.д.

Исчисляется в процентном соотношении к величине основного долга за каждый день просрочки.

Среди физлиц самым распространенными случаями начисления подобной неустойки является просрочка оплаты коммунальных услуг или квартплата за занимаемое жилое помещение.

Также достаточно часто допускается просрочка уплаты транспортного, земельного или имущественного налога. У хозяйствующих субъектов начисление пени становится результатом несвоевременного расчета перед пенсионным фондом, налогами в бюджет и т.д.

Уклонения от исполнения финансовых обязательств приведет к начислению пени

Законодательное регулирование

В НК отсутствует норма, которая содержит конкретную формулировку относительно того, имеют ли пени срок исковой давности. Вместе с тем, данный институт расписывается в ГК РФ. В силу 196 статьи названного акта определено, что стандартный, единый для большинства правоотношений, трехгодичный срок давности не применяется по пеням на налоги.

В сфере налогообложения есть самостоятельные понятия: срок взыскания задолженности по пеням и т.д. и он же для применения мер ответственности. Это нетождественные термины и ставить между ними равенство нельзя. И уж тем более не следует сюда приписывать давность по уплатам налогов.

В силу 70 нормы НК РФ по результатам проверки фискальный орган выставляет официальную претензию о необходимости оплатить налог в 10-дневный срок, который следует сразу за днем обретения решением юридической силы.

Если по истечении 8 дней, а в некоторых случаях может быть больше, со дня получения требования исполнение не наступило, инспекцией должен решиться вопрос о взыскании. Когда оно применяется к счетам обязанного перед бюджетом в КФО, то сделать это необходимо, как только выйдет срок, оговоренный в требовании, в 2-месячный период.

Когда финансов на счетах недостаточно или сведения об их наличии отсутствуют вовсе, и в прочих случаях, которые предусмотрены п.7 ст.46 НК РФ, под взыскание вполне законно может попасть имущество. Решение об этом должно последовать в установленной форме на протяжении года, после выхода времени исполнения претензии о погашении задолженности.

Если решения принимаются с опозданием, то они переходят в разряд недействительных и нет необходимости их исполнять.

Судебные решения по пеням

В случае когда срок упущен, фискальная служба может и должна обратиться в суд с просьбой взыскать причитающиеся суммы, начисленные к уплате по обязательствам перед бюджетом.

Время, в которое нужно подать в суд, отличается. Если обращение намереваются наложить на:

  • Счета контрагента, то есть полугодовой период. Отсчет начинается со дня, следующего за выходом срока для исполнения требования о погашении задолженности перед бюджетом.
  • Имущество, то предоставлено 2 года. Течение начинается по общему правилу, после того как закончился срок для исполнения требования.

Взыскать долг можно через суд

Пропущенный срок и в первом, и во втором случаях можно восстановить судебным постановлением по ходатайству самой налоговой службы.

Эти сроки касаются только взысканий с хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. Когда обязанной стороной выступает гражданин – физическое лицо, то применяются те, что прописаны в 48 норме НК РФ.

Если и в эти рамки инспекция не управится и не обратится в суд, то она утрачивает соответствующее право и принудить произвести платежи должника не сможет.

Срок давности взыскания пени по налогам по суду отдельный и не связан с иными. Он не включен в рамки времени для привлечения к ответственности в пределах анализируемого законодательства. При этом весь процесс, если уже начат, не ограничивается давностью. Производство фемидой может быть начато вовремя, а решение вынесено уже за рамками установленного предела.

Давность по взысканию санкции в сфере налогообложения – временной диапазон, который начинается с даты, следующей за последним днем, когда возможно привлечение субъекта к ответственности.

Выход срока для наложения налоговых санкций связано не с судебным постановлением о взыскании, а с принятием проверочного акта ИФНС либо, если последний необязателен к составлению, с решением главы инспекции. Такое разъяснение дал КС РФ в своем апрельском постановлении №9 2005 года.

Разработан и применяется порядок определения недоимки, задолженности по пеням и т.д. безнадежными. До официального отнесения их к таковым, эти суммы учитываются ИФНС в числе задолженности плательщика и не удаляются из информ. базы данной службы.

Основанием, но не единственным, к признанию недоимки и прочих санкционных и иных долгов в бюджет, безнадежными и подлежащими списанию, является акт суда, по которому за фискальной службой прекращает числиться право взыскания этих сумм по причине выхода установленного срока их взыскания. Об этом же свидетельствует определение об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Не стоит забыть о сроках, в течение которых можно взыскать долги

Правовые понятия

В 72 норме отечественного НК закреплено, что исполнение обязательств может быть обеспечено:

  • Залогом.
  • Поручительством.
  • Пенями.
  • Заморозкой трансакций по счетам в КФО.
  • Арестом имущества.

Пенями признается сумма средств, которая насчитывается и подлежит уплате обязанным перед бюджетом лицом, если причитающийся налог уплачивается с пропуском срока, который установлен действующим законодательством. Их внесение должно происходить одновременно или уже после полной уплаты основного долга – начисленного налога. Это правило зафиксировано в статье 75 НК РФ.

Следует отличать задолженность от недоимки, поскольку на величину последней не начисляются пени. Под ней подразумевается сумма, которая возникла при реализации письменных инструкций о порядке исчисления и внесения фискального сбора.

Разъяснения должны исходить от уполномоченного и компетентного гос. органа, необязательно налогового. Сюда же входят и случаи приостановления трансакций по счетам или ареста собственности по воле суда или инспекции.

Весь период действия таких мер освобождается от начисления санкций.

Правила, которые применяются для взыскания пени и недоимки согласно п.6 чт.75 и п.9 ст.46 кодекса, одинаковые.

Удержание пеней, возможно принудительно из финансов, размещенных должником в КФО.

Это не распространяется на те случаи, когда уплата пусть и просроченного налога произведена добровольно после самостоятельно произведенного расчета или выставленной претензии ИФНС в трехмесячный период со дня выявления недоимки.

Принудительный механизм возможен в двухмесячный промежуток времени, который начинает исчисляться с момента выхода срока, прописанного в претензии.

Если своевременно это не сделали, то действовать следует в рамках судопроизводства, хотя такой вариант также ограничивается. По п.3 ст.46 НК РФ налоговой дается 6 месяцев, после истечения срока для самостоятельного принудительного исполнения обязательства, которое указано в требовании.

Начисление пеней происходит в соответствии с кодексом

Нормой 47 названного акта также предусмотрена возможность взыскивать как само неисполненное обязательство, так и пени и штрафы за счет прочей собственности имущества должника.

Начисление пеней после пресекательного срока

Пресекательным именуется отрезок времени, в силу закона предоставленный для выполнения конкретного действия, нужного для сохранения за лицом своего права или защиты интересов. Цель данного срока также отличается от срока исковой давности, в том числе по пеням в налоговую.

Ведь если последнее закончилось, само право никуда не девается и продолжает существовать, но лицо не может его осуществить с помощью принудительных инструментов. Когда заканчивается пресекательный срок, то право уже отсутствует.

В большинстве ситуаций не допускается его увеличение или прерывание.

Основания для исключения пеней

Опираясь на сущность пресекательного срока, очевидно, что как только он выходит, налоговая теряет права взимать пени и отражать задолженность на лицевом счету в федеральной базе. Но практика показывает, что суды не считают, что сведения из информ. базы подлежат удалению.

По мнению суда, которое основано на 44,45,59 нормах НК и правительственном постановлении №100, задолженность по пеням переходит в разряд безнадежной, только когда юридическое лицо перестало существовать – ликвидировалось. Иных оснований налоговое законодательство для исключения пеней не предусматривает.

Последовательность отнесения недоимок и пеней к безнадежным к взысканию и их списание прописано в правительственном постановлении №100 от 12.02.2001. Оно касается не только сумм, которые висят перед федеральным бюджетом, но и страховых взносов в гос.внебюджетные фонды.

Получается, что оснований практически нет и сведения о них в базе будут числиться постоянно, если только субъект не прекратит свое существование или не рассчитается.

О пени по налогам и не только можно узнать из видео:



Источник: https://MoyDolg.com/peni/po-nalogam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.