Плюсы финского образования

Основные плюсы и минусы финской системы образования

Плюсы финского образования

Финское образование – одно из самых широко обсуждаемых в мире. Это некий феномен, поскольку школьники проводят в учебных заведениях чрезвычайно мало времени, занимая лидирующие позиции среди читающих и эрудированных подростков мира. Но стали они таковыми далеко не путём долгой зубрёжки и часовыми занятиями за партой.

Что представляет собой финская система образования?

Для того, чтобы иметь малейшее представление о школе в Финляндии, стоит знать, что учебный год в ней длится 10 месяцев, с августа по май. Занятия проводятся по будним дням, с некоторым сокращением по пятницам, в дневные часы. Каникулами служат 4-5 дней в осенний период, пара недель на Рождество и одна неделя на Пасху.

На первый взгляд кажется, что расписание достаточно укомплектованное и свободного времени не должно оставаться много. Но это совершенно ошибочно. Рассматривая план учебных занятий ближе, можно заметить, что они насыщены спортивными тренировками, кружками по мастерству и рукоделию и прочим другим, интересующим подростка.

Основные плюсы

Как и любая система образования, финская имеет собственный ряд недостатков и преимуществ. Главными из плюсов являются:

  • Равенство между школами. Это означает, что если учреждения государственного типа, то они спонсируются все одинаково и не существует классового разделения на учреждения «богатые» и «бедные». До некоторых пор в Финляндии существовал закон, запрещающий родителям выбирать заведение для ребёнка. Нужно было отдавать его в ближайшую по месту жительства. С недавних пор запрет был снят, но большинство мам и пап всё еще отдает своё чадо в ту школу, которая поблизости, так как это удобнее, а уровень образования не будет отличаться от той, другом конце города. Это не значит, что не существует школ частного типа, но чаще всего они не востребованы. В них нуждаются те дети, которые сознательно делают уклон в какую- либо специальность, будь он языковой или математический.
  • Равенство между учениками. Финское управление не классифицирует детей на сильных и слабых, здоровых и больных, позволяя им учиться в одном классе. Поэтому часто можно встретить за одной партой ученика на инвалидной коляске и отстающего подростка. Все они свободно адаптируются в социуме и, общаясь со сверстниками, интегрируются в общество. Разница между одаренными детьми и с замедленным развитием в этой стране чрезвычайно мала.
  • Равенство между родителями. Во всех учебных заведениях категорически запрещены всяческие анкеты и программы, позволяющие узнать место работы родителя ребёнка. На это руководство смотрит в последнюю очередь, отдавая приоритетное значение самому ученику.
  • Отсутствие денежных сборов. Государственная школа предоставляет ребёнку всё: от ручки для письма до проезда в школьном автобусе. Родители при этом не платят ни копейки за учебные пособия, ноутбуки, обеды, внеклассные мероприятия, среди которых экскурсии и музеи, транспорт, подвозящий ребёнка до школы и дома, если он живет дальше двух километров от места обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику. Учителя в Финляндии не оценивают класс как единый организм, где все, как клетки, подобны друг другу. Наоборот, педагог готовит каждого ребёнка в силу его способностей. Так, каждый получает на проверочных работах разноуровневые задания, соответствующие его знаниям. Это касается и домашних заданий.
  • К тому же, финский учитель свободно может остаться с отстающим после занятий для дополнительного объяснения материала. То, что у нас чаще всего называется репетиторством и проводится за отдельную плату, там ведётся бесплатно и даже поощряется.
  • Применимость к реальной жизни. В классах учат тому, что действительно важно: то, как высчитывать банковский процент, составлять резюме или портфолио для работы, уметь платить по квартирным счетам или создать план местности. Ненужные вещи отсеиваются, а остается то, что важно во взрослой жизни.
  • Самовоспитание и добровольность. Педагоги уверены, что получать знания будет тот, кто хочет их получать. Своеобразная русская поговорка «насильно мил не будешь» действует безотказно и ненужные для подростка предметы убираются из расписания.
  • Остаться на второй год в школе также не позорно. Никто ученика не торопит с выбором профессии, а дополнительный год поможет повысить уровень знаний и оценок.

Основные минусы

Кроме ряда положительных сторон, финское образование, естественно, имеет негативные стороны:

  • Некоторые считают, что такой метод обучения не даёт развиваться отстающим ученикам. Ведь если ты не справился с заданием, чуть сложнее твоего обычного – ничего страшного, завтра вернёшься к старому. Это не дает шансов попробовать сделать это лучше и подняться на больший уровень.
  • Отсутствие субординации между учеником и учителем может быть некомфортным для некоторых педагогов, так как подростковый возраст и юношеский максимализм даёт о себе знать в виде необдуманных оскорблений в сторону взрослого.
  • Контракт с педагогами заключается всего на один год, поэтому иногда могут попасться разношерстные кадры. Некоторые могут быть недостаточно квалифицированными или неумеющими обучать детей должным способом.

Как бы то ни было, итогами образования могут служить только факты. Финские подростки не тратят множество часов на зубрёжку, свои нервы и нервы близких на подготовку к экзаменам, а наслаждаются неповторимым временем детства, успевая при этом качественно учиться. Хорошо это или плохо каждый решает для себя, но всё же поучиться у финской системы образования несомненно есть чему.

Плюсы и минусы финского образования

Плюсы финского образования

Финляндия стала независимым государством относительно недавно, но достигла впечатляющих успехов на образовательном поприще, создав одну из самых лучших в мире систем. Ее система образования вызывает неподдельный интерес у педагогов разных стран, она обсуждается специалистами и вызывает восхищение у обывателей.

Современные родители мечтают отправить на обучение в Финляндию своих детей, а выпускники школ все чаще отдают предпочтение учебным заведениям этой страны. В чем же состоит феномен финского образования, и какие положительные и отрицательные стороны он имеет?

Период детства

Образовательный процесс в игровой форме начинается в детском саду с шести лет. Он преследует цель передать детям знания и навыки, необходимые для первого этапа школьного обучения.

Во главу угла ставится убеждение в талантливости каждого ребенка, позволяющей уже в дошкольном возрасте освоить два языка страны – финский и шведский. В детсад принимаются все малыши, которым исполнилось десять месяцев. Рядом с обычными ребятишками находятся дети-инвалиды, что позволяет многим из них восстановиться, общаясь со сверстниками.

Школьный период

При том, что для школьников страны характерно блистать эрудицией и начитанностью, в учебном заведении они проводят небольшое количество времени. Что же позволяет им получать знания без зубрежки и длительных занятий в школе? Длительность учебного года – 10 месяцев (август-май), с занятиями по будним дням только в дневное время, краткосрочными каникулами осенью, зимой и весной.

В расписании учебного процесса много времени уделяется интересным для ребенка занятиям: спорту, кружкам по увлечениям и так далее. Никакие предметы для изучения не навязываются, учитывая индивидуальные способности и особенности каждого школьника. Обучение двухуровневое.

Нижний уровень до седьмого класса. Верхний – по девятый класс. Далее ребенок выбирает лицей или колледж, в зависимости от специализации.

Определим плюсы и минусы финского школьного образования. К преимуществам стоит отнести следующее:

  1. Все государственные школы равны. Нет элитных заведений, которые получали бы больше средств на развитие. Выбор школы для ребенка свободный и не зависит от места жительства. А учитывая равные финансовые и образовательные возможности школ, предпочтение отдается ближайшим из них. Частные школы существуют для тех, кто осознанно изучает определенный предмет, являющийся профильным для выбранной профессии.
  2. Финская система не делит детей по уровню знаний, здоровью. В одном классе соседствуют инвалиды-колясочники, отстающие ученики и вундеркинды. Все они общаются на равных, адаптируясь в социум. Каждый индивидуален и талантлив по-своему, что подчеркивается преподавателями.
  3. Положение ребенка среди сверстников и отношение к нему педагогов не зависит от места работы и должностей родителей. Строго запрещено анкетирование учащихся на предмет выяснения места работы родителей. Приоритетными для учителя являются сами дети.
  4. Никаких поборов и взносов. Государство обеспечивает ребенка всем. От письменных принадлежностей и ноутбуков, до транспорта и обеда. Школа бесплатно проводит экскурсии и мероприятия.
  5. Дети имеют разные знания в меру своих способностей, поэтому получают задания разного уровня сложности. Это и называется индивидуальным подходом к каждому ребенку.
  6. Если ученик требует дополнительного разъяснения материала, то учитель бесплатно уделит ему время после уроков. И будет поощрен за это.
  7. Детей учат реалиям, а не отвлеченным понятиям. Школа дает знания для повседневной жизни. Например, изучается расчет банковского процента, составление резюме, создание плана местности и прочее.
  8. Поощряется добровольное участие в учебном процессе и самовоспитание. Подросток получает только те знания, которые действительно хочет получить. С этой целью корректируется расписание, где отсекаются ненужные для каждого индивидуума предметы.
  9. Второгодники не высмеиваются и не предаются позору. Считается, что ребенок может улучшить знания и определиться с профессией.

Кроме указанных положительных моментов, стоит обратить внимание на негативные аспекты:

  1. Отсутствует стремление улучшить уровень знаний у отстающих школьников, так как им предлагаются задания проще, чем у отличников, ограничивая шансы достичь лидирующих позиций. Всегда можно просто выполнить задание, которое тебе под силу, не стремясь к большему.
  2. Субординация между детьми и педагогами отсутствует, что приводит к некомфортным ситуациям в отношениях, обусловленным подростковым возрастом и юношеским максимализмом.
  3. Школа заключает контракт с педагогами на год, рискуя получить в дальнейшем вместо опытного учителя неквалифицированного работника. Кадровый состав учреждения не постоянный, что не всегда удобно для воспитательного процесса.

Можно долго перечислять все плюсы и минусы финского школьного образования, но факты – упрямая вещь. И они твердят – финские школьники имеют качественные знания без экзаменов, нервотрепок и зубрежек домашнего задания, наслаждаясь свободой выбора и детством-отрочеством.

Студенчество

А чем же знаменательно финское образование для студентов? Отличительной особенностью вузов, в сравнении с другими странами, является узаконенная возможность студентов оказывать реальное влияние на сам процесс, участвуя в развитии учреждения, усовершенствовании структуры образования и создании совместно с педагогами программ.

Это инновационная методика, проблемно-ориентированная, основанная на равноправии, без авторитаризма. Ей присущи дискуссии, групповая работа, самостоятельный поиск информации. Что можно положительного и отрицательного выделить в финском высшем образовании? Несомненными плюсами будут:

  1. Современность образования без языковых границ. В Финляндии можно получить степень магистра или защитить докторскую диссертацию на английском языке, чем многие финны пользуются. Возможность быть в курсе развития современной научной мысли первыми, получая знания от лучших профессоров из других мировых университетов. Вести лекции приглашаются ученые из Европы и Америки.
  2. Бесплатность обучения для всех студентов — еще один плюс в копилку «финского феномена». Деньги на приличное образование есть не у всех. Это очень затратное мероприятие, на которое в Европе даже оформляют кредит. А здесь государство берет на себя все расходы даже на обучение зарубежных студентов. Желание учиться и знания будущего студента, а не его финансовые возможности, являются определяющими при поступлении в университеты.
  3. Равноправие на существование разных точек зрения. Приветствуется свободное выражение собственной позиции по любому вопросу и живой диалог с преподавателями. Здесь нет стандартного подхода и догм, все мнения имеют право на существование.
  4. Удобство организации самого учебного процесса и близость кампусов. Возможность иметь скидки по студенческому билету на посещение спортзала, в музеи, на проезд общественным транспортом. Отлично организованное недорогое питание в столовой, бесплатное распечатывание документов, бесплатное обслуживание в студенческой больнице и многое другое, позволяющее комфортно себя чувствовать.

Где есть плюсы, там всегда найдется место и минусам, среди которых:

  1. Наличие сложностей с поиском жилья и бюрократия. При отсутствии мест в кампусах придется потрудиться, чтобы найти жилье. Документы, поданные для получения вида на жительство, иногда могут рассматриваться с задержкой, что не позволяет быстро получить страховой номер, а значит, снять жилье.
  2. Трудности с практикой и трудоустройством знакомы даже финнам. Летняя практика не организовывается университетом, а полностью возложена на студента. Для трудоустройства и подработки важно владение финским языком и работодатели приветствуют практический опыт.
  3. Нет контроля над каждым студентом, так как все базируется на самоорганизации и самообучении. Это можно было бы отнести к плюсам, но учитывая наш менталитет, когда для студента требуется регулярная встряска и проверка уровня его знаний, относим демократичный подход к образовательному процессу в минусы.
  4. Финский язык достаточно сложный, и, несмотря на возможность бесплатного обучения ему, сносно разговаривать получается не скоро. А это ограничивает возможности студента к общению с однокурсниками, трудоустройству с целью подработки.

Хороша финская образовательная система или нет, решайте сами. Но ознакомиться с ней и взять у нее на вооружение положительные моменты, стоит.

Вайке созерцатель

  • Активность: 108k
  • Пол: Женщина

Вайке созерцатель

Вся правда о хваленом финском образовании от первоисточника

Плюсы финского образования

Решение правительства премьер-министра Юхи Сипиля (Juha Sipilä) сократить финансирование школ вызвало бурное обсуждение состояния системы школьного образования в Финляндии. Политические партии обвиняют друг друга в ухудшении результатов обучения

Издание «Иносми» пишет, что этой осенью парламентская комиссия по образованию попросила специалистов дать свою оценку состоянию среднего образования и дошкольного воспитания. Многие специалисты крайне обеспокоены. Заключения выявили серьезные и скрытые проблемы, существующие в финских школах.

Iltalehti выделило наиболее критические замечания. Самые серьезные проблемы можно объединить в пять групп.

1. Показатели успеваемости снизились

По словам профессора Юсси Вялимаа (Jussi Välimaa), руководителя исследовательского центра, занимающегося вопросами образования, показатели финских школьников по чтению, математике и естествознанию снизились после 2006 года. Тогда Финляндия возглавляла список PISA, оценивающий качество школьного образования.

По мнению Вялимаа, ситуацию еще можно исправить. Финляндия может запустить национальный проект, например, в области математики и естествознания, основное внимание в котором будет уделяться созданию мотивации для обучения.

По словам Вялимаа, у девочек по перечисленным предметам показатели в среднем выше. Даже по математике, где традиционно мальчики сильнее.

2. Десятичный знак может определить будущее ученика

По словам профессора Вялимаа, разные школы по-разному выставляют оценки. Иногда путаница наблюдается даже внутри одной школы. Причина заключается не в неумении учителя оценивать работу учеников, а в недостаточно хорошо разработанных критериях выставления оценок.

Это немаловажная проблема, потому что этап получения аттестата о среднем образовании является для части учеников самым главным жизненным этапом.

Несогласованность в определении оценок выпускников средней школы критикует и Национальный центр по развитию образования в Финляндии Karvi.

По словам руководителя центра Karvi Харри Пелтониеми (Harri Peltoniemi) и заведующей одного из его подразделений Элины Харьюнен (Elina Harjunen), ученики разных школ находятся в неравном положении при поступлении в учебные заведения следующего уровня.

3. В школах существует система распределения по уровню знаний

По мнению профессора Эрно Лехтинена (Erno Lehtinen), самой тревожной причиной снижения результатов PISA является увеличение различий в результатах и быстрый рост зависимости от социально-экономического положения учеников.

По его словам, внутри школ сложилась неофициальная система формирования классов по уровню знаний, в соответствии с которой ученики распределяются по параллельным классам в зависимости от успеваемости.

Лехтинен считает, что ученики специальных классов были в основном детьми из семей, имеющих высокое социально-экономическое положение.

Создавая дифференцированное обучение, часто стремятся к созданию лучших условий для более одаренных и мотивированных детей, что, по словам Лехтинена, вполне объяснимо. На практике же это приводит к различному уровню успеваемости и различным целям в обучении в разных классах.

По мнению Лехтинена, это явление парадоксально. Тот фактор, которым ранее объяснялись успехи системы школьного образования в Финляндии, начинает частично работать против нее.

Независимость муниципалитетов сделала возможным принятие самостоятельных решений, отличных от базовой идеи среднего образования, преследовавшего единые цели.

4. 25 скудных лет после «золотого века» финского образования

По словам советника по делам образования Мартти Хелльстрёма (Martti Hellström), 45-летнюю историю средней школы Финляндии можно разделить на два этапа: начавшийся в 1972 году и закончившийся экономическим кризисом 1990-х годов, и скудный 25-летний период, начавшийся после этого кризиса.

С кризисом 1990-х годов закончился тот период, когда бесплатная для всех средняя школа давала ученикам качественное образование, современные учебные материалы и полностью обеспечивала пособиями.

После кризиса Финляндия одной из первых стран стала отправлять учителей в отпуск без сохранения содержания и перестала выплачивать зарплату подменяющим учителям.

Финские школы начали многократно использовать учебники вплоть до состояния, когда они становились совершенно непригодными.

«Экономили даже на бумажных полотенцах».

В 2000-х годах за учащимися на законодательном уровне закрепили право на получение пособий, но необходимые средства не выделялись.

5. Два национальных периферийных региона в образовании

По словам преподавателя университета Венлы Бернелиус (Venla Bernelius), в Финляндии существуют два национальных периферийных региона в области образования: отдаленные районы и городские районы, в которых проживает малообеспеченное население.

Крупные отдаленные районы находятся в восточной и северной Финляндии. Для этих районов характерны низкий уровень жизни, плохая успеваемость и большая разница в уровне знаний мальчиков и девочек.

По ее словам, хорошо обеспеченные семьи переезжают из районов с плохой репутацией и забирают детей из плохих школ.

Советник по вопросам образования Улла Лайне (Ulla Laine) говорит, что разница в уровне знания родного языка растет. Хорошие ученики учатся еще лучше, плохие — еще хуже. Уровень грамотности детей из малообеспеченных семей стал хуже, а уровень грамотности детей из обеспеченных семей остается хорошим.

Впервые региональная разница в успеваемости стала значительной. По словам Лайне, самая большая разница в грамотности наблюдается между Западной Финляндией и столичным регионом. Разница соответствует примерно годичной программе обучения.

Почему в российских школах невозможно финское чудо

Плюсы финского образования

PISA, репутации идеальной школы, высочайший уровень образования и желание каждого второго школьника попасть в финский лицей — что делает финское образование таким востребованным? Наш блогер Ксения Майорова, основываясь на книге Паси Сальберг, рассказывает, какие вещи стоит почерпнуть из финского опыта.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Финская школа в 2015 года получила пятое место в рейтинге систем школьного образования, составленном Международной программой по оценке успеваемости учащихся PISA. В рейтинге всего 71 места, у России только 32-я позиция.

В чём феномен финской системы образования, чему стоит поучиться у финнов и как новая идея может изменить правила, по которым учится весь мир, Паси Сальберг рассказывает в своей книге «Финские уроки 2.

0: чему мир может научиться благодаря образовательным изменениям в Финляндии».

Финское чудо — Peruskoulu

Финское чудо — именно так называют свою школу финны. Что же скрывается за этим названием? До 1960 года школьное образование в Финляндии было малодоступным. Учились в школе только дети, чьи родители могли оплатить образование, или те, кто жил недалеко от школы. Это положение не устраивало финнов.

Новая политическая среда и переход от сельскохозяйственного строя к промышленному требовали больше образованных людей. Родители из рабочего класса хотели для своих детей более качественного и общедоступного образования в надежде обеспечить им лучшую жизнь. Вопрос общедоступности образования стал национальным и требовал решения на государственном уровне.

В ответ на запрос общества была создана peruskoulu (основная школа) — девятилетняя базовая общеобразовательная школа.

Главный принцип финского образования — предоставление равных возможностей для бесплатного обучения всем гражданам страны, независимо от местожительства и социально-экономического положения.

Все финские дети начинают получать официальное образование, когда им исполняется семь лет.

Школа поделена на три ступени: младшая — с первого по третий класс, средняя — с четвёртого по шестой класс, и старшая — с седьмого по девятый класс.

Подходя к седьмому классу, школьник должен определиться с профориентацией и в зависимости от этого решить, какие предметы изучать. Выбор будущей профессии считается настолько важным, что уже в младшей школе каждому ученику выделяется по два часа в неделю на профориентацию. Поэтому школьники сейчас намного лучше подготовлены к взрослой жизни, чем ещё 20–30 лет назад.

«Финский опыт показывает, что систему, в которой все школьники учатся хорошо, можно создать, неизменно придавая особое значение беспристрастности и сотрудничеству (а не выбору и соревнованию)» (Паси Сальберг, «Финские уроки»).

С 1990 года в Финляндии обучают по модульной схеме с заменой обычной системы классов на бесклассовое устройство.

Учебный год делится на шести- или семинедельные периоды, в течение которых учащиеся должны полностью проходить выбранные ими курсы.

Школьник сам решает, что хочет учить. Несмотря на свободу в выборе, есть свои ограничения

Учащиеся должны изучить хотя бы основы: усвоить 18 обязательных предметов и успешно пройти не менее 75 курсов. Около 2/3 этих курсов обязательны. Большинство школьников выходят за рамки минимального количества курсов и учатся больше, проходя от 80 до 90 курсов.

Изменилось отношение и к оцениванию знаний. В peruskoulu вы не встретите экзаменов или зачётов, ведь роль учителя в финской школе — помогать детям учиться, а не успешно проходить тесты. Только по окончании обучения школьники должны выдержать финский национальный выпускной экзамен, после чего им вручается аттестат о среднем школьном образовании.

Быть учителем в Финляндии престижно

Конечно, говоря о финском школьном чуде, нельзя умолчать об особой роли учителей. Быть учителем в Финляндии невероятно престижно, поэтому конкурс на педагогическое отделение — десять человек на место.

Зарплата финского учителя старших классов составляет в среднем 4300 евро, это 314 685 рублей в месяц, а занятость — всего четыре урока в день. Молодёжь, выбирая профессию учителя, ориентируется не на зарплату, а на то, что учителя — это профессионалы, им в финском обществе верят, и их уважают.

Они имеют возможность широко и свободно применять профессиональные знания в школах: сами составляют учебные программы, оценивают достижения учеников, занимаются совершенствованием школы.

«Финляндия, возможно, единственная страна в мире, где учителей младших классов из года в год удаётся отбирать из числа лучших 20% выпускников средней школы.

Это достижение обеспечило надёжную моральную и профессиональную базу начальной школе, где финские дети в течение первых шести лет своей школьной жизни с успехом обучаются у высокопрофессиональных учителей. Я называю это явление финским преимуществом.

В других странах продолжаются споры о том, как привлечь „самых лучших и самых способных“ молодых людей к работе в школе, в то время как в Финляндии эта цель уже достигнута» (Паси Сальберг, «Финские уроки»).

Подготовка учителя в институтах основана на исследовательском подходе. В педагогических вузах Финляндии готовят учёных, которые умеют планировать и проводить исследования по вопросам педагогики. Во время учёбы каждый будущий учитель много времени проводит в школах как помощник практикующих учителей-инструкторов, а его работа оценивается.

Из института даже учителя младших классов выходят с дипломом магистра и могут переходить к соисканию докторской степени. Как и во всём мире, финским учителям платят, отталкиваясь от учебной нагрузки, но у них каждый день находится время и на планирование, самосовершенствование и обсуждение рабочих методов.

Благодаря этому финские школы — это подлинные профессиональные сообщества взаимного обучения учителей.

Образование как двигатель прогресса: какое будущее ждёт финскую школу

Финны делают успехи не только в образовании, но и в области коммерции, технологий, устойчивого развития, эффективности государственного аппарата, и всё это на фоне возрастающего благосостояния общества.

Впору задаться вопросами о взаимозависимости образования и других секторов общественной жизни.

Эта роль двусторонняя, ведь не только образование положительно влияет на общество, другие институты также оказывают на него влияние.

Здравоохранение и занятость в долгосрочной перспективе играют определённую роль и в развитии системы образования

В Финляндии на этот процесс повлияла также политика в области регулирования доходов и обеспечения социальной мобильности и взаимного доверия. Модель финской школы не сформирована окончательно, эксперимент продолжается. Министерство образования видит развитие школы в четырёх направлениях:

  1. Разработка «дорожной карты» обучения для каждого ученика, при участии самого учащегося, педагогов и его родителей;
  2. Уменьшение количества традиционных уроков в пользу межпредметных тем и индивидуальных проектов;
  3. Развитие навыков межличностных отношений и сотрудничества для решения конкретных задач;
  4. Усиление мотивации учеников — финская школа продолжит уходить от идеи тестирования и оценивания в пользу высокой мотивации и заинтересованности учеников в получении знаний.

Опыт финских школ в России: препятствия и риски

Финский опыт может быть интересен и России, но просто взять работающую финскую модель школы и перенести её в наше общество нельзя, потому что:

  • Сама финская школа выстраивалась на протяжении нескольких десятилетий и была приоритетом правительства и общества. Какие бы партии ни формировали парламент в Финляндии, курс на всеобщее доступное образование не менялся ни разу. Отсюда видно, что роль государства в реформировании школы становится определяющей.
  • Такая школа невозможна без учителей-профессионалов. В России эта профессия малооплачиваемая и непрестижная. В наших школах учитель не Творец с большой буквы и не профессионал, чьему мнению доверяют. Скорее это маленький винтик, который в системе образования находится в самом низу и ничего не решает, ведь его работу регламентируют десятки приказов и циркуляров. Пока учителям не доверяют и не уважают в них профессионалов, одарённые молодые люди редко будут выбирать профессию учителя и даже те, кто её выберет, часто будут уходить из профессии, недовольные условиями работы.
  • Нельзя забывать и о большой загрузке: российский учитель ведёт в день по шесть-семь уроков, а ещё должен составлять планы и заполнять тонну документов. В таких условиях совершенствовать себя как специалиста и профессионала почти нереально.
  • Нужно пересмотреть и оплату труда учителя. Российские педагоги старших классов получают намного меньше учителей из других стран мира: по данным Росстата, в 2018 году их средняя зарплата составила 38 419 рублей.
  • Сравнивая российских и финских учителей и условия их работы, не забываем и о самих школьниках. Принцип финской школы — равенство и общая ответственность, российская же школа строится на выборе и соревнованиях. Сложно предсказать, как будет складываться обучение, если внезапно отменить у российских школьников все тесты и экзамены. Будет ли мотивация получать новые знания достаточной, чтобы российские школьники учили дроби и падежи? Не получится ли так, что уровень знаний будет падать и ответственность за образование ребёнка полностью ляжет на плечи родителей?

Секрет стремительного и устойчивого прогресса финской системы образования — в продуманном сочетании не только заимствованных идей, но и собственных традиций, поэтому стоит присмотреться к отдельным решениям и методам, но нельзя слепо копировать систему целиком.

К примеру, повышение престижности профессии учителя привлечёт в школы больше грамотной молодёжи, а уменьшение бюрократизации позволит учителям сконцентрироваться на обучении детей, а не на заполнении планов и отчётов. Требует пересмотра и высокая нагрузка, возложенная на российского учителя.

Шесть-семь уроков в день и классное наставничество российского педагога против четырёх уроков в день финского преподавателя даёт учителям из Финляндии лучше подготовиться к урокам, чем их коллегам из России.

Доверие к учителю позволило бы снять и нагрузку на школьников, уменьшить количество тестов и экзаменационных работ в пользу более вдумчивого и креативного обучения.

Планируя реформы в российском школьном образовании, нельзя торопиться. Реорганизация образования — это большое дело, состоящее из многих этапов. Она займёт много времени: каждый этап должен быть выверен и просчитан.

Если лучшие черты финского образования планомерно воплощать в жизнь в России, спустя время это не только поднимет уровень знаний российского школьника, но благодаря хорошо подготовленным специалистам положительно скажется на развитии остальных отраслей экономики.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Образование в Финляндии

Плюсы финского образования

Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?

Система образования в Финляндии и ее особенности

Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в.  Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев:

  • дошкольное образование,
  • школьное образование,
  • высшее образование,
  • среднее специальное образование.

Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нем также ведется преподавание в школах и вузах.

Дошкольное образование – детские сады

С 9 месяцев родители могут отдать ребенка в финский детский сад. Там формируются группы, в которые может ходить от 12 до 21 человек. Количество воспитателей зависит от числа детей. В детских садах не проводится никаких обучающих занятий. Основное внимание уделяется воспитанию ребенка.

Детские сады в Финляндии платные. Сколько надо будет заплатить за посещение, зависит от зарплаты родителей. Сумма колеблется 23 до 254 евро. Даже при этом детских садов в стране недостаточно. Чтобы хоть как-то решить проблему, государство выплачивает пособие родителям, если они сидят с ребенком дома.

С 6 лет посещение детских садов, на целый день или на полдня обязательно, так как начинается подготовка к школе. С ребятишками проводятся занятия, где им в игровой форме даются необходимые знания, которые потребуются в школе.

Школьное образование

В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.

Школа делится на 2 уровня:

Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

  • математику,
  • чтение,
  • родной язык,
  • природоведение.

Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.

Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию  идут те, кто хочет улучшить свои знания.

В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.

Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий.

Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени.

В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

Система высшего образования

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.

Обучаясь в вузах, студенты могут получить 3 научные степени:

  • Бакалавр. Присваивается через 3-4 года обучения. На некоторых специальностях для ее получения надо пройти углубленный курс или защитить выпускную работу.
  • Магистр. Для получения этой степени надо будет проучиться в вузе еще 2 года. А для студентов политехнических вузов обязательной является работа по специальности в течение 3 лет. Только после этого им присваивается звание магистра.
  • Доктор наук. Для получения этой степени надо закончить докторантуру. На это уйдет дополнительно 4 года. Звание доктора наук присваивается после защиты диссертации. Через 2 года обучения в докторантуре присваивается степень лиценциата, не имеющая аналога в других европейских странах.

Чтобы учиться в финских вузах потребуется знание финского или шведского языка, на которых ведется обучение. Правда, для иностранных студентов есть курсы, где в качестве языка обучения может использоваться английский.

Высшее образование бесплатно. Причем равными правами обладают граждане страны и иностранные студенты, выбравшие финские вузы. С них за обучение также не возьмут денег. Чтобы поступить в вуз, надо сдать вступительные экзамены. Как они будут проходить, какие дисциплины включать, каждый вуз определяет самостоятельно.

Специальное образование

Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам.

Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.

В лицее обучение длится 3 года. Прослушав весь курс, учащиеся должны сдать экзамены по 4 основным дисциплинам:

  • родной язык,
  • второй государственный язык,
  • иностранный язык,
  • математические или гуманитарные дисциплины на выбор.

Если экзамен сдан успешно, выпускники становятся абитуриентами. В дальнейшем они имеют возможность получить высшее образование, сдав вступительные экзамены в вуз.

Финские школы: как учатся дети в Финляндии

Образовательный процесс построен совершенно иначе, нежели в России.

Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня.  Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы.  В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.

Школы не делятся на обычные и элитные. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование.  Причем, собирать деньги с родителей строго запрещено. В школе нет деления на классы по уровню успеваемости. Одаренные и отстающие дети учатся вместе.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если необходимо, ученик может остаться после урока, чтобы учитель объяснил ему непонятный материал. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми тьюторы занимаются дополнительно индивидуально или в группах.

В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.

Оценки в начальной школе начинают выставлять после 3 класса, но только в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.

Финские школы для русских

В 1997 году была основана Русская школа Восточной Финляндии, где учится большинство русских детей. Ее филиалы открыты в 3 городах – Йоэнсуу, Лаппеенранте и Иматре.

Чтобы дети русских иммигрантов могли быстрее адаптироваться, часть предметов здесь преподается на русском языке. Кроме того, в классе, когда занятия проходят на финском языке, находится русскоговорящий тьютор. Он помогает ученикам, если они что-то не поняли. Русские ученики посещают дополнительные занятия по финскому языку.

После окончания школы, из ее выпускников формируются группы, которые проходят обучение в лицеях города. Узкоспециальные дисциплины они изучают отдельно с русскоговорящими преподавателями, а основные вместе с остальными лицеистами.

Правда ли, что финское образование лучшее в мире

Финское образование считается одним из лучших в мире. Во многом это действительно так, но, тем не менее, оно имеет и свои недостатки.

Одним из главных недостатков можно считать то, что финская школа ориентирована, в первую очередь, на отстающих детей в ущерб одаренным. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока.

Если пробел в знаниях слишком большой, с отстающим занимается индивидуально или в небольшой группе тьютор. Одаренным же детям уделяется куда меньше внимания. Даже если материал слишком прост для ученика, усложненная программа для него не предусмотрена.

Единственное, что может сделать в такой ситуации учитель, – дать дополнительное задание. Но это не предусмотрено программой и остается личной инициативой учителя.

Еще один существенный недостаток финской системы образования – не всегда продуманная программа изучения предметов. Так, ученики 7 лет изучают 4 основных арифметических действия, а в 8 классе программа по математике резко усложняется. Справиться с этим способен далеко не каждый ученик, из-за чего возникают пробелы в знаниях.

В финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики  получают большую самостоятельность, но это подходит далеко не всем.

Однако, нельзя отрицать, что финская система образования имеет и много плюсов. Один из главных – доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев.

Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения искать необходимую информацию, на развитие самостоятельного мышления. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение.  Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ.

Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают еще один или два иностранных и свободно общаются на них. Это возможно благодаря тесной связи образования с практикой.  Такой подход применяется и при изучении других предметов.

Вообще, практическим занятиям на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Уже в школе ученики знакомятся с профессиями, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем.

С выбором дальнейшего пути им помогает определиться «учитель будущего».

Финское образование, хоть и считается одним из лучших, имеет и свои минусы. Но финны и не думают останавливаться на достигнутом, проводя реформы, внедряя новые методики обучения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.