Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников образования
Стимулирующие выплаты по ТК РФ: в 2020 г. для внебюджетных и бюджетных сотрудников
Последние изменения: Январь 2020
Одна привычный порядок расчетов зарплаты недостаточен, организация вправе предпринять действия по увеличению трудового дохода сотрудников.
Многие работодатели пользуются поощрительными выплатами, и их часть в заработке может быть значительной.
Этот факт заставляет подробнее изучить порядок расчетов и назначения стимулирующих надбавок к заработной плате бюджетникам. Стимулирующие выплаты для них часто составляют значительную часть дохода.
Разновидности выплат: стимулирующие или компенсационные
Применение стимулирующих выплат регулируется ТК РФ — основным документом, содержащим нормы трудовых отношений между руководством и сотрудниками.
Разъяснения, что относится к стимулирующим выплатам, содержатся в следующих положениях трудового кодекса:
- Ст. 57 описывает основные принципы составления контрактов с наемными работниками, включая требование указания в документе условий оплаты, включая стимулирующие выплаты.
- Ст. 129 содержит описания о том, что входит в заработок сотрудника.
- Ст. 135 устанавливает обязанность фиксирования условий начисления заработка и стимулирующих выплат в документах локального уровня (внутренних положениях, распоряжениях, коллективном договоре).
- Ст. 191 определяет правила оформления трудовых поощрений от работодателя работникам.
Стимулирующие выплаты — это поощрение, повышающее ценность текущего работодателя в глазах работников. Трудовое законодательство описывает общие нормы расчета дохода наемных лиц, однако все случаи предусмотреть в рамках ТК невозможно – и это решается за счет издания специальных актов и положений, например, стимулирование работников бюджетной сферы через разнообразные надбавки.
Стоит научиться отличать компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы и других работникам, включая коммерческие структуры.
Стимулирующие надбавки ориентированы на поощрение добросовестных работников за эффективный труд, поэтому относятся к разновидности поощрений.
Компенсационные перечисления предназначены для отдельных категорий работников, выплачиваемых в любом случае, независимо от результатов работы и отношения к ней.В то же время, подобные выплаты не могут быть причислены к премиям и вознаграждениям, не связанным с результатами работы. Многие предприятия практикуют отчисление 13-й зарплаты, при этом неважны итоги и достижения сотрудников.
Согласно российским законам, руководство не вправе штрафовать работников или уменьшать величину оклада, тарифную сетки, даже если работник допустил оплошности или халатно относился к делу. Дисциплинарные нарушения не являются поводом для штрафования граждан со стороны предприятия.
Варианты оформления стимулирующих выплат
Если потребовалось законным образом оформить доплаты к основной части заработка, предстоит разобраться в формах стимулирующих выплат и их правильном назначении.
- Доплата. Они связаны с непосредственным выполнением обязанностей по должностной инструкции и дополнительным обязательствам.
Доплатой не считают сверхурочные, графики с ночными сменами и другие варианты трудовой деятельности, требующие повышения оплаты труда.
- Надбавки. С целью стимулирования иногда руководство дополнительно к окладу или ставке по тарифу добавляет свою систему оплаты, при которой сотрудники вправе рассчитывать на увеличение трудового дохода.
Характер действия надбавок, период их применения определяется предприятием самостоятельно, согласно принятому нормативному акту
- Премии. К премированию прибегают чаще всего. Руководство, намеренное поощрить отличившихся сотрудников, чаще прибегает к системе премирования, самостоятельно определяя параметры заслуг, по которым можно назначить премии.
К схожим вариантам относится премирование в натуральной форме, однако по закону сумма таких премий не должна быть выше пятой части от зарплаты.
На разных предприятиях своя специфика деятельности, и администрация вправе разрабатывать собственные механизмы поощрений работников, стимулируя персонал к продолжению труда и достижению высоких результатов, поскольку прямого запрета на разработку индивидуальных систем премирования со стороны закона нет.
Как назначается стимулирующая выплата
Назначение стимулирующих выплат регламентировано законом (ТК РФ). Несмотря на наличие множества отклонений и потребности в индивидуальном регулировании, есть общие принципы назначения стимулирующих, согласно законодательству.
Последовательность оформления выплаты стимулирующего характера представлена несколькими шагами:
- Работодатель фиксирует порядок предоставления стимулирующих выплат в документации – контракте и внутренних нормативах. Только предприниматели, отнесенные к микроорганизациям, не вправе принимать подобные распоряжения, отражая условия выплаты стимулирующего характера в договоре.
- Принимаемый работник должен быть ознакомлен с положениями акта, устанавливающего порядок назначения стимулирующей выплаты.
- Если работник выполняет условия для проведения дополнительной оплаты, руководитель распоряжается вознаградить человека через составление отдельного приказа индивидуально или на весь персонал сразу.
- На основании изданного приказа бухгалтер рассчитывает и организует выдачу средств всем упомянутым в списке.
Когда приказ исполнен, его передают в архив для хранения на срок до 75 лет.
Для бюджетников
Если в пределах коммерческих организаций вопрос решается быстро — путем принятия внутреннего регулирующего документа, то в бюджетной сфере руководство не наделено правом распоряжаться средствами и доходом организации, а значит и формирование условий для расчета заработной платы лежит вне компетенций администрации.
Тем не менее, стимулирующие платежи остаются доступными и для бюджетников. Просто они руководствуются иными нормативами, установленными на федеральном уровне. За основу берут положения Приказа Министерства здравоохранения и соцразвития № 818, изданного в 2007 году.
В нем содержатся нормы применения стимулирующих доплат и их разновидности:
- По выслуге лет, непрерывному стажу.
- За качественный результат трудовой деятельности.
- За итоги и интенсивный труд.
- По результатам завершенного объема работы.
Иные локальные нормативы не применимы в отношении бюджетников, и при назначении стимулирующих необходимо руководствоваться общими положениями.
Руководитель должен понимать, что при оформлении распоряжения о выплате подобного рода на предприятии может быть организована проверка о надлежащем расходовании средств из бюджета.
Образовательная сфера
Большая доля применения стимулирующих выплат — учителям и лицам, работающим в сфере образования. В отношении персонала образовательных учреждений применяется система расчетов баллов, по которым определяется доплата. Вес 1 балла в денежном эквиваленте устанавливается с учетом располагаемого фонда оплаты труда.
На каждого сотрудника заводится отдельный лист оценки, где отражаются результаты работы и рассчитывается размер полагающейся доплаты. После определения общего количества баллов, заработанных всеми сотрудниками организации, вычисляют стоимость 1 балла. Далее количество начисленных на конкретного человека баллов умножается на вычисленную стоимость.
Помимо показателей работы на уроках особую ценность имеет ведение внеурочной деятельности, участие в экскурсиях, организация мероприятий, походов.
Учитывают и работу по изучению успеваемости учеников, работу с родителями, активность обучающихся на олимпиадах различного уровня, работа с семьями, относимыми к категории неблагополучных.
Чем выше активность учителя, тем больше баллов и, соответственно, больше заработная плата и доплата в качестве стимулирования работника.
При определении стимулирующих выплат по дошкольным учреждениям исходят из разделения персонала на воспитателей и педагогов. На них выделяется 60% всего объема зарплатного фонда. Однако мимо них в штат организации входят представители иных профессий: сторож, повар, уборщица и т.д.
Ценность при установлении суммы выплаты в дошкольном учреждении определяется достигнутым успехом при работе с кружками, дополнительными воспитательными программами и факультативами.
У руководящего состава уровень доплаты определяется по-иному.
Директор образовательного учреждения и заведующий дошкольного заведения рассчитывают на увеличение дохода за счет:
- Активной работы с родителями;
- Отсутствие жалоб;
- Ведение профильного обучения;
- Вовлечение в преподавательскую сферу молодых;
- Достигнутый уровень результатов ЕГЭ.
- Развитие талантов, раскрытие одаренных школьников.
В каждой образовательной организации устанавливают собственные Положения, с обязательным учетом требований закона и утверждением Положений, которые принимаются после предварительного согласования с коллективом.
Медработники
На медицинских работников распространяются единые правила, зафиксированные в специальной программе после старта запущенной в 2011 году модернизации этой сферы.
Благодаря последним изменениям в отношении зарплат сотрудников медучреждений, на стимулирующие теперь вправе рассчитывать и специалисты, и медсестры (средний и младший уровень).
Ответственность за принятие любых решений, касающихся доплат медработникам, возлагают на представителей региональных структур области здравоохранения, а сумму доплаты устанавливают в рамках медучреждения.
Параметры, которые влияют на стимулирующие:
- численность населения;
- плотность проживания;
- преимущественный возраст;
- особенности и предрасположенности к заболеваниям;
- смертность.
Помимо этих характеристик на стимулирующие доплаты влияет спектр оказываемых медуслуг, местность, специфика и уровень учреждения.
В отдельных случаях стимулирующая выплата не применима:
- в отношении руководителей учреждения, если они не входят в категорию практикующих специалистов;
- к врачам, у которых уже установлена выплата участника национального проекта Здоровья;
- для лиц, работающих на высокотехнологичной технике, и получающих доплаты за это.
Руководство организации оставляет за собой право отказать в доплате, если есть нарекания к качеству и объему исполняемой работы.
Культурная сфера
Для сотрудников сферы культурного развития действуют свои разновидности выплат – с регулярным или однократным применением.
Среди регулярных платежей, закрепленным на федеральном уровне, действуют доплаты за профмастерство, причисление к «народному» или «заслуженному» званию, стаж, присвоенную степень, иные важные показатели.
Схема проведения
Собираясь устроиться на работу, где действуют дополнительные системы начисления трудовых доходов, необходимо понимать, что стимулирующие выплаты назначают не всем, а в индивидуальном порядке.
Этапы согласования надбавок и доплат представлены несколькими шагами:
- Включение пункта о получении стимулирующих выплат в контракт с работодателем, с описанием условий или ссылкой на нормативный акт, регулирующий расчеты.
- Если выполнены условия начисления доплаты, факт подтверждается подписанием Протокола заседания комиссии и последующим изданием внутреннего приказа.
- Сотрудника уведомляют о наличии права на доплату и выдают сумму согласно информации из Приказа и расчетов бухгалтера.
Как правило, стимулирующая выплата не считается отдельным отчислением, что заставляет работодателя отдельно оформлять документацию на нее, с отсрочкой платы на следующей зарплатной даты.
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
Стимулирующие выплаты учителям в 2020 году: критерии — Все льготы
Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:
- основной оклад;
- различные виды компенсаций;
- стимулирующие надбавки.
Аналогичное деление прослеживается и в Постановлении Правительства № 583, опубликованного 5 мая 2008 года. В нем закрепляется система начисления заработной платы для работников бюджетной сферы.
Размер основного оклада определяется квалификацией педагога и количеством проведенных им занятий (так называемых академических часов).
Сумма компенсаций зависит от условий работы учителя: ездит ли он в командировки, преподает ли в сельской местности.
Размер и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются в документах учебного учреждения. Поэтому в каждой школе свои критерии начисления надбавок.
Что важно при начислении надбавок?
Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:
- как именно определяются критерии выплат;
- в каком порядке премируются сотрудники;
- каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
- откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
- занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.
Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2020 году.
- Организация дополнительных внешкольных проектов с классом (хождения на экскурсии, участие в социальных мероприятиях – посещение ветеранов, детдомов, уборка территорий, мотивирование учеников на запись в кружки, секции, занятия для дополнительного образования).
- Привлечение учеников к различным исследовательским проектам, их координация и итоговая оценка их достижений.
- Улучшение обучаемости детей: выплаты положены педагогам, ученики которых начали лучше писать контрольные и лабораторные работы, показывают более высокие результаты на экзаменах, чем прежде.
- Привлечение детей для участия в различных школьных, городских, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, эстафетах, олимпиадах, состязаниях: в случае успешной демонстрации себя учениками преподавателю положены дополнительные баллы.
- Использование информационно-коммуникационной техники при проведении занятий, организации работы с детьми и их родителями или опекунами, создание виртуальных классов.
- Соблюдение образовательных стандартов, внедрение инновационных разработок в базовую программу для эффективности работы с обучающимися.
- Обращение внимания на физическое здоровье детей, организация спортивных мероприятий.
- Проведение бесед с учениками из неблагополучных семей, их родственниками, способствование интеграции таких детей в классный коллектив.
- Разработка специализированных стендов, уголков и мини-музеев в тематических классных комнатах.
- Своевременность сдачи отчетности, грамотное заполнение документов.
- Посещение курсов для повышения личной квалификации.
Подобные критерии выплат разработаны для того, чтобы учителя были заинтересованы в поднятии качества образования. Преподаватели обязаны постоянно заниматься улучшением профессиональных навыков. Однако полное соответствие всем критериям на практике затруднительно.
Как распределяются баллы в оценочном листе?
Формат листа самооценки учителя устанавливается в каждом учебном заведении отдельно. На основании изучения подобных документов можно выделить приблизительную структуру оценочного листа и количество баллов, проставляемых в каждый пункт.
- За учебные достижения детей полагается от 0,5 до 5 баллов. К достижениям относят участие в различных соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах. Причем чем масштабнее мероприятие, тем выше балл. Например, за олимпиаду, проводимую лишь в пределах школы, полагается самый минимум – 0,5 баллов. Но если ребенок участвует в конкурсах общероссийского масштаба, то и оценка преподавателю ставится максимальная – 5. Дополнительные баллы начисляются, если ученик занял призовое место. Оценка выставляется за каждого ученика и за каждый предмет отдельно. То есть если у учителя один ребенок участвовал в городской олимпиаде, а другой – в региональной, то за первого участника, допустим, ставится 2 балла, а за второго – 3. Итого оценка равна 5.
- От 1 до 3 баллов оценивается качество знаний у учеников. Чем больше в классе ударников и отличников, тем выше премия. Отдельными баллами оценивается подготовка к ЕГЭ. Если во время промежуточного тестирования обнаруживается, что ребенок выполнил задания на 100%, то учителю полагается надбавка к окладу.
- От 3 до 5 баллов могут поставить преподавателю, который занимается своим самообразованием и участвует в педагогических конкурсах. Посещение различных курсов, демонстрация своих профессиональных качеств в конкурсах позволяет увеличить заработную плату.
- От 1 до 9 баллов полагается педагогам, которые делятся своим профессиональным опытом с коллегами и научным сообществом. Если учитель участвует в различных конференциях, выпускает собственные методические разработки, конспекты занятий, ведет профессиональный блог или видеоаккаунт, пишет научные статьи, издает собственные книги, то руководство обязано его премировать.
- От 0,5 до 5 баллов проставляется за эффективную работу с классом и родителями учеников. Если дети кушают в школьной столовой, с ними проводятся классные часы, родители посещают школьные собрания, все вместе устраивают различные мероприятия (субботники, экскурсии, ярмарки), участвуют в школьных и городских праздниках, то преподаватель получает соответствующие надбавки.
- От 1 до 5 баллов получают педагоги за своевременное оформление документов, отчетов, выполнение поручений директора или завуча, проверку надлежащего состояния дневников у обучающихся.
В школах могут быть установлены и иные критерии для листа самооценки учителя. Например, в республиках, где образовательный процесс может идти на местном языке, могут добавить баллы за привитие детям любви к родному краю.
Как вычислить полагающуюся премию?
Надбавки в 5-10% от основного оклада полагаются учителям, у которых:
- большой стаж педагогической деятельности;
- имеется выслуга лет за работу с детьми;
- есть различные почетные звания и награды;
- есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
- подтвержденная категория квалификации по специальности.
Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.
Пример расчета надбавок за полученные баллы
- У школы в бюджете есть 70 тыс. руб., предназначенных для премирования педагогов. За месяц выявлено 5 самых лучших учителей. Двое из преподавателей набрали 37 баллов, еще двое – 43 балла, и последний набрал 51 балл.
- Вычисляется вся сумма баллов за месяц. (37*2) + (43*2) + 51 = 214.
- Теперь денежные средства, предназначенные для надбавок, делятся на количество выявленных баллов, чтобы узнать, сколько стоит единица в оценочной системе. 70 000 / 214 = 327,1 руб.
- Высчитывается персональная премия для каждого учителя. Например, тот, кто получил 51 балл по итогам работы, может рассчитывать на выплату в размере 51*327,1 = 16682,1 руб.
Приведенный пример условен и лишь показывает, как необходимо производить расчеты.
Учитель должен постоянно следить за своей репутацией. Если от родителей школьника поступила жалоба на преподавателя, даже уже начисленные баллы у него могут снять.
Доплата для учителей в сельской местности
Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.
Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:
- помощь в получении квартиры или дома;
- льготы для оплаты услуг ЖКУ;
- единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.
Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.
Критерии выплат для педагогических работников в 2020 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.
Стимулирующие выплаты учителям в 2020 году — что это такое, критерии, в сельской школе, как считать
В современной жизни образование играет ключевую роль в получении последующей высокооплачиваемой работы. Однако добиться этого показателя без хороших педагогов не возможно.
Именно на их плечи возлагается будущее образование молодых людей и дальнейшее становление их личностей.
Ранее, заработная плата педагогов не отличалась высокими показателями, в настоящее же время государство всячески стимулирует надбавками и пособиями эту категорию рабочего класса.
Важные аспекты
В настоящее время для них разработан целый ряд поощрительных надбавок, что существенно увеличивают ежемесячное пособие педагогов.
При формировании поощрительных выплат для учителей учитываются следующие важные аспекты их трудовой деятельности:
- интенсивность и загруженность образовательной деятельностью;
- отличный результат обучающего процесса;
- качество, что влияет на успеваемость обучающихся молодых людей;
- выслуга, а также непрерывный стаж работы на должности педагога.
При формировании денежного поощрения учитываются все трудовые заслуги педагога, из-за чего его сумма может быть существенно, разниться в зависимости от результативности труда учителя.
Что это такое
Положения о распределении стимулирующих выплат учителям, гарантирует педагогу надбавку к окладной части за качественное исполнение своих трудовых обязанностей.
В данном случае речь идет о бюджетных средствах, что распределяются между педагогами всей страны в зависимости от их трудовой деятельности и трудового стажа.
Иными словами это государственная мера, направленная на поддержания достойного уровня заработной платы для учителей.
Однако в случае с такого рода денежной надбавкой не все так просто, чтобы педагог ее получил, ему предварительно предстоит подтвердить свою профпригодность.После чего в расчет поощрительной надбавки будут включены отработанные часы, а также результаты успеваемости учеников.
Цель социальной помощи
Социальное поощрение для педагогов направлено в первую очередь на их стимуляцию к повышению успеваемости своих учеников.
Кроме этого, это мера позволяющая рассчитывать не на крошечный оклад, а хорошую заработную плату, достойную на сегодняшний день и иных профессий.
Данная выплата выступает одновременно поощрением и стимуляцией для педагогов, что мотивирует их к активным обучающим действиям.
Введению в школьную программу иных методов восприятия учениками информации, которые рассчитаны на достижение максимального продуктивного результата.
Поощрительная надбавка для учителей – мера обеспечения выполненная на законодательном уровне для повышения уровня образования в нашей стране.
Правовое регулирование
На законодательном уровне заработная плата учителей формируется в соответствии со статьей 129 Трудового Кодекса РФ и ФЗ №583 «О введении новых систем оплаты труда» от 05.08.2008 года.
Закон о стимулирующих выплатах в рамках новой системы оплаты труда педагогических работников
Найм Труда > Выплаты работникам > Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам: оценочный лист, условия получения
В 2008 году в системе образования произошли изменения, утвержденные Госдумой. Вопрос касается рекомендованных обновлений в сфере оплаты труда. Специальная комиссия рассмотрела порядок регулирования трудовых и социальных отношений. О том, как будет осуществляться реализация закона о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, говорится в статье.
Законодательное обоснование
Законодательное регулирование выплат педагогам
Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).
При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.
Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.
При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.
Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).
Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.
Какие выплаты запланированы
Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:
- Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
- Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
- Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).
Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:
- практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
- бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
- итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
- различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
- привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
- повышение качества, модернизации учебных программ;
- организации спортивных встреч;
- дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
- дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
- осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
- привлечение и обучение новых кадровых учителей;
- постоянное самообразование, совершенствование квалификации.
Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.
Положение о стимулирующих выплатах
Положение о стимулировании утверждает директор школы
Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:
- условия и порядок распределения доплат;
- учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
- условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.
Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.
При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.
Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.
Оценка трудовой деятельности педагогического коллектива согласно Положению производится экспертной группой в составе административного представителя, члена профессионального комитета и специалиста предметника (в составе может быть больше трех человек). Учителя подают на заседание Совета школы папку документов (портфолио) с результатами работы. На основании оценочной работы экспертной группы издается приказ директора школы.
Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.
Совет школы выполняет функции общественного контроля соблюдения порядка по установке, перечню и размерам стимулирующих надбавок. Педагог на протяжении учебного года ведет самоанализ своей практики сообразно тем критериям, которые утверждены в Положении. С помощью мониторинга результатов подтверждается качественная сторона педагогической деятельности.
Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.
Оценочный лист
Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя
Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:
- данные о переподготовке на курсах или заочном обучении и др.;
- повышение квалификации в новом формате дистанционных КПК;
- в какой мере используются Федеральные государственные образовательные стандарты;
- участие в подготовке классов к тестированию ГИА, ЕГЭ;
- оценка качества знаний учащихся по результатам всевозможных контрольных работ, мониторингов (учитывается успеваемость учеников и качество работы);
- исследуются достижения в учебе с учетом участия каждого ученика по разным учебным предметам в районных и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских работах в школе и число победителей данных мероприятий;
- анализируются результаты участия школьников в районных соревнованиях (количество призовых мест) и конкурсах (командная подготовка, персональная подготовка каждого участника);
- рассматривается итог работы с каждым участником отдельно в игровых конкурсах для школьников 2–10 классов (условия, формат и результаты конкурса, статистические данные о тестировании, участие в интернет-проектах);
- подготовка и участие в состязаниях (число победителей, призеров и дипломантов);
- разбор и анализ каждого отдельного мероприятия, проведенного в рамках предметных внеклассных мероприятий;
- оценивается качество работы по четвертным итогам успеваемости.
Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.
Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.
Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.Важно! Благодаря заинтересованности педагогов в школьную программу внедряются новые методы донесения информации, восприятие ее учениками.
Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.
Условия получения надбавок
Принципы оценки достижений педагогов
В действующем ТК РФ и школьном уставе рассматривается вопрос о вознаграждении педагогов. В уставе прописываются все выплаты учителям. Чтобы установить стимулирующие надбавки за учебный период, разработаны оценочные критерии педагогической работы:
- плата за рабочий стаж;
- за профессионализм, уровень квалификации;
- за успешность учебного дела;
- надбавка за результативность, яркость деятельности;
- премиальные доплаты и другие выплаты.
Надбавки доплачиваются к окладу. Средства из бюджета страны разделяются между педагогическим контингентом пропорционально деятельности и стажа. Это мера государственной поддержки приличного уровня зарплаты учителей, вознаграждение и стимулирование, мотивация активности, заинтересованности в активных обучающих действиях.
Но получение поощрительной доплаты следует за подтверждением педагогом своей профессиональной пригодности, выраженной в успеваемости учащихся, итогах работы за год. Принципиальный подход к оценке достижений претендентов на доплаты выражается:
- в единстве подхода к методам оценивания;
- подлинность данных, используемых при оценочных действиях;
- строгое выдерживание нравственных норм, моральных принципов во время сбора информации и дальнейшего анализа.
Порядок начисления и выплаты стимулирующих надбавок
По школе издается приказ о создании комиссии, осуществляющей исследование, обсуждение поступивших материалов от учителей, итогов мониторинга профдеятельности специалистов и принятие решений о равноценности, целесообразности вознаграждения.
Каждый параметр соответствует определенному максимуму баллов. Комиссия по итогам рассмотрения документов оформляет оценочный лист, утверждает на заседании.
В случае несогласия претендента с оценкой комиссии он имеет право обжаловать оценочный документ. Поводом для пересмотра является нарушение методов мониторинга, повлекших необъективное заключение о качестве профессиональных действий.
Согласованный оценочный лист комиссия вносит в протокол о денежных доплатах, который подписывает председатель и члены рабочего совета. На основании удостоверенных документов издается приказ по учреждению за полугодие по персональным поощрениям, которые выплачиваются вместе с зарплатой ежемесячно.
Чтобы определить размер стимулирующих доплат персонально каждому учителю, расчет ведется следующим образом:
- подсчитывается количество баллов каждого педагога за проработанный период, накопленных в ходе мониторинга;
- находится общее число (сумма) очков всех претендентов;
- определяется стоимость балла (в рублях) путем деления стимулирующей доли ФОТ на общее число очков;
- размер поощрения находится умножением денежной стоимости на количество очков каждого преподавателя.
Порядок начисления стимулирующих выплат
Выплаты осуществляются в соответствии с внутренним распределением согласно уставу учебного заведения, где имеется информация о налоговых вычетах с зарплаты и премиальной части.
Относительно сельских школ существует такое же финансирование для поощрительных доплат педагогам. Фонд выделяется из бюджетной части сельского поселения.
При поступлении денежных средств непосредственно на баланс школы руководитель занимается распределением надбавки между педагогами. В случае обнаружения нерационального использования денег на поощрительные доплаты из бюджета района педколлектив может обращаться в Министерство образования с вопросом об урегулировании нарушения.
Целью социальных поощрений для педагогических кадров является активизация их, побуждение к повышению уровня знаний, интереса к учебе своих учеников. К тому же эта мера позволяет надеяться не на малый оклад, а на хорошую достойную зарплату.Педагоги, работающие в детских садах или в младших классах и подготовительных группах, также могут получать дополнительные выплаты как вознаграждение. Право на получение денежных доплат предоставляется по итогам проводимых детских мероприятий, по количеству организованных кружков для детей, по занятости учителя на факультативах, в разработке программ обучения.
О законодательстве в области образования и науки смотрите это видео:
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.